Конспект урока истории в 7 классе по теме На пути к индустриальной эре”

Конспект урока истории в 7 классе по теме «На пути к индустриальной эре»
Цели урока: рассмотреть взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота; охарактеризовать значение промышленного переворота для экономической и социальной сферы.
Задачи:
1.Образовательные:
-закрепление и формирование новых знаний, понятий;
-применение умений, полученных на прежних занятиях;
-работа с историческими источниками.
2.Развивающие:
-развитие речи, мышления;
-формирование и развитие культуры умственной деятельности (анализ, синтез, планирование).
3.Воспитательные:
-формирование нравственных и эстетических представлений системы взглядов на мир;
-определение ценностей ориентации, мировоззрения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: коллективная работа.
Методы:
1) Словесный;
2) Практические (работа с историческими источниками, составление таблицы и схем);
Основные понятия: аграрная революция, промышленный переворот, луддиты, , огораживание, лендлорд, коттеры, лизгольдеры, копигольдеры, фабрика
Организационный момент. Приветствие. Определение целей и задач урока.
Актуализация знаний
Изучение новой темы.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжим изучение истории Нового времени и непосредственно истории Англии! Целью нашего урока является изучение особенностей экономического развития английского королевства, в частности развития сельского хозяйства и промышленности.
Работа с тестами-карточками по теме «Международные отношения в 18-19 веках». Работа по карточкам (5-7 минут). Устный опрос. (7-10 минут).
План урока
Британская аграрная революция
Промышленный переворот. Условия и ход.
Положение рабочих
Британская аграрная революция.
Начнем с британской аграрной, или сельскохозяйственной революции. В XVI веке в Англии получили распространение огораживания, в XVII–XVIII веках они только усилились, несмотря на протесты крестьянского населения.
Огораживания начались из-за роста цен на английскую шерсть. Лендлорды – владельцы земель – оценив выгоду увеличения числа овец, стали превращать земли в пастбища. Участки отбирали у всех категорий крестьян. Ко
·ттеры – безземельные или малоземельные крестьяне – лишались общинных полей. Для лизгольдеров – тех, кто платил аренду за пользование землей – поднималась плата. Недовольных копиго
·льдеров, пользовавшихся землей по договору, лишали участков.

Массовые сгоны крестьян привели практически к исчезновению мелких земельных собственников. Появлялась категория людей, владевших крупными участками. Богатые крестьяне арендовали земли у лендлордов и становились фермерами. При этом были крестьяне, оставшиеся без земли, и, соответственно, без средств к существованию. Они шли к фермерам и нанимались к ним на работу. Таким образом, капиталистические отношения постепенно проникали в английскую деревню, фермерское хозяйство вытесняло крестьянское. Складывалась своеобразная пирамида этих отношений. Верхнюю ступень занимал владелец земель – лендлорд, за ним следовал арендатор-фермер, а на низшей ступени находились батраки – наемные работники. 
Аграрная революция имела как преимущества, так и недостатки. Положительным результатом стало то, что фермеры для получения большей выгоды использовали максимально рациональные методы ведения хозяйства. Они применяли лучшие удобрения и способы обработки земли, увеличивали количество высаживаемых культур. Деревня стала приносить доход, выгодный правительству.
К тому же производимая продукция стала в бо
·льших количествах и по меньшей цене поступать в город. Таким образом, рос внутренний рынок.  
Минусом стало то, что в Англии увеличилось количество безземельных крестьян, лишенных возможности работать. Фермерские хозяйства не могли принять всех желающих работников. Периодически вспыхивали восстания. Но крестьяне, лишенные земли, больше не были привязаны к какому-то конкретному месту. Формировался рынок рабочих, столь необходимый капиталистическому государству. Большинство крестьян уходили в город. Например, в Шеффилде в конце XVII века жило 4 тысячи человек, а ко времени начала промышленной революции, то есть меньше чем через 70 лет, – 25 тысяч.
Итак, что же такое аграрная революция? Это сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наемных работников и рост продуктивности сельского хозяйства.
2. Промышленная революция. Условия и ход.
В середине XVIII века в Англии началась промышленная революция – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. Узнаем, что стало ее предпосылками и причинами.
В государстве появился широкий рынок рабочих, вызванный ростом населения.  В течение XVIII века количество жителей Англии выросло на 2 миллиона. А так как земли всем не хватало, люди уходили работать на фабрики.
Важную роль в промышленном перевороте сыграла буржуазная революция, устранившая любые препятствия на пути капиталистического развития, которые создавал абсолютизм. Ведущую роль в государстве получили представители буржуазии, которые вступили в союз с крупными землевладельцами. Таким образом, они определили экономическую политику государства, выраженную в необходимости промышленного развития Англии с целью накопления капитала.
К XVIII веку Англия превратилась в крупнейшую морскую державу. Ей принадлежали многочисленные колонии, приносившие немалый доход. Отсюда у предпринимателей появились средства на расширение производства и строительство фабрик.
Конкуренцию сбыту английских товаров создавали предприниматели из других государств. Возросла необходимость улучшения качества продукции, сделать это было возможно путем внедрения технических новшеств. К решению этой проблемы и приступили производители.
Технические изобретения первоначально появились в хлопчатобумажной промышленности, так как там отсутствовала цеховая система и не было ограничений в производстве. 
В 1733 году Джон Кей предложил идею «летучего челнока
·».
Челнок – это приспособление, которое прокладывает поперечную нить. Раньше ткачу самому приходилось пропускать челнок через станок, теперь же, благодаря изобретению, челнок сам пролетал через основу и возвращался обратно. Это дало возможность увеличить ширину ткани и скорость прядения. Ранее для выполнения операции были необходимы два работника, теперь – только один.
Увеличение скорости работы ткачей требовало увеличения количества пряжи, поступающей к ним. Прядильщики начали искать способы ускорения своей работы. В 1764 году Джеймс Ха
·ргривс изобрел механическую прялку, на которой размещались сразу 8 веретён, расположенных вертикально.
Таким образом, работник мог делать пряжу из восьми разных нитей. Харгривс назвал изобретение именем своей дочери Дже
·нни, которая по легенде однажды случайно перевернула прялку, а та продолжила работу. Тогда изобретатель пришел к выводу, что даже если изменить положение веретена, работа устройства не прекратиться. Со временем Харгривс создал машину, имевшую около ста веретён.
Примерно в это же время Томас Хейс создал прядильную машину, которая приводилась в действие с помощью водяного колеса. Однако английский предприниматель Ричард А
·ркрайт узнал об изобретении Хейса и переманил к себе его помощника. Вместе они создали подобную машину, на которую Аркрайт получил патент как изобретатель. Недостатком этой машины была необходимость ее размещения вблизи рек, которые бы приводили в движение колесо.
В 1785 году Э
·дмунд Ка
·ртрайт изобрел механический ткацкий станок, который управлялся ножным приводом. Это позволило ускорить работу ткачей практически в 40 раз.
Настоящим событием стало создание Джеймсом Уа
·ттом паровой машины, которую в движение приводила энергия пара.
Больше не было необходимости строить фабрики возле рек, что способствовало увеличению их числа по всей Англии. Паровая машина изначально нашла применение на ткацких и прядильных фабриках, а позже стала использоваться во всех отраслях. Джеймсу Уатту принадлежит введение в использование такой единицы мощности как «лошадиная сила». Он ее использовал, когда рассчитывал, работу скольких лошадей может заменить его паровая машина.
Применение новой техники привело к появлению новой формы производства.  Фабрика – это промышленное предприятие, основанное на применении машинного производства.
Использование машин Уатта привело к необходимости добычи угля в больших количествах, так как при его сгорании вырабатывался пар. А применение угля способствовало выработке новых способов выплавки железа.
Таким образом, в Англии развивались три отрасли промышленности: текстильная, железоделательная и угольная. Облик страны изменился, строились все новые и новые фабрики, на которых трудились рабочие.
3.Положение рабочих.
Именно появление класса рабочих стало одним из первых последствий промышленной революции. Ими становились не только безземельные крестьяне, но и бывшие ремесленники, которые не могли конкурировать с набиравшими мощь фабриками. Социальный класс – это группа людей, которые различаются по владению собственностью, способам получения дохода и ролью в обществе. Класс рабочих по собственности и доходу можно противопоставить владельцам фабрик. Появление рабочего класса говорило об углублении капиталистических отношений в Англии.
Самостоятельная работа учащихся (стр.211-212). Итак, ребята, расскажите об особенностях положения рабочих в Англии?
Луддиты.
Постоянное усовершенствование машин и станков приводило к сокращению работников на фабриках. Так, например, одна прялка «Дженни» лишала работы 5 прядильщиков. Это, а также низкая заработная плата и плохие условия труда, вызывало недовольство рабочих, которое вылилось в движение разрушителей машин. В первую очередь к нему присоединились те, кто работал в текстильной промышленности, так как работники добывающей отрасли от появления машин только выигрывали, они облегчали труд рабочих.  
Участники движения называли себя лудди
·тами, в честь Не
·да Лу
·дда, который первым разбил два чулочных станка. Неизвестно, существовал он на самом деле или нет, однако среди рабочих ходили легенды о том, что он подобно Робину Гуду скрывается в Шервудском лесу. Письма с угрозами, которые получали владельцы фабрик, были подписаны именем Нед Лудд, а обратным адресом обозначен Шервудский лес. Луддиты действовали в трех графствах – Но
·ттингемшир, Ла
·нкашир и Йо
·ркшир.
Наибольшее распространение движение получило в 1811 году. Луддиты врывались на фабрики и разбивали станки, уничтожали произведенную продукцию. Они считали свои действия законными, так как новшества на некоторых фабриках снижали качество продукции, а они боролись против плохого товара. Парламент признал их действия преступлением, наказанием за которое должна была служить смертная казнь. Однако это не остановило луддитов. Хозяева фабрик как могли усиливали охрану, оставляли ночью на фабриках работников. Это заканчивалось большим количеством жертв при оказании сопротивления нападавшим.
Со временем движение луддитов пошло на убыль, но иногда вспыхивали очаги протеста в отдельных частях Англии.
Вывод: ·        в ходе промышленной революции в Англии произошли изменения в экономике. Производство товаров из мануфактурного стало фабричным, что увеличило количество продукции и снизило ее стоимость;
·        изменились отношения в обществе. В английской деревне практически исчезло крестьянство. Теперь главную роль там играли фермеры, использовавшие труд наемных работников;
·        в городах с увеличением количества фабрик преобладающим слоем населения становились рабочие. А основные капиталы скапливались в руках все меньшего количества людей;
·        Англия ступила на путь создания индустриального общества.
Рефлексия.
Что нового мы узнали на уроке?
Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение?
Домашнее задание: параграф 22, выучить термины наизусть, сообщения на тему «Джеймс Уатт», «Джеймс Харгривс», «Научные открытия 18 века».


Рисунок 115