Презентация Освоение нового федерального государственного образовательного стандарта и развитие УУД
Освоение нового федерального государственного образовательного стандарта и развитие УУД средствами РУССКОГО ЯЗЫКА 1 – 11 классы * Новые Стандарты провозглашают новые развивающие цели, но КАК это сделать? ФГОС (2009): цель - «компетентный деятель»; Главные образовательные результаты:ФГОС (2009-12) личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, Предметные результаты – ФГОС (2009) система действий с предметным содержанием. Предметные линии развития Продуктивные задания, развивающие действия с предметными знаниями * Регулятивные - обеспечивают организацию учебной деятельности Познавательные – …поиск информации… установление связей и отношений… преобразование Личностные - ценностно-смысловая ориентация учащихся (поступок – нравственная норма)Коммуникативные - ориентация учащихся на позиции партнеров по общению или деятельности Организационные - организовывать свою деятельность Интеллектуальные - мыслить и работать с информациейОценочные - делать выбор в мире ценностей и поступковКоммуникативные - общаться, взаимодействовать с людьми Общеучебные умения – главный результат, остающийся после школы * Что мешает учителю работать на новый результат? Разностильные учебники Методики обучения Приемы воспитания Приказы администрации * Что мешает всей школе работать на новый результат? ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК Межпредметный коммуникативный цикл Ключевое слово - общение Риторика Чтение /литература Русский язык Непосредственное общение Общение с автором через текст Язык – средство общения Общение с другими народами Иностранный язык РУССКИЙ ЯЗЫК 1 - 11 классы Грамотное и эффективное пользование русскимязыком в устной и письменной речи Осознание русского языка как национальногодостояния Приобретение и систематизациязнаний о языке ЦЕЛИ - ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ средствами предмета РУССКИЙ ЯЗЫК Коммуникативно-деятельностный подход * ЛИТЕРАТУРА 1 – 11 классы Самостоятельная интерпретация литературного произведения(понимание, эмоциональная и нравственная оценка) Приобщение к литературе как искусству слова (понятия теории литературы)Приобретение и систематизация знаний об истории литературы, книгах, писателях Функциональная грамотность (получение текстовой информации, различные виды чтения)Приобщение к читательской культуре (эстетический вкус, самостоятельный выбор) ЦЕЛИ - ЛИНИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИсредствами предмета ЛИТЕРАТУРА Пример диагностичности целей: единые линии развития (компетенции) через предметы Риторика ФИЛОЛОГИЯ Нравственное, самоопределение Общение Литература ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ ЯЗЫК КАК СПОСОБ (ФОРМА) ОБЩЕНИЯ ЯЗЫК КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ ОЦЕНКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ личностные результаты Коммуникативные УУД Русский язык Овладение языком и речевой деятельностью Познавательные УУД ОБЩЕНИЕ Специфика предмета «русский язык» Цель – практическая речевая деятельность на родном языкеОбъект изучения – языкОсновной метод – наблюдение над языкомНаучный подход – на основе наблюдений научиться понимать законы языка и правила его употребления в речи Общий подход к изучению русского языка от начальной до старшей школы Развитие интереса к изучению языка средствами самого языка:- богатство и системность языка- состав и задания учебника- отбор материла для занятий- построение урока Содержательные линии развития по русскому языку Языковая и лингвистическая компетенции функционирование языка-овладение всеми видами речевой деятельности ,-умелое и правильное пользование речью (словарный запас, грамматический строй, функциональные стили, литературные нормы);-ориентировка в тексте знание системы языка и науки о языке-освоение устройства языка во взаимосвязи его единиц и уровней;-осознание роли и места языка в мире;-развитие чувства языка;-формирование орфографической и пунктуационной грамотности развитие личности- формирование представления о языке как национальной ценности-осознание взаимосвязи языка, историии культуры народа- развитие эстетическогочувства Культуроведческаякомпетенция Коммуникативнаякомпетенция Соотнесение предметных компетенций с УУД Языковая и лингвистическая компетенции Коммуникативнаякомпетенция Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные результаты Культуроведческаякомпетенция Познавательные УУД 1ЛР: первичные навыки работы с информацией;2 ЛР: дальнейшее овладение родным языком;6ЛР: знания о языке как основа речевой деятельности Языковая/лингвистическая компетенция: приобретение и систематизация знаний о языке Коммуникативные УУД 3ЛР: умения различных видов устной и письменной речи;4 ЛР: овладение орфографией и пунктуацией (грамотной письменной речью);5ЛР: понимание и анализ текстов Коммуникативная компетенция: Грамотное и эффективное пользование русским языком с устной и письменной речи Личностные результаты 7ЛР: осознание себя носителями языка как части культуры;8 ЛР: развитие чувства языка Культурологическая компетенция: Осознание русского языка как национального достояния 1. Определить тип урока.2. Определить предметные цели.3. Соотнести тип урока, предметные цели и УУД.Примечание: а) в структуру уроков открытия новых знаний заложены регулятивные УУД;б) в структуру уроков развития речи заложены коммуникативные УУД. Как поставить цели урока с учетом УУД? Как поставить предметные цели урока с учетом деятельностного подхода? Тема: Морфемный разбор слова Предметные компетенции (линии развития):1. Коммуникативная (использование языка как средства общения)Умение: Читать, понимать, создавать, обогащать…2. Языковая/лингвистическая (овладение системой языка, всеми его уровнями)Умение: Находить, определять, различать, разбирать, писать…3. Культурологическая (формирование мировоззрения, национальной ментальности)Умение: Осознавать, чувствовать, выражать «духа народа». Цели урока - научиться:1. Коммуникативная= 3ЛР: Понимать тонкость смысловых оттенков, вносимых частями слова, обогащать словарный запас и грамматический строй речи 2. Языковая/лингвистическая= 6ЛР: Разбирать слова по составу с опорой на законы их образования, определять значение частей слова, анализировать схемы состава слова и подбирать слова к схемам.3. Культурологическая= 7ЛР: Осознавать красоту и богатство русского языка, создаваемых его словообразовательными средствами М/п: уметь анализировать, сравнивать, обобщать; преобразовывать информацию (строить алгоритм действия), обосновывать «шаги» рассуждения, соотносить информацию, представленную в разных формах (модели, слова, графически образцы).М/к: излагать свое мнение, корректировать его, договариваться о совместных действиях (работать в группе), контролировать и оценивать свои действия и действия партнеров в группе. Как поставить цели урока с учетом УУД? Тема: Морфемный разбор слова * Чему учится ребенок? Организовывать свои действия: ставить цель, планировать работу, действовать по плану оценивать результат Общаться, владеть устной и письменной речью, понимать других, договариваться, сотрудничать. Развивать качества своей личности, оценивать свои и чужие слова, поступки. Познавательные УУД Личностныерезультаты КоммуникативныеУУД Работать с информацией: самостоятельно находить, осмысливать и использовать её. Регулятивные УУД Примеры продуктивных заданий на уроках русского языка Традиционные задания Задания ФГОС • Сравни два способа записи одной и той же информации. Какой удобнее для тебя? • На основании названия темы и ключевых словпредположите, какие вопросы будут рассмот-рены на уроке (коммуникативные УУД) Сегодня на уроке мы рассмотрим следующиевопросы… Выучи правило в рамке. Назовите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. • Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? (познавательные УУД) * Определите характер заданий по русскому языку с учетом формирования УУД 4) Рассмотри таблицу. Составь систему вопросов, с помощью которых можно повторить тему «Текст». Озаглавь таблицу. 2) Узнай части речи по их окончаниям и формообразующим суффиксам. Подбери и запиши по 2-3 примера на каждую схему. 6) Напиши небольшой учебно-научный текст на тему «Что я знаю о правописании суффиксов им. прилагательных». Используй данный план. 5) Опираясь на правило, составь инструкцию по слитному и раздельному написанию не с именами прилагательными? Как ты думаешь, с какого шага нужно начать рассуждение? 7) Тебе предстоит прочитать текст на тему «Из истории фразеологизмов». О чем, по-твоему, он будет? Сформулируй вопросы, на которые ты надеешься получить ответы. ПОСЛЕ чтения. На какие вопросы получил ответы? Что ты узнал о жизни, характере русского человека с помощью фразеологизмов? Коммуника-тивные УУД Репро-дукция знаний 1) Расскажи, что ты знаешь о глаголе. 3) Как изменяется возвратное местоимение-существительное себя? Какую особенность оно имеет? Личностные результаты Познава-тельные УУД Регуля-тивные УУД Продуктивные задания Алгоритм решения продукт. заданий Осмысли задание (что надо сделать?)Найди нужную информацию (текст/табл.)Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить главное, расположить в последоват. …)Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю, что…, потому что, во-первых…, во-вторых… и т.д.».)Составь (рассказ, рассуждение), опираясь на план, ключевые слова, схемы Спишите, объясняя известные вам орфограммы. Расположите вопросы в нужном порядке (дополните своими вопросами, уберите «лишние» вопросы) Спишите, вставляя пропущенные буквы.Ответьте на вопросы. = ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ЧТО ТАКОЕ «учебник нового поколения»? цель Методи-ческий аппарат Подача матери-ала (текст) СТАРЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Передача знаний Объяснить все так, чтобы ученик понял и запомнил Основа: репродуктивные задания – повторение и запоминание важных, но чужих мыслей Традиционный учебник Учебник нового поколения НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Развитие умений, способов действий, личностных качеств Дать возможность для самостоятельного открытия нового знания учениками Продуктивные задания – получение нового продукта – своего вывода, оценки. Активные технологии: ученик и учитель – партнеры в деятельности Новая развивающая цель Диагностичность Технологичность Технологии от «ментора-наставника» к «партнёру» Проблемно-диалогическая технология: изучение нового материала Технология продуктивного чтения: чтение и понимание текстовПроектная технология (компетентностные/исследовательские задачи): модели реальных жизненных ситуаций с предметным содержанием Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Проверим…»2. Тема: «Сегодня мы будем изучать …»3.Объяснение: «Итак, слушайте внимательно…»4.Закрепление: «Повторите что…? Когда…?» Проблемно-диалогический урок1.Постановка проблемы: -«Сравните …»; -«Что вас удивляет? …» -«Какой возникает вопрос?» 2.Актуализация: «Что мы уже знаем по этой проблеме?»3. Поиск решения: «Понаблюдайте, сгруппируйте, установите закономерность …»4. Решение: «Как мы можем ответить на наш вопрос?» Проблемно-диалогическая технология (с1999г.)Цель - обучить самостоятельному решению проблем (ФГОС)Средство - открытие знаний вместе с детьми Е.Л. Мельникова ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ УРОКАВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМРЕШАЕМ ПРОБЛЕМУ, ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯСРАВНИВАЕМ СВОЙ ВЫВОД С АВТОРСКИМПРИМЕНЯЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ развитие регулятивных умений Решение проблемы Оценка результата Материал для наблюдения за новой закономерностью в различных языковых ситуациях, позволяющий вывести новое определение (правило) Новое задание в начале урока, создающее затруднение, побуждающее к формулированию новой темы, вопроса, плана урока Формулировка правила /определения (для проверки формулировки учеников) Продуктивные задания к тексту произведений, которые дают возможности для осмысления текста и формулирования своих мыслей Диалог перед разделом, представляющий противополож-ные мнения, побуждающие к формулированию проблемы Выводы в конце изучения произведения, позволяющие ученику сравнить свои оценки с мнением авторов, критиков и т.д. Определение проблемы Проблемно-диалогическая технология Руский язык Литера-тура * Определяем основной вопрос урока●Прочитай предложения парами из каждого столбика. Что в них общего?У него денег кот наплакал. Кот мяукал тихо и жалобно.В разговорах он собаку съел. Сын давно просил купить собаку. ● Объясни смысл предложений в 1 столбике. Говорится ли в них о животных (насекомых)?● Выпиши словосочетания, которые можно заменить одним словом.● Прочитай название темы и попробуй предположить, какими признаками должны обладать фразеологизмы.● Задай вопросы по теме урока. Решаем проблему, открываем новые знания Сравни выражение в левом и правом столбике.Ловко, хитро обмануть. Обвести вокруг пальца.Неожиданно появился. Как с неба свалился.Можно ли вывести значение выражений в правом столбике из отдельных слов?Попробуй заменить одни слова другими (обвести вокруг …руки, головы). Что получилось? Какой вывод ты можешь сделать? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Сформулировать определение фразеологизмов, назвать их отличительные признаки.РЕШЕНИЕ: 1. Неизменный порядок слов, нельзя заменить одно слово другим (устойчивость). 2. Общий смысл не складывается из значений отдельных слов. 3. Переносное значение отдельных слов. Пример проблемного диалога«Фразеологизмы» 6 кл., §1. Фразеологизмы. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (формулировать свое мнение, находить общее решение)