Доклад на тему: Системно-деятельностный подход на уроках образовательной области «Искусство» как главное условие реализации нового образовательного стандарта
Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение
«Вишневская средняя общеобразовательная школа»
Беловского района Курской области
РМО учителей области «Искусство» (музыка, ИЗО и черчение, МХК)
Тема: «Системно-деятельностный подход на уроках образовательной области «Искусство» как главное условие реализации нового образовательного стандарта».
Выполнила: Бабичева Наталья Ивановна
учитель искусства Вишневской СОШ
с.Вишнево
25. 08. 2016 г.
Настоящее искусство, кроме чисто эстетического наслаждения,
удовольствия и красоты
(а великое искусство воспитывает чувство настоящей красоты),
приносит громадную пользу:
оно воспитывает человека!
(Георгий Васильевич Свиридов)
Разговор по теме нашего заседания хочется начать с известной восточной мудрости: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.
Умение учиться всю жизнь особенно актуально для учащихся и обеспечивается целенаправленным формированием у него УУД (универсальных учебных действий). Необходимость целенаправленного формирования УУД нормативно закреплена в ФГОС.
В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.
Реализация технологии системно - деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.
Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях музыки, изобразительного искусства, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.
По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки и изобразительного искусства, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия и занятия искусством дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное и изобразительное искусство познать глубину душевных переживаний).
Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального и художественного образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как следствия объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
воспитание и развитие качеств личности,
переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);
учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Система дидактических принципов.
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
Психологическую основу концепции деятельностного подхода к обучению составляет положение: усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности. Хороший современный урок – это время, когда ученик познаёт себя, делает открытия, ищет верные решения, сомневается, радуется. Используя на уроках системно - деятельностный подход, тем самым решаю следующие задачи:
- помогаю эффективному накоплению каждым учеником собственного личного опыта;
- развиваю творческие способности; - предлагаю дифференцированные учебные задания и формы работы, поощряю к самостоятельному поиску путей решения поставленных проблем;
- осуществляю личностно-ориентированную направленность;
- помогаю ученику самостоятельно планировать свою деятельность;
- побуждаю детей к самооценке, анализу и исправлению ошибок.
Одной из форм деятельностного подхода является проектная деятельность обучающихся. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы. Метод проектов – это обладание знаниями, позволяющими судить о чём-либо, высказывать веское авторитетное мнение. Проект – замысел, план. Метод - это система приёмов и способов овладения определёнными практическими и теоретическими знаниями. В результате метод проектов - это совокупность приёмов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определённых практических заданий с обязательным представлением результатов.
Целью разнообразных образовательных технологий является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика, о которой пойдет речь ниже в данном докладе.
Расскажу немного о своей работе по данному вопросу на примере предмета «Музыка». Я работаю по программе, разработанной на основе программы «Музыка» В.В. Алеева., Т.И. Науменко, в частности, тот её важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе ФГОС.
Содержание курса 5 класса (тема года «Музыка и другие виды искусства») раскрывается в двух крупных разделах «Музыка и литература», Музыка и ИЗО». Учащиеся знакомятся с такими музыкальными жанрами, как песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, а так же специфические жанровые разновидности – музыкальный портрет, пейзаж в музыке и др.
Цель уроков - духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.
Задачи - научить школьника воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека, содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру, воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, способствовать развитию интереса к музыке, и, конечно же, патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки.
Воспитание патриотизма на уроках музыки имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, так как наши молодые современники должны не только обладать должным объемом знаний, но они должны стать зрелыми духовно и интеллектуально.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Уроки эстетического цикла, и музыка в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания, и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки) воспитывает в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.
Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма школьников на уроках музыки, которое на основе отечественных произведений, русских песен будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Предлагаю несколько примеров такой работы:
в начале урока дети знакомятся с темой, записанной на доске; урок заканчивается обсуждением вопроса о том, какие задания относятся к данной теме; выясняется, соответствует ли данная тема содержанию урока, является ли тема основной для урока;
тема урока не сообщается; дети в конце урока получают задание сформулировать его тему;
называю содержание заданий, которые нужно выполнить на уроке; в конце урока обсуждается их результат.
Использование деятельностного подхода в обучении школьников решает главную задачу – достижение оптимального общего развития каждого учащегося при сохранении здоровья.
В основе деятельностного подхода к обучению рекомендуются разнообразные приемы и методы, «включающие» школьников в совместную работу - решение задач и заданий практического характера, разгадывание ребусов, загадок, игры, уроки-путешествия, уроки-экскурсии, уроки- выставки.
Для развития креативности школьников была разработана система творческих заданий, включающая три блока. Главной целью этих заданий является развитие таких творческих навыков ребенка, которые бы привели к свободному оперированию музыкальными знаниями, а также способствовали активному, уверенному, увлеченному музицированию в самых различных формах.
Так, первый блок заданий - «Музыкальная разминка» - направлен на развитие умений интегрировать, то есть связывать воедино, ассоциировать, классифицировать и обобщать информацию о музыкальном произведении, о жизни композитора и т.д., логически мыслить и выделять главное:
1. «Письмо». Напишите письмо композитору-автору произведения. Опишите в нём свои впечатления от прослушанной музыки.
2. «Создай свой сюжет» - придумайте новый сюжет к уже известной вам музыке.
Второй блок заданий - «Путешествие в мир звуков» - способствует развитию внимания и памяти учащихся, умению прислушаться к себе, к окружающему миру, умению «слушать» и «слышать» музыку:
Третий блок заданий:
1. «Нарисуй музыку». Представьте, что музыка передает какое-либо состояние природы (осень). Изобразите красками пейзаж именно в том состоянии, которое передалось музыкой. Какие цвета подойдут для грустной музыки? (Холодные, неяркие) Для жизнерадостной? (Яркие и теплые).
2. «Цветная гамма». После прослушивания и исполнения музыки подберите и составьте из красок цветовую гамму-колорит. Нарисуйте этими красками радугу или орнамент, соответствующий характеру музыки.
3. «Я - поэт». Подберите или сочините сами небольшое стихотворение (четверостишие) на прослушанную музыку.
4. «Я – композитор». Сочините музыку к предложенным рисункам.
При выполнении заданий этого блока, дети учатся обращать внимание на оттенки своего настроения, передавать целые комплексы чувств и эмоций, вызванных жизненными обстоятельствами, музыкальными произведениями, услышанными на уроке, или другими факторами, то есть делились более глубокими внутренними переживаниями.
Для того чтобы учащиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы музыкального произведения, был использован метод пластического интонирования. Такая работа позволила детям не только воплотить музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.
Третий блок заданий - «Творческий марафон» - развивал умственную гибкость учащихся, их поисковую и вербальную активность через умение переключаться с одного вида деятельности на другой; умение выразить в вербальной форме логику развития своей мысли; умение мобилизовать в нужный момент свое внимание и память. В ходе выполнения этого задания учащимся предлагалось построить взаимосвязи между словом, жестом и чувством, такие задания позволяли активно развивать ассоциативное мышление. В него были включены задания на тембровое, ритмическое, пластическое, мелодическое и вербальное фантазирование:
1.«В гостях у сказки». Задание выполняется группами учащихся. Сочините сказку к музыке. Придумайте главного героя, название сказки, последовательность событий.
2. «Музыкальный театр». Задание выполняется группами учащихся. С помощью движений, пантомимы изобразите персонажей музыкального произведения.
3. «Я - артист». Послушайте музыкальную пьесу. Продумайте костюм, грим, движения. С помощью пластического интонирования, танцевальной импровизации изобразите персонажей.
Таким образом, основными условиями эффективного развития творческих способностей детей являются:
- систематичность и последовательность;
- возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса;
- использование системно-деятельностного подхода, поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников.
Я думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет исполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.
Использование дифференцированных заданий
Я считаю необходимым включать дифференцированную работу на различных этапах урока в зависимости от его целей и задач.
Включение в образовательный процесс ИКТ
Включение в образовательный процесс информационных и коммуникативных технологий является средством обучения, воспитания и развития.
Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность учащимся для осуществления следующих видов деятельности: проведение урока с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа учителя; демонстрации при объяснении нового материала; заранее подготовленное выступление — доклад ученика по определенной теме; подготовка к выступлению, выполнение домашнего задания — поиск информации, работа над текстом, написание мультимедиа сочинения.)
Такая форма организации работы позволяет в большей степени осуществлять индивидуальный подход к обучению.
Использование метода проектов
В начальной и основной школе особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать творческое мышление, умение увидеть и решить проблему, а также направлено на обучение детей элементарным приемам совместной деятельности в ходе проектов.
Проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка; она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному.
Цель проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. Однако проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.
Когда мы употребляем словосочетание «проектная деятельность», мы имеем в виду особую деятельность, которая ведет за собой развитие школьника.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания.
Метод проектов хорошо «накладывается» на изучение предметов искусства. Так как на уроках искусства происходит созидание через творчество, и созидание, прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее. Поэтому, ведущую роль должны играть творческие методы обучения.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Главные цели введения метода проектов в практику преподавания музыки:
показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт;
реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем;
продемонстрировать уровень обученности и знаний в области музыки;
подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
тематика музыкального проекта должна быть актуальной;
проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
необходимо вовлечь в работу всех обучающихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его музыкальных компетенций.
. Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет лишь созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
В преподавании музыки метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать о творчестве композиторов, истории создания произведений или музыкальных инструментов, высказывать собственное мнение, создавать собственные сценарии, готовить концерты, газеты музыкальной тематики и т.д.
В проектной методике используется весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей: расширить кругозор детей, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и пополнить кабинет музыки творческими работами детей.
Овладение знаниями в области музыки в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, повышает их уровень культуры. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
• во-первых, поскольку проектная работа дает возможность обучающимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность;
• во-вторых, должен быть четкий план их выполнения проектных работ. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
• в-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными обучающимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.
Проект осуществляется по определенной схеме:
1. Подготовка к проекту.
Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
- предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить обучающимся идею, обсудить ее с учениками.
2. Организация участников проекта.
Сначала формируются рабочие группы обучающихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учеников к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением собранной информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, музыкальные спектакли, газеты, посвященные музыкантам и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта.
Важным стимулом для развития личности обучающегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта.
5. Подведение итогов проектной работы.
Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Методологические характеристики:
Проблема – вопрос или комплекс вопросов
Актуальность – почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.
Цель – запланированный результат.
Задачи – что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.
Методы – как решать задачи, проводить исследование.
Гипотеза – предположение, требующее доказательств.
Теоретические основания – теории, в рамках которых проводится исследование.
Объект – что исследуется.
Предмет – как, в каком аспекте исследуется объект.
Параметры внешней оценки проекта:
значимость и актуальность темы;
корректность используемых методов;
активность каждого участника проекта;
коллективный характер принимаемых решений;
характер общения и взаимопомощи;
глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
эстетика оформления результатов;
умение отвечать на вопросы оппонентов.
Работы рецензируются по следующим критериям:
Актуальность поставленной цели.
Новизна решаемой задачи.
Оригинальность методов решения задачи, исследования.
Новизна полученных результатов.
Уровень проработанности исследования.
Изложение доклада и эрудированность автора.
Оформление работы.
По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения предмета «Музыка»:
1. Ролевые проекты, например, инсценировка детских песен, разыгрывание фрагментов биографии композиторов и.т.д.
2. Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение биографии композитора», «Как создавалась опера», «Путешествие в мир музыкальных инструментов»
3.Сценарные проекты - сценарий внеклассного музыкального мероприятия для школы или отдельного класса.
4. Творческие проекты – музыкальные спектакли, театрализованные концерты, фестивали и.т.д.
5. Информационные проекты – музыкальные стенгазеты, материалы для стендов, публичное выступление с сообщением по какой-либо теме и.т.д.
6. Практико-ориентированные проекты, например, дидактический материал по какой-либо теме, создание музыкальной игры и её описание и т.д.
По признаку предметно-содержательной области:
монопроекты(вполне укладываются в классно – урочную систему)
межпредметные проекты (используется в качестве дополнения к урочной деятельности)
По количеству участников проекта:
индивидуальные
парные
групповые
По продолжительности проекта:
краткосрочные(2-6ч.)
средней продолжительности(12-15ч.)
долгосрочные
По результатам:
доклад, альбом
афиша
видеофильм
мюзикл
Проекты предполагают активизацию обучающихся: они должны сами добывать новые знания, общаться с другими людьми, искать фотографии и рисунки, и даже самостоятельно монтировать музыку и записывать ее. И, наконец, обучающиеся, имеющие разный уровень музыкальной компетенции, могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который обладает недостаточными музыкальными познаниями, может прекрасно владеть компьютером и.т.д.
Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который выполняют ученики, должен вызывать в них интерес, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.
“…дети любят искать, сами находить. В этом их сила”, - писал А.Эйнштейн; а "…творчество – разновидность поисковой активности", утверждал В.С. Ротенберг и что “на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького “искателя истины”, необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искания истины, лелеять проснувшуюся жажду знания”,- писал К.Н. Вентцель.
Принятый на веру материал обычно легко и быстро забывается, но если ребенок сам выработает мысль, самостоятельно освоив новое знание, то мысль эта сделается его собственностью.
“…плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить” (Ф.А. Дистервег).
Ориентируясь на цели и задачи, которые стоят перед учителем музыки, и, зная запросы обучающихся в современном мире, я и применяю в своей работе проектный метод.
Заключение.
Я, думаю, реализация новых стандартов в большей степени зависит от учителя, который перестанет быть единственным носителем знаний, а будет исполнять роль проводника в мире информации. Задача учителя не просто формировать и развивать необходимые качества, но и взаимодействовать со средой, в которой растёт ребёнок. Дать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор, а не давать готовое. Для выстраивания новой системы работы и достижения качественных результатов учебной деятельности целесообразно использовать наиболее эффективные приемы и формы ее организации:
1. Использование дифференцированных заданий.
2. Включение в образовательный процесс ИКТ.
3. Использование метода проектов.