Конспект экологического квеста на тему Люби, цени свой край родной (подготовительная группа)
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа № 5 «Конёк-Горбунок»
Управление образования администрации города Шахтерска
Подготовила:
воспитатель ДОУ № 5
«Конек-Горбунок»
Половец Анна Львовна
Квест «Родина моя»
Тема: «Люби, цени свой край родной»
Цель: Углублять экологические знания детей, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.
Образовательные задачи.
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране.
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Формировать у детей знания норм поведения в природном окружении и желание соблюдать их в практической деятельности и в быту.
Привлекать детей к посильному участию по охране и защите родной природы.
Развивающие задачи.
Развивать:
у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде;
эстетические, гражданские чувства и высокие морально - нравственные качества;
умение видеть красоту родной природы, восхищаться ею.
Воспитательные задачи
Воспитывать:
бережное отношение к миру природы, природному наследию родного края.
Доставить детям радость от участия в общем празднике и совместном труде.
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, физ. инструктор, музыкальный руководитель, родители.
Предполагаемый результат:
- повышение уровня экологической воспитанности;
- проявление ответственного и гуманного отношения к окружающей среде и природе родного края;
- понимание взаимосвязей в природе и места человека в них.
- становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;
- умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;
- освоение знаний об экологии родного края;
- расширение знаний детей о правилах поведения на природе;
- формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.
Звучит музыка, в зал заходят дети и родители.
Ведущая: Добрый день, жители прекрасной голубой планеты! Сегодня у нас праздник - 22 апреля - Международный день Земли - праздник чистой Воды, Земли и Воздуха.
Чтоб люди мирно жить могли
Мы отмечаем День Земли!
Пускай цветет планета наша,
Пусть будет каждый день украшен
И пеньем птиц, и шумом рек,
И пусть запомнит человек –
Земля, она у нас одна!
Она для жизни нам дана!
Звучит сигнал SOS!!!(инопланетная музыка ,звуки космоса).
Земля: «SOS, SOS, SOS!!! Я Земля, я Земля, передаю сигнал бедствия! Жизнь и здоровье землян в опасности! Ребята прошу вашей помощи! Для выполнения спасательной операции высылаю вам карту с подробным планом действий!
(На экране появляется метеорит со звуком, а под экраном обнаруживается обрывок карты и посылка с отличительными знаками для каждой команды.)
Ведущая: Ребята, посмотрите, к нам попала только часть карты, на которой есть стрелка с началом маршрута и разноцветные ленточки для каждой команды. Наша задача разделиться на команды и начать поиск остальных частей карты. (Дети распределяются на 4 команды, капитанами команд назначаются родители).
Ведущая: В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий. Как и в любом походе, вы должны помогать друг другу. Действуйте дружно, весело и вам будет сопутствовать удача.
Ну что же ребята на старт! Вперед!
Ведущая: Давайте закроем глаза и настроимся исследовать необычное и интересное, а поможет нам энергия космоса.
Игровое упражнение «Метеоритный дождь»
Ведущая: Откройте глаза и пройдите через «метеоритный дождь», прикоснитесь к его разным цветам и почувствуйте, как каждый цвет отдает вам свою энергию, насыщает вас смелостью, мужеством, храбростью, решимостью для успешного выполнения разных заданий в поисках карты спасения Земли.
(Дети продвигаются по коридору с открытыми глазами, звучит спокойная музыка космоса)
Ведущая: Посмотрите, вот стрелка-указатель, она ведет нас вниз.
(Стрелка ведет в фойе между 1 и 2 этажами. На столе лежит конверт с заданием).Ведущая: Что же делать дальше? Посмотрим подсказку.
Капитаны команд со своим помощником должны выложить буквы в слово и связать их между собой.
Игра «Собери слово» О Д Е Ж Д А
Ведущая: Молодцы! С заданием справились, прочитаем, какое же слово получилось и что оно может означать.
(Дети все вместе читают и высказывают свои предположения).
Ведущая: Все согласны, что необходимо одеться? Тогда отправляемся в группу.
(Дети заходят в приемную).
Ведущая: (дает указания) Одеваться быстро, молча, экономить время. Чья команда быстрее оденется, та и будет ведущей. (Время определяют песочные часы).
Ведущая: Все готовы продолжить путь? Тогда отправляемся дальше, стрелка показывает, что нужно нам выйти на улицу.
(На улице звучит музыка, приглашая детей на разминку).
Разминка - Флешмоб на песню « Родина моя»
Переход к участку ясельной группы.
Виды ходьбы.
Стрелка ведет к «ожившему» дереву. Под ним находим конверт с заданием «Оживи пенек»
(Собрать кодовое слово из букв, которые расположены в цветках)
1 команда – слово Л Ю Б И
2 команда - Ц Е Н И
3 команда - С В О Й4 команда – К Р А Й
Фраза – « Люби, цени свой край» (по одному слову каждой команде)
(Слова-цветы крепятся на пенек)
Ведущая: Молодцы! Задание выполнено, вторая часть карты найдена!
Переход к участку младшей группы.
Физминутка - игра«Паутина».
Подходят к участку младшей группе. На участке находится глобус с птицами (голуби мира)
Задание 1. «Отгадай – ка» (на голубях находятся загадки о птицах Донбасса)
Задание 2. «Назови сказку»
(назвать сказку, где в сюжете встречаются птицы, каждая команда называет по одной сказке)
Задание 3. « Найди и повесь экологический знак»
Сюрприз – живой голубь со свитком. (3 – я часть карты).
Ведущая: Итак, следуем по карте, а впереди лес! Чтобы попасть нам в лес, надо выполнить задания.
Переход к участку средней группы.
Физминутка – игра «Звериная тропа»
5 шагов – зайчата, 3 шага – медвежата, 4 шага, как лиса, 7 шагов – волчата.(Дети имитируют движения зверей).
На участке средней группы - плакат с изображением « Спаси лес»
(республиканский ландшафтный парк « Донецкий Кряж»)
Правила поведения в лесу.
Если то, что я скажу, верно - хлопайте в ладоши, если нет - топайте.
Ветки не ломайте, листья зря не рвите.
Цветы срывайте, в венки вплетайте.
Шумите, кричите, аукайте.
Громкой песней лес баюкайте.
Лягушек, гусениц, ужей из леса надо гнать взашей.
Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь.
Все животные и растения нужны лесу.
В лес возьми с собой топор: сможешь там
разжечь костёр.
Мусор в лесу не бросай, всё за собой убирай.
Раз вы так хорошо знаете правила поведения в лесу, то сможете помочь лесным обитателям навести порядок.
Экологический десант:
1 команда – «Если съем я пирожок, выброшу бумажку» - сбор мусора.
2 команда – «Если ветку подвяжу, колышек подставлю» - сломанное дерево.
3 команда - спаси муравейник.
4 команда – «Если разведу костер, а тушить не буду» - огороди костер
Ведущая: Молодцы! А теперь давайте расставим экологические знаки, а помогут нам в этом родители. (Находят 4-ю часть карты).
Физминутка - игра «Математическая улитка»
Переход к участку логопедической группы - « Животные»
Дети проходят змейкой между шинами и доходят до следующего конверта с заданием – ребусы.
Задание 1.
«Назови охраняемого обитателя республиканского ландшафтного парка «Донецкий Кряж».
(Каждой команде дается карточка с изображением трех животных, дети должны двух лишних зачеркнуть):
1 команда – лиса, заяц, белка;
2 команда – волк, тигр, лось;
3 команда – леопард, медведь, кабан;
4 команда – барсук, хорек, олень.
Задание 2.
«Продолжи ряд»
(Определить качество характера животного в сравнении с человеком - фразеологизмы)
1 команда - Трусливый как ……(заяц)
2 команда - Голодный как….(волк)
3 команда - Хитрый как …(лиса)
4 команда - Колючий как…(еж)
Задание 3
«Поставь палатку»
Каждой команде необходимо собрать и поставить палатку.
(После выполнения 3 задания дети находят 5 - ю часть карты)
Пешеходный переход «Мостик» к участку старшей группы - «Водные ресурсы»
Конкурс капитанов
На участке расположен бассейн с кувшинками, а в них задания.
1 задание – «Вспомнить пословицы и поговорки о рыбах.
Рыба ищет где, глубже, а человек ,где лучше.
Рыба гниет с головы.
Нем как рыба.
И карася без труда не выловить из пруда.
2 Задание – «Блиц – опрос»
Где живут рыбы?
Почему в народе так говорят: «Рыбы – дети воды»
Для чего рыбам нужен хвост?
Для чего нужны плавники?
Чем покрыто тело рыб?
Чем рыбы дышат?
Как называются рыбы, которые живут в реке, в море, в аквариуме?
Каких рыб вы знаете?
Пластический этюд «Море волнуется»
Задание 3. Водный десант « Очисти водоем»
(Дети и взрослые очищают «водоем» от мусора и находят последнюю часть карты)
Ведущая:Вот и нашли мы все части карты по спасению Земли.
Славно мы с вами потрудились.
Очень крепко подружились.
Потрудились, поиграли.
Все вокруг друзьями стали.
Сколько интересного и полезного мы успели сделать для окружающей нас природы родного края. Посмотрите-ка, друзья, как прекрасна наша земля! Мы должны любить нашу землю и беречь её.
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду её ни кому не дадим.
Украсим всю землю деревьями, цветами.
Такая планета нужна нам всем с вами
А теперь будем наводить красоту на участках. Только как? (Дети высказывают свои предложения).
Трудовой десант (высаживание саженцев совместно с родителями)
Каждая команда получает задание и материал для работы, отправляются на участки.
Ведущая: Все команды справились со своим заданием. Пришло время для награждения участников команд за активное участие в поиске карты по спасению планеты.
Вручение медалей « Активному защитнику природы»
Приложение
1.Игровое упражнение «Метеоритный дождь»
Цель: создать эмоциональное состояние детей перед началом выполнения заданий.
Описание: дети проходят через множество разноцветных ленточек в сопровождении установки для позитивного состояния детей.
2.Виды ходьбы
Цель: Совершенствовать ходьбу по извилистой линии и боковые прыжки из круга в круг, формируя правильную осанку и развивая общую координацию движений.
Описание. Дети друг за другом идут сперва по извилистой линии, потом боковыми прыжками продвигаются из круга в круг и заканчивают ходьбой по извилистой линии.
3. «Оживи пенек»
Цель: развитие умения составлять из букв слова.
Описание: собрать кодовое слово из букв, которые расположены в цветках
1 команда – Л Ю Б И
2 команда - Ц Е Н И
3 команда - С В О Й4 команда – К Р А Й
4. Физминутка - игра «Паутина».
Цель игры: развитие гибкости, ловкости, физического равновесия, образного и логического мышления, двигательных способностей.
Описание игры. Дети переступают и пролезают под натянутыми веревками – препятствиями.
5.Задание 1. «Отгадай – ка» (на голубях находятся загадки о птицах Донбасса)
Цель: закрепить знания детей о перелетных птицах Донбасса
Описание. Каждая команда слушает загадку о птице и озвучивает ответ.
1 команда
Эту птицу всякий знает -
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Друг Весны - Красны…скворец.
2 команда
Кто в саду выводит трели
На рожке и на свирели?:
Знать опять среди ветвей
Поселился...(соловей!)
3 команда
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
4 команда
Раньше всех из птиц встаёт,
Солнцу песенку поёт,
Всё живое поднимает,
Как ту птичку называют?
(жаворонок)
Задание 2. «Назови сказку»
Цель: закрепить знания детей и родителей о знакомых сказках.
Описание. Назвать сказку, где в сюжете встречаются птицы. Каждая команда называет по одной сказке.
Задание 3. « Найди и повесь экологический знак»
Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе
Описание. Дети находят соответствующий знак «Не разоряйте гнезда»
5. Физминутка – игра «Звериная тропа»
Цель: формировать умение детей имитировать движения диких животных.
6.Экологический десант.
Цель: расширить понятие детей о правилах поведения в природе, о полезной деятельности людей в природе.
Описание. Команды получают задание и выполняют его.
1 команда – «Если съем я пирожок, выброшу бумажку. Что нужно сделать?» - сбор мусора.
2 команда – «Если ветку подвяжу, колышек подставлю» - сломанное дерево.
3 команда - спаси муравейник.
4 команда –«Если разведу костер, а тушить не буду» - огороди костер.
7. Физминутка - игра «Математическая улитка»
Цель: совершенствовать навыки прыжков на двух ногах, продвигаясь вперед и не наступая на линии. Развивать глазомер и чувство равновесия.
Описание. Дети внимательно слушают указания физ. инструктора и выполняют его.
8. « Животные»
Задание 1.
«Назови охраняемого обитателя республиканского ландшафтного парка «Донецкий Кряж».
Цель: закрепить знания детей о животных, охраняемых от исчезновения.
Описание. Каждой команде дается карточка с изображением трех животных, дети должны два лишних зачеркнуть:
1 команда –лиса, заяц, белка;
2 команда – волк, тигр, лось;
3 команда – леопард, медведь, кабан;
4 команда – барсук, хорек, олень;
Задание 2.
«Продолжи ряд»
Цель: определить качество характера животного в сравнении с человеком.
Описание. Каждая команда продолжает начатый фразеологизм:
1 команда - Трусливый как ……(заяц)
2 команда - Голодный как….(волк)
3 команда - Хитрый как …(лиса)
4 команда - Колючий как…(еж)
Пешеходный переход «Мостик»
Цель: совершенствовать навыки ходьбы боком по узкой ограниченной площади. Развивать координацию движений, равновесие, внимание, ловкость.
9. «Водные ресурсы»
Конкурс капитанов
На участке расположен бассейн с кувшинками, а в них задания.
1 задание – «Вспомнить пословицы и поговорки о рыбах.
Рыба ищет где, глубже, а человек ,где лучше.
Рыба гниет с головы.
Нем как рыба.
И карася из пруда не выловить без труда.
2 Задание – «Блиц – опрос»
Где живут рыбы?
Почему в народе так говорят: «Рыбы – дети воды».
Для чего рыбам нужен хвост?
Для чего нужны плавники?
Чем покрыто тело рыб?
Чем рыбы дышат?
Как называются рыбы, которые живут в реке, в море, в аквариуме?
Каких рыб вы знаете?
Пластический этюд «Море волнуется»
Цель: развитие творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, эрудиции, внимания, памяти.Описание. Участники под музыку, раскачиваясь из стороны в сторону, имитируют движения морских волн .Задание 3. Водный десант « Очисти водоем»
(Дети и взрослые очищают «водоем» от мусора и находят последнюю часть карты)
10. Трудовой десант (высаживание саженцев совместно с родителями)
Каждая команда получает задание и материал для работы, отправляются на участки.
11. Вручение медалей « Защитнику окружающей среды»