Исследовательская работа по литературе Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»- одна из страничек исторического прошлого России


Осиновская гимназия им.С.К.Гиматдинова Зеленодольского муниципального района РТ
Исследовательская работа по литературе
Рассказ Л.Н.Толстого «После бала»- одна из страничек исторического прошлого России
(на муниципальный конкурс «Крылья Пегаса)
Работу выполнила
ученица 10 класса
Галямова Асия руководитель работы
Сафиуллина Н.А.
учитель русского языка
и литературы
Осиново-2016
Оглавление
Введение_________________________________________1стр.
Глава 1 . История создания рассказа «После бала»_______
Глава 2. Быт и жизнь студентов; бал у губернского
предводителя; ____________________________________2 стр.
Глава 3.Роль эпизода наказания солдата; полковник у себя на
службе___________________________________________3стр.
Глава 4.Сравнительный анализ эпизодов в рассказе с
историческими реалиями ____________________________4стр.
Глава 5. Отражение исторических взглядов писателя _____5стр.
Заключение_______________________________________5стр.
Введение.
При чтении рассказа Л.Н. Толстого «После бала» возникают различные чувства и размышления. Почему главный герой отказался от любимой девушки? Почему он разрушил свои планы? Насколько было важно для героя согласиться или не согласиться с условиями существующего зла? Смог бы он в дальнейшем быть рядом с любимой и с ее жестоким отцом?
Л.Н. Толстой пишет об одном из своих периодов жизни- учебе в Казани. Он описывает обстановку бала, быт и одежду, нравы общества того времени. Автор, будучи писателем-реалистом, изображал ту действительность, которую оценивал с точки зрения исторических взглядов. В рассказе изображено время правления царя Николая I: время крепостного права, жестоких порядков в армии, быт и нравы дворянского общества. В образе полковника автор хотел обличить те социальные условия, которые изменяли чистую и добрую душу человека и прививали неправильные понятия о человеческом долге. По мнению Толстого, в ходе истории возникло две России- Россия образованная (образ полковника) и Россия мужицкая (образ солдата). Автор мечтал, чтобы Россия стала единой. Из этого можно сделать вывод, что рассказ «После бала» отражает историческое прошлое России.
Цель: показать, как в рассказе отражены страницы исторического прошлого России.
Задачи:
1. Исследовать быт, одежду, историю, порядки, существующие в армии России 19 века.
2. Проанализировать текст рассказа, определить эпизоды, в которых встречаются исторические реалии того времени.
3. Выяснить значение и роль изображаемых писателем эпизодов.
4. Сделать вывод об исторических взглядах писателя.
Объект исследования- рассказ Л.Н. Толстого «После бала»
Предмет исследования- анализ эпизодов, связанных с историей России.
Работа носит теоретический и прикладной характер. Эту работу можно использовать на уроках литературы при изучении биографии Л.Н. Толстого и при анализе этого произведения, для написания сочинения; на уроках истории при изучении правления Николая I и Николая II.
-1-
Глава 1 . История создания рассказа «После бала».
Л.Н.Тостой, великий русский писатель, написал рассказ После бала» в 1903 году, он был опубликован после смерти писателя, в 1911 году. Этот рассказ основан на реальных событиях, которые произошли с братом писателя. В это время все дети Толстые жили в Казани. Брат Льва Толстого Сергей влюбился в Вареньку, дочь военного начальника. Сергей часто бывал у них на балах и светских приемах. Но однажды Сергей стал свидетелем такого жестокого наказания солдата, что он отказался от желания жениться на любимой, так как отец Вареньки руководил эти наказанием. Этот случай и вошел в основу этого рассказа.
Глава 2. Быт и жизнь студентов; бал у губернского предводителя
Главный герой, Иван Васильевич, рассказывает эту историю через 50 лет после произошедших событий, но хорошо помнит все. Он говорит: »Это было в сороковых годах (19века). Был я студентом в провинциальном университете» -тут имеется ввиду университет в Казани. »…в то время не было в нашем университете никаких кружков, никаких теорий…жили, как свойственно молодости: учились и веселились…был я бойкий да еще и богатый. Был у меня иноходец, катался с барышнями (коньки еще не были в моде). Главное мое удовольствие составляли вечера и балы». Отсутствие кружков в университете свидетельствует о том, что это учебное заведение было открыто недавно, и там не было дополнительных занятий. Строки автора о себе повествуют об обычной жизни богатого студента, о том, как он проводит свое свободное время, как развлекается с девушками. Итак, становится понятно, что и 200 лет назад студенческая молодежь веселилась, как и сейчас.
Иван Васильевич красочно описывает бал, зал, где проходит бал, буфет, музыкантов, одежду мужчин, дам и барышень. Варя «была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках.. в белых атласных башмачках». Главный герой «…танцевал до упаду и кадрили, и вальсы, и польки… и мазурку». Названия танцев указывают нам на то, какие танцы тогда были в моде в обществе. В то время на балах среди молодежи было модным «угадывать качества». Это означало следующее: Двое молодых людей загадывали название предметов или качество характера. Девушка должна была отгадать задуманное. Тот, качество которого был угадано, становился в пару танцевать. Так же избирали себе дам кавалеры. Это такой
-2-
исторический момент, о котором интересно было узнать современной молодежи. Главный герой танцует с Варей весь вечер, «…счастлив, блажен, добр». Варенька в тот вечер танцевала и со своим отцом, «красивым, статным, высоким и свежим» полковником. После ужина опять танцевали. Это был, по-видимому, обычный бал, который устраивали дворяне для себя, для своих детей, для знакомств, для сближения друзей и нужных связей.
Глава 3.Роль эпизода наказания солдата; полковник у себя на службе.
Рано утром после бала Иван Васильевич не мог спать и пошел к дому Вареньки, который находился «на конце города... и подле большого поля был девический институт», или Институт благородных девиц. Это закрытое учебно-воспитательное учреждение для девушек из дворянских семей. В 19 веке такое заведение считалось модным, и образование в нем считалось важным для девушек. Итак, вот еще один момент из истории нашей Родины. Сейчас нет именно таких заведений, но благодаря рассказу Толстого мы узнаем о нем.
Иван Васильевич стал подходить ближе к полю, где было гулянье- ведь была Масленица- услышал звуки флейты и барабана. «В душе у меня все время пело и изредка слышался мотив мазурки. Но это была какая-то другая, жесткая, нехорошая музыка». Он подошел ближе и увидел, что это «Солдаты в черных мундирах стояли двумя рядами друг против друга… и не двигались». Подойдя ближе, он увидел страшную картину: «Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат…» Это был беглый солдат, которого жестоко наказывали ударами палок. Солдат всхлипывал от сильной боли и умолял: «Братцы, помилосердствуйте…». Иван Васильевич увидел окровавленную спину солдата: «это было что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное…» Ивану Васильевичу было жалко этого несчастного, но, к сожалению, не было этой жалости у полковника, который руководил наказанием солдата. Иван Васильевич хочет понять причину жестокости полковника. Причина этой жестокости очень глубока. Это не просто личная инициатива полковника Петра Владиславича. Здесь надо вспомнить фразу «николаевская выправка». Это было во времена правления царя Николая Павловича (1796-1855) в 40-е годы 19 века. Солдаты его за глаза называли «Николай Палкин». Николай I провел ряд реформ в армии, ввел жесткую дисциплину: за побег солдата существовало наказание- не казнить, а проводить сквозь строй солдат,
-3-
бьющих палками по спине провинившегося. У Льва Толстого есть рассказ
«Николай Палкин» (1887г.), где 95-летний бывший солдат рассказывает о службе в армии. «Если наказывали ударами в 50 палок, то и портов не снимали. А если 150, 200, 300.. насмерть запарывали… Вот как наказывали того, кто сбежит из армии или пожалуется на то, что плохо кормят: водят несчастного взад и вперед между рядами, падает человек на штыки, тело окровавленное…». Такие наказания действительно существовали в русской армии. В рассказе »После бала» автор описал подобный случай, который считался обычным, нормальным. Так наказывали любого солдата, пытавшегося сбежать из армии за жестокое обращение и трудности.
Таким образом, вот поэтому полковник не обратил никакого внимания на Ивана Васильевича, так как он считал это наказание обыденным делом в армии: избиение солдата шпицрутенами. Вот и причина жестокости полковника, которой не мог понять Иван Васильевич. Когда рассказчик увидел, как сам полковник «сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина», то это особенно поразило Ивана Васильевича. Поразило именно то, что накануне это был добрый отец, а здесь, на плацу, - сильный, властный и жестокий военный. Полковник был «служака николаевской выправки» и привык тупо подчиняться приказам, он даже не задумывается о своей душе, его не мучит совесть, он не сожалеет о содеянном.
Итак, автор показывает эпизод наказания солдата, что было обычным в российской армии. Мы видим, что автор рассказывает о действительно существующих порядках в армии.
Глава 4.Сравнительный анализ эпизодов в рассказе с историческими
реалиями
Многие эпизоды и детали в рассказе показывают те моменты, которые в действительности существовали в обществе 19 века.
Император Николай I, правящий в то время царь, подавлял различные проявления вольнодумства, он хотел навести в стране и в армии порядок. «В армии царили упадок духа солдат, побеги, слабости людей, заключающиеся большей частью в непомерных требованиях начальства в частых смотрах, поспешности, с коею старались образовать молодых солдат, и в равнодушии ближайших начальников к благосостоянию людей, им вверенных»,- писал в 1834 году генерал-лейтенант Н.Н.Муравьев в записке «О причинах побегов и средствах к исправлению недостатков армии». Поэтому генералы и офицеры заботились не о благоустройстве войска, а соблюдали мелочные формальности и заботились о внешнем виде солдат на парадах.
Из всего этого можно сделать вывод: в рассказе Л.Толстого такое бесчеловечное поведение полковника могло означать одно- он подчинялся власти и законам, царившим в стране. После увиденного утром на плацу Иван Васильевич решил не идти на военную службу в армию, чтобы не оказаться в роли полковника и чтобы не наказывать солдат.
-4-
Глава 5. Отражение исторических взглядов писателя
Итак, многие эпизоды рассказа отражают исторические моменты: учеба студентов в университете, быт, балы в дворянском обществе, игры и танцы молодежи на балу, народные праздники, как Масленица, а в особенности порядки в русской армии. Исторические взгляды писателя в рассказе отразились через образы Вареньки, Ивана Васильевича, но в первую очередь через образ полковника. Это показано в его поведении на балу и на плацу. I Россия –образованная – дана в образе Вареньки, Ивана Васильевича и полковника. II Россия –мужицкая – дана в образе простых солдат.
Варенька развлекалась на балах, она даже не подозревала, что происходит у отца на службе. Полковник-двуличный человек, на балу- хороший и добрый, а на плацу- жестокий и холодный, он таким и остался. Толстой выступает против любого насилия над человеком. Иван Васильевич видит, что полковник точно соблюдает закон-наказание за побег, но просьбу солдата «Братцы, помилосердствуйте...» в душе не слышит. Автор не понимает, как можно быть таким жестоким, и считает, что проявление доброты или жестокости зависит от самого человека. Иван Васильевич очень переживал за беглого татарина, жалел его. Но он сам потом в армию не пошел, он не хотел быть таким же, как полковник. Смог бы Иван Васильевич повести себя по-другому, будь на месте полковника? Если бы смог, то это был бы человек сильный и волевой. И возможно, в российской армии были бы на 1 месте не формальности, а благополучие простых солдат. Следовательно, мечта автора о единении России не осуществилась, потому что эти две России не могут соединиться.
Заключение.
В рассказе нет авторской оценки происходящего. Л.Н. Толстой дает читателю самому оценить двуличное поведение полковника- доброго и жестокого. В рассказе Ивана Васильевича мы видим горестные переживания героя. Но дальше переживаний он не пошел. А такое жестокое отношение к солдатам, которых набирали из крепостных подневольных крестьян, было нормой в 19 веке.
Таким образом, рассказ «После бала» действительно является одной из страниц исторического прошлого России. Здесь показан быт дворян, мода и одежда, правила поведения людей, годы правления Николая I, крепостное
-5-
право, законы, существующие в стране и в армии в те годы.
Рассказ заставляет задуматься о многом. О проявлениях жестокости полковника по отношению к простым солдатам, о жестоких законах, царящих в русской армии 19 века. Л.Толстой пишет рассказ в 1903 году о событиях 40-х годов 19 века. Здесь существует параллель между положением в обществе и в армии 40-х годов 19 века и начала 20 века. При Николае I была проиграна Крымская война (1853-1856), а при Николае II (1868-1918), была проиграна русско-японская война 1904 года. Автор рассказа не мог предвидеть итог войны, но шла подготовка к войне, положение армии и морского флота России было слабым. Поражение в этих войнах показало несостоятельность государственного режима и армии в первую очередь. Этих поражений могло не быть, если бы положение в армии было благоприятным.
Л.Н.Толстой выступал против насилия над простым народом. Он не мог спокойно смотреть на жестокость и несправедливость. Он хотел бороться с несправедливостью с помощью своих произведений. Рассказ «После бала» резко обличает политический и общественный строй России того времени. И это все- история нашей страны.
Таким образом, в своей работе я показала, что в замечательном рассказе «После бала» автор изобразил несколько страничек из истории нашей страны. И нам, современным школьникам, интересующимся историей, этот рассказ помог увидеть некоторые исторические моменты России 19 века.
Использованная литература:
Л.Н. Толстой. Собрание сочинений в 12 т. Издательство: М., «Художественная литература», 1976г. Рассказ «После бала,» том 11.
Л.Н. Толстой. Электронная книга. Статья «Николай Палкин». http://www.6lib.ru/books/read/nikolai_palkin-11781.
Литература, 9 класс. Учебник-хрестоматия. Часть 2.Коровина В.Я. Просвещение, 2006.
«Правление Николая I». Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org
«Правление Николая II».Википедия. Свободная энциклопедия. https://ru.wikipedia.org
-6-