Презентация по литературе на тему Л.Н. Толстой. После бала (8 класс)


Урок по литературе на тему: «Рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Контраст как основной художественный приём рассказа» Цели урока: Выяснить идейное содержание рассказа, показать роль контраста как основного художественного приёма в рассказеРазвивать умение анализировать эпизоды, образы; провести наблюдения над языковыми средствамиВоспитать чувство ответственности за всё совершаемое в жизни; формировать гуманистические чувства детей Эпиграф Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н.Толстой Николай Первый и эпоха его правления 1819 – 1855 гг. Характеристики На балу После бала Чувства Ивана Васильевича Влюблён, весёлый, любовался, не чувствовал своего тела, восторг, благодарность, восторженное умиление, восторженно-нежное чувство, доволен, счастлив, добр, бесконечно счастлив Стыд, доходившая до тошноты тоска, вот-вот вырвет ужасом, неловко, неприятно, любовь сошла на нет Эпитеты Грациозная, ласковые, милые, сияющее, зарумянившееся, красивый, высокий, статный, свежий, радостный, блестящий Жестокая, нехорошая музыка, неприятная, страшное, сморщенное страданиями, корчившийся, твёрдый шаг, испуганный, грозно, злобно, гневный Цвет Белый, розовый, румяный, серебряные, светло Чёрное, красное, пёстрое, белые Звуки Мазурка, вальс, полька, кадриль Флейта, барабан, визгливая мелодия, дробь, крик, гневный голос, всхлипывал Детали: описание внешности Вареньки, её отца, солдата. Белая лайковая перчатка Вареньки, замшевая перчатка полковника, пёрышко отвеера, «домодельные» сапоги полковника Оттопыренная губа у полковника, замшевая перчатка, Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому. Использование контраста, контрастирующих черт, красок, характеристик даёт возможность писателю резче подчеркнуть и выявить те или иные стороны человека, вещи, пейзажа. (Справочник литературных терминов) …в последний день масленицы... Два закона в рассказе Какой главный? Божий Человеческий Черновой вариант   Окончательный вариант « Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое же твёрдое сознание своего долга, как у полковника. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».  « Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимыми, то, стало быть, они знали что – то такое, чего я не знал,»- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…»  Эпиграф Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя. Л.Н.Толстой Дополните высказывание Л.Н.Толстого о смысле жизни « Смысл жизни в служении _______. Жить для одного себя _____ . Это духовная _____. Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ ».  Тест 1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»? А) последовательность излагаемых событий;Б) цикличность излагаемых событий;В) контраст; 2.Каков тип композиции рассказа?А) рассказ в рассказе;Б) повествование от первого лица;В) последовательное авторское изложение событий. 3.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?А) отчуждение;Б) возмущение;В) восторг;Г) пренебрежение. 4. Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?А) важность судьбы героя после бала;Б) особое значение сцены расправы с солдатом. 5. С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?А) антитеза;Б) подбор эпитетов;В) прямая авторская оценка;Г) цветопись;Д) звукопись;Е) описание одного героя;Ж) пренебрежение. 6. Определите основную идею рассказаА) судьба человека зависит от случая;Б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость;В) идея личной ответственности человека;Г) осуждение деспотизма. 7. С помощью какой художественной детали Л.Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?А) замшевая перчатка;Б) белые усы и бакенбарды;В) блестящие глаза и радостная улыбка;Г) «домодельные» сапоги. 8. Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?А) утверждает идею Л.Н.Толстого «непротивления злу насилием»;Б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей»;В) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека». 9. Отметьте верное утверждение:А) автор протестует против николаевской деятельности;Б) автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее;В) автор призывает бороться с произволом. Домашнее задание. Подготовить тезисный план к сочинению: «Утро, изменившее жизнь»; «Полковник на балу и после бала» (по выбору).