Конспект внеклассного занятия по литературе на тему Все в твоих руках (5 класс)


Внеклассное занятие по литературе в 5 классе
«Все в твоих руках…»
Цель урока: показать особенности притчи как жанра, сформулировать понятие соавторства в притче, рассмотреть притчу как одну из форм самовыражения личности.
Задачи урока:
обучающая: анализ притчи как жанра, повтор основных литературоведческих понятий, решение проблемы читателя и автора в рамках литературы;
воспитательная: гармоническое развитие личности, формирование его мировоззрения, духовности;
развивающая: навыки логического пространственного мышления, методика сравнительно-сопоставительного анализа, навыки работы со специальной литературой.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы поговорим о человеческой мудрости. Это качество всегда очень высоко ценилось людьми, независимо от того, к какому народу они принадлежали, на каком языке говорили.
А кто такой, по вашему мнению, мудрец? В каком случае можно назвать человека мудрецом?
(Вариант: мудрец… Ваши ассоциации к слову)
(Мудрец – мудрость, старик, старец, мастер, ум, опыт, философ, мыслитель, истина, ученик) Можете ли вы привести примеры русских сказок, посвященных мудрости? («Курочка Ряба», «Репка», «Царевна-лягушка»)
Скажите, а в вашей жизни вам приходилось встречаться с людьми, которых вы бы могли назвать мудрыми? Почему вы думаете, что этого человека можно назвать мудрым?
Я хочу вам рассказать одну притчу.
Знаете ли вы, что такое притча?
(выступление учащегося – о притче)
В ней говорится о мудреце и бабочке.
Вам не кажется, что мудрец и бабочка – слишком уж непохожи. Как вы думаете, что может связывать мудреца и бабочку?
Давайте посмотрим, удалось ли нам правильно предсказать, о чем пойдет речь в этой притче.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.
Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
Как вы думаете, какой каверзный вопрос можно задать мудрецу, чтобы он на него не смог ответить?
И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?
В чем заключался подвох в этом простом вопросе?
«Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...
Если бы вы были на месте мудреца в этой сложной ситуации, что бы вы ответили?
Все в твоих руках … - ответил мудрец.
Притчи обычно создаются для того, чтобы донести до человека какую-то очень важную мысль. Как вы думаете, какая важная мысль, имеющая отношение к любому человеку, заключена в словах мудреца?
Давайте подумаем, так ли уж справедлива эта мысль. Я прошу каждого из вас выбрать для себя один из вариантов предложения, записанного на доске и закончить его несколькими словами, так, как вы считаете нужным:
Я СЧИТАЮ, ЧТО ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …
Я СЧИТАЮ, ЧТО НЕ ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …
(Проводится обмен мнениями – обязательно с аргументацией. Если необходимо – задаются необходимые уточняющие или дополнительные вопросы. Можно использовать прием «ЖИВАЯ ЛИНИЯ»)Ну что ж, ребята, мы не только поговорили сегодня о мудрости, но и обсудили очень важную проблему, с которой в жизни встречается каждый человек. … Как мы видим, для того, чтобы найти на нее ответ, тоже нужно быть немножко мудрецом.
А теперь я хочу предложить Вам сочинить синквейн. Но в нем обязательно должна заключаться та мысль, которую мы обсуждали: Все ли в этой жизни находится в руках человека? (Мудрость, опыт, истина, мыслитель……)