Методический материал по теме Проектная деятельность на уроках обществознания
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ «Суховерковская СОШ» Калининского района Тверской областиПотемкиной Ольги Валентиновны
Научить каждого ребенка мыслить, самостоятельно добывать новые знания, формировать у него потребность в саморазвитии – задачи, стоящие перед любым современным педагогом. Для реализации этих задач в педагогический процесс широко внедряются методы и приемы, формирующие у школьников навыки самостоятельного приобретения новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы и делать выводы. К ним относятся проектные технологии, которые можно использовать как на уроке, так и во внеклассной работе. Проектная деятельность позволяет индивидуализировать образовательный процесс, создает благоприятные условия для развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся.В современной отечественной педагогике существует несколько классификаций проектов, однако, практика показывает, что обычно нельзя увидеть в чистом виде тот или иной проект, можно говорить лишь о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.
Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.Например, на уроках обществознания в 6 классеособый интерес вызвала работа над проектом «Кто такой патриот?». Учащиеся проводили анкетирование, представили рисунки, защищали свою точку зрения.Хочется отметить, что проекты в 6 – 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
Более подробно хочу представить проектную работу учащихся 10 класса по теме «Молодёжные конфликты» в рамках изучения обществознания. Этот проект заслуживает внимания, потому что является самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся.
Вид проекта: учебно-исследовательский
Форма проекта: социологическое исследование, презентация
Состав участников: учащиеся 9-11 классов, родители, педагоги
Проблема проекта:
- в чём причины молодежных конфликтов и возможно ли предотвратить молодёжные конфликты в школе?
Актуальность:
В школе происходит социализация личности подростка и в зависимости от того, насколько успешно протекает этот процесс, (воспитание духовных, нравственных ценностей) снижается или возрастает частота конфликтов между школьниками. Поскольку конфликты в нашей жизни неизбежны, нужно научиться управлять ими, стремиться к тому, чтобы они приводили к наименьшим издержкам для общества и участвующих в них личностях.
Цели проекта:Содержательные:
-Воспитание толерантности, взаимопонимания, гуманизации в отношениях подростков, педагогов, родителей.
-Профилактика конфликтных ситуаций.
Учебно-исследовательские:
-формирование умений сбора, обработки и систематизации материалов, работы с документами
Учебно-методические
-Координация действий обучающихся, педагогов и родителей
Задачи:
1.Изучить теоретические основы возникновения молодёжных конфликтов
2. Ознакомить с методикой проведения анкетирования-разработка проведения анкетирования, исследование полученных результатов.
3.Формировать навыки работы с научной информацией-умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Основные принципы работы:
Пример нравственного отношения учащихся и педагогов к выбранной теме.
Социально-педагогическое партнёрство.
Индивидуально-личностное развитие учащихся.
Социальная востребованность, актуальность
Основные функции проектной деятельности:
Научит:
-планировать решение задачи, выбирать пути её решения ,определять необходимые ресурсы;
- производить последовательность действий по плану, уточнять формулировки, получать недостающие данные;
-осуществлять поиски информации, оценивать её достоверность;
- взаимодействию с людьми.
Место и формы реализации:-выступление перед одноклассниками, на школьной конференции; размещение на сайте школы
Результаты:Метапредметные:
-умение сознательно организовывать свою познавательную и исследовательскую деятельность от цели до результата;
-умение объяснять явления и процессы в социальной жизни;
-овладение различными видами публикации выступлений-монологи, высказывания, дискуссии, доклады, рефераты, презентации;
-следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации
-умение структурировать знания
-строить речевые высказывания в устной и письменной форме
-установление причинно-следственных связей, логичность рассуждений, доказательств
Регулятивные:
-целеполагание, планирование, коррекция, оценка полученного-волевая саморегуляция -способность к волевому усилию, преодолению препятствий и трудностей.
Коммуникативные:
-формирование сознательной ориентации обучающихся на позиции
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
-владение монологической и диалогической формами речи, нормами общения.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного проекта
- программное обеспечение: MicrosoftWord, PowerPoint;
- компьютер, мультимедийный проектор, принтер.
Работа может быть представлена в электронных форматах: документ Word , демонстрация PowerPoint .
За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.Для изучения отношения учащихся и родителей к данной проблеме была разработана анкета, проанализированы ответы на вопросы.
Метод проектной деятельности предполагает, что после проведения исследования, результат должен быть представлен в виде завершенной работы и презентации полученных результатов. Очень важно, чтобы работы учеников были представлены в каком- либо конкурсе или конференции. Это очень нужно ребятам: для них это реальная возможность испытать себя и попробовать свои силы, а также оценить себя со стороны. С презентацией своего исследовательского проекта учащиеся выступили как в своей школе, так и на научно-практической конференции в Некрасовском сельском образовательном округе, где заняли 2место . Представление проекта было очень эмоциональным. Мои выпускники так увлеклись этой работой, что на следующий год подготовили проект на тему «Молодая семья сегодня», за который получили 1 место в окружной научно-практической конференции.В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Безусловно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:• развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;• развивает творческие способности и самостоятельность;• он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;• он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;• позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность.
Такой метод работы помогает и мне, как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами.Я считаю, что использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальным. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.