Пути совершенствования охраны и укрепления физического и и социального здоровья учащихся.
МБОУ «Гимназия №11 г. Ельца»
Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы...
В. А. Сухомлинский
Подготовила и провела
заместитель директора по УВР
Крапивенских М.Г.
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни и укреплению физического и социального здоровья учащихся; определить пути и способы совершенствования работы в данном направлении.
Задачи:
- выявить положительный опыт педагогов поданной теме и условия, обеспечивающие получение положительных результатов;
- определить типичные недостатки в работе педагогического коллектива по профилактике психологической дезадаптации участников образовательного процесса;
- проанализировать степень влияния условий современной школы на психологическое здоровье учащихся;
- разработка методического инструментария по формированию психологически здоровой личности на основе комплексного мониторинга здоровья.
21 января 2010 года, в Санкт-Петербурге Дмитрий Медведев утвердил инициативу «Наша новая школа».
В выступлении на церемонии открытия Года учителя Президент подчеркнул, что суть и смысл этого проекта – в создании школы, способной раскрыть личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учёбе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учётом задач модернизации и инновационного развития страны. По словам главы государства, это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования.
* * *
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации. В ней говорится о том, что: модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире XXI века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
«Концепция модернизации российского образования » предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Школа будущего. Какими характеристиками должна обладать школа в XXI веке?
Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступенях. Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Новая школа – это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Школы как центры досуга будут открыты в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа – это современная инфраструктура, выделяющая
6 основных направлений развития общего образования:
Переход на новые образовательные стандарты.
Развитие системы поддержки талантливых детей
Совершенствование учительского корпуса.
Изменение школьной инфраструктуры.
Сохранение и укрепление здоровья школьников.
Расширение самостоятельности школ.
Тема нашего весеннего педсовета «Пути совершенствования охраны и укрепления физического и социального здоровья учащихся», поэтому остановимся на 5 пункте, в котором говорится о Сохранении и укреплении здоровья школьников. Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровье человека – важный показатель его личного успеха. Если у молодёжи появится привычка к занятиям спортом, будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность.
В 2007 и в 2008 годах в стране был проведен мониторинг участников образовательного процесса. В мониторинге принимали участие 14 регионов. Опрашивались родители, учителя, общественность.
Как выяснилось, активный общественный запрос предъявляется прежде всего к результатам обучения и содержанию.
На первое место у подавляющего большинства заинтересованных групп вышло требование «сохранения здоровья учащихся». Приоритетность этого направления деятельности отмечают и родители, и психологи, и учителя . 95% опрошенных включили потребность в сохранении здоровья учащихся в первую пятерку своих запросов. Сбалансированное горячее питание, медицинское обслуживание, включающее своевременную диспансеризацию, спортивные занятия, в том числе внеурочные, реализация профилактических программ, обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни – всё это будет влиять на улучшение их здоровья. Кроме того, должен быть осуществлён переход от обязательных для всех мероприятий к индивидуальным программам развития здоровья школьников.
Именно индивидуальный подход предполагает использование современных образовательных технологий и создание образовательных программ, которые вызовут у ребёнка интерес к учебе. Практика индивидуального обучения с учётом возрастных особенностей, изучение предметов по выбору, общее снижение аудиторной нагрузки в форме классических учебных занятий позитивно скажутся на здоровье школьников. Но здесь нужны не только меры со стороны взрослых. Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своём здоровье, основанное на их заинтересованности в учёбе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления их здоровья. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья которого начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
«Здоровьесберегающие технологии» - совокупность приемов, методов, форм обучения и подходов к образовательному процессу, при котором выполняются как минимум четыре требования:
1. учет индивидуальных особенностей учащихся, его темперамента, характера восприятия им учебного материала, типа памяти и т.п.;
2. недопускание чрезмерной, изнуряющей интеллектуальной, эмоциональной, нервной нагрузки при освоении учебного материала, стремление добиться оптимальных результатов обучения обязательно при оптимизации необходимых затратах времени и сил учащегося и педагога;
3. обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание благоприятного морально-психологического климата в учебной группе, укрепление психического здоровья учащихся;
4. делать акцент не только на организации учебного процесса, не приносящей вреда, но и на том, чтобы научить учащихся самостоятельно защищаться от стрессов, обид, оскорблений, обучить его средствам психологической защиты и сохранения здоровья.
Для реализации последнего требования появились целые направления, которые могут помочь воспитать в учащихся особый, здоровый образ жизни – привычку быть более взвешенными и осмотрительными, уверенными в себе, более осознано относиться к самому себе как к уникальному творению природы, понять свою единую психофизиологическую суть, наконец, осознать личную ответственность за собственное здоровье. Имея большой педагогический опыт, в свое арсенале педагоги имеют множество приемов и методов позволяющих познакомить, рассказать, показать, научить навыкам здорового образа жизни, но не имеет инструмента, который бы помог им отследить на сколько здоров ученик, на сколько велик потенциал его здоровья.
Уроки «Здоровья» - наиболее приемлемая технология, очень мощный инструмент в руках педагогического коллектива, применяемый для обучения детей навыкам здоровья, это тот ключик, который открывает дверь к неисчерпаемым запасам здоровья, к качественному изменению своей жизни.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В настоящее время в понятие здоровье включается нравственное и духовное благополучие. В связи с этим модель здоровья может быть представлена в виде его составляющих.
В школе в целях сохранения и укрепления здоровья учащихся разработана долгосрочная целевая программа «Здоровье», в рамках воспитатель ной программы О.С. Газмана и создаются условия для укрепления здоровья учащихся в школе:
использование здоровьесберегающих технологий во время учебно-воспитательного процесса;
благоприятный психологический климат в ученическом и педагогическом коллективах, атмосфера взаимоуважения, сотрудничества;
работа двух спортивных залов;
одна динамическая пауза (1 час) и одна прогулка (40 минут) в начальной школе;
наличие хорошо оборудованного медицинского кабинета;
работа спортивных секций, кружков;
туризм
основы физической подготовки
волейбол
баскетбол
Деятельность гимназии по сохранению и укреплению здоровья обучающихся осуществлялась по следующим направлениям:
организация рационального учебного процесса;
организация двигательного режима и физкультурно-оздоровительной работы;
организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.
Остановимся на этом подробнее.
Большое влияние на здоровье школьников и процессы адаптации к учебной деятельности оказывают такие факторы, как интенсификация учебного процесса, соответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, соблюдение гигиенических нормативов и правил организации учебного процесса, обеспечивающих профилактику учебных перегрузок и утомления и т.д.
Для оценки эффективности деятельности гимназии по сохранению и укреплению здоровья учащихся важно проследить изменение психического здоровья школьников. Для этого можно использовать анкеты (тесты) оценки психического и функционального напряжения организма учащихся.
Анализ результатов поможет педагогу лучше узнать учащихся и учитывать их психологические и индивидуальные особенности при организации учебно-воспитательного процесса.
Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. У детей, не справляющихся с программой, легко развивается самопораженческая реакция и негативное представление о собственной личности, они смиряются с ролью неудачников и неуспевающих, что препятствует дальнейшему личностному развитию и увеличивает риск возникновения психосоматических расстройств.
При поступлении в школу, переход к предметному обучению и в старшие классы вызывает дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и может привести к истощению психоэмоциональных ресурсов. Нельзя забывать и о возрастных кризисах в процессе обучения. Гормональная перестройка, лабильность вегетативных процессов, неустойчивость самооценки и другие показатели – все это способствует нарушению процессов адаптации и при неблагоприятных условиях может привести не только к развитию или обострению психосоматических заболеваний, но и к формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.
По данным мониторинга ВОЗ, психологическое состояние большинства старшеклассников (77%) на протяжении всего учебного года не вызывает тревоги: школьники справляются с учебной нагрузкой без существенного психологического напряжения. В то же время 23% школьников как в начале, так и в конце учебного года имеют высокий уровень психологического напряжения. У таких учащихся существует риск возникновения психической дезадаптации, высокой тревожности. Старшеклассников с повышенным уровнем тревожности отличают сниженная сопротивляемость стрессовым факторам (предстоящая контрольная работа, зачет), страх перед ситуацией проверки знаний (опрос на уроке, выполнение контрольных, зачетов), неуверенность в отношениях с учителями.
Учеными выделяются 10 основных причин резкого ухудшения здоровья ребенка. Все они кажутся безобидными по отдельности, но слитые воедино, они дают гремучую смесь, лишающую вновь пришедшего в мир человечка самого дорогого, что есть на этом свете.
Итак, первая и вторая причины просты – курение и беспрерывное употребление пива потенциальными родителями. Эти догмы давно уже прискучили взрослым, перспектива «помереть здоровеньким» не привлекает будущих пап и мам, поэтому у них и рождаются болезненные наследники. Подрастая и подражая поведению взрослых, многие дети завтракают на большой перемене чипсами с пивом, добытыми в ларьках, которые, вопреки нормам, зачастую располагаются в запретной 100-метровой зоне от учебных заведений. В нашей школе имеется ряд курящих учащихся.
Третья причина – гиподинамия, которая коварна тем, что нарушает кровоток в организме. Именно поэтому беременным женщинам необходимо как можно больше гулять, а мамам – отучать малыша от коляски задолго до того, как ему исполнится три годика. Учителями начальной школы систематически, а учителями среднего звена реже проводятся физминутки до урока и в процессе урока.
Четвертая причина – пренебрежение нормами личной гигиены.
Пятая – кроется в том, что закаливание полностью отдали на откуп моржам. А ведь элементарное ежедневное обливание прохладной водой способно снизить частоту респираторных заболеваний в два раза.
Шестая причина – низкий процент малышей, находящихся на грудном вскармливании.
Седьмая – скудный рацион питания, когда вместо овощей и фруктов меню ребенка составляют сплошные каши и картошка, а праздник души устраивается в ресторанах быстрого питания. Классным руководителям на родительских собраниях необходимо систематически обсуждать обозначенные проблемы.
Восьмая причина – запредельная интеллектуальная нагрузка на детей школьного возраста.
Девятая – общественный стереотип, что для успешной карьеры нужны энциклопедические знания. И мало кто пропагандирует здоровье, которое не менее важно для успешной карьеры.
И, наконец, последняя причина – сбой высших регуляторных систем из-за недостатка положительных эмоций. Некоторым педагогам, делающим ставку лишь на объем информации, не окрашивая ее положительными эмоциями, следует напомнить, что радость нужна ребенку, как воздух, а нехватка ее выливается в целый ряд психосоматических заболеваний.
Данные обследования учащихся в ходе диспансеризации лишь подтверждают общие тенденции потери здоровья учащимися школ, которые определены Научным центром здоровья детей РАМН:
1) За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений. У них отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития и снижение функциональных возможностей. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. (В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов школы могут считаться абсолютно здоровыми. К старшим классам их численность уменьшается до 3 %. Одновременно с 50 % до 38 % уменьшается численность школьников, имеющих только функциональные отклонения, и возрастает процент учащихся с хронической патологией с 45 % до 59 %. У большинства современных детей и подростков диагностируется до 2–3 хронических заболеваний и функциональных отклонений.)
Педиатры, проводя изучение состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушений осанки и сколиозов, близорукости, невротических расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили название «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных общеобразовательных учреждений, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.
Сравнение уровня физической подготовки учащихся и результатов профилактических осмотров за 2009-2010 и 2010-2011 учебные годы позволяет сделать выводы о том, что увеличилось число учащихся основной и подготовительной групп и уменьшилось количество учащихся с проблемами осанки. Показатели физичеcкого здоровья учащихcя школы
Наименование показателя
физического здоровья
Пред.
уч. год
Текущ
уч. год
Количество учеников 1 и 2 групп здоровья в ОУ
531
(51%)
628
( 58%)
Подготовительная группа
460
417
Группа СПЕЦ «А»
34
23
Группа СПЕЦ «Б»
9
14
Состояние здоровья учащихся констатирует врач. На основании медицинских карт определяется группа здоровья (I, II, III и т.д.), а также медицинская группа для занятий физической культурой: основная, подготовительная или специальная. Текущую заболеваемость учащихся можно оценить используя таблицу, которая заполняется совместно медработником (желательно врачом) и классным руководителем. Огромную роль в сохранении здоровья ученика играет соблюдение режима дня. Существуют нормативы для всех категорий учащихся, которые должны соблюдать на протяжении всего периода школьного обучения.
Нарушение режима дня учащимися приводит к росту заболеваемости. Как проводится в нашей гимназии учёт и анализ заболеваемости школьников, вы все знаете. Учитываются данные о количестве дней, пропущенных по болезни (определяется по классному журналу и сверяется с медицинскими справками). Подсчитываются на каждый месяц пропуски учебных дней по болезни по классу в целом, затем в среднем на 1 учащегося. Анализ заболеваемости позволяет выделить наиболее сложные периоды учебного года и спланировать необходимые здоровьесберегающие мероприятия: снижение учебной нагрузки в определенные месяцы учебного года, увеличение количества Дней здоровья и спорта, проведение оздоровительно-профилактических мероприятий и т.п.
В нашей гимназии контроль за посещаемостью, пропусками и их причинами ведётся ежедневно, школьным психологом и вожатой. Делается ежедневный подсчёт, ведётся журнал, составляется ежемесячная справка анализа учёта посещаемости занятий.
Среднее число ежедневно отсутствующих на уроках детей составляет 9-10 % . в ситуации нормального режима работы школы, и 20-25% в ситуациях экстремального режима ( эпидемия ОРВИ, низкий температурный режим на улице, пришедшийся на декабрь и январь).
Из-за ограниченной двигательной активности и в связи с повышением учебной нагрузки особую роль играет физическое воспитание школьников. В общеобразовательном учреждении реализуются различные режимы двигательной активности обучающихся. Например, режим, включающий уроки физической культуры, занятия секции аэробики, физкультминутки на уроках, динамическая пауза в режиме дня, часы здоровья в группе продленного дня и другие формы двигательной активности. В отчетном году уроки физической культуры посещали все ребята, отнесённые по состоянию здоровья к основной, подготовительной, специальной группе. Многие ребята посещают кружки, принимают участие в школьных и городских спортивных соревнованиях.
В школе наблюдается отрицательная динамика заболеваемости детей простудными заболеваниями, с пониженной остротой зрения, сколиозом.
Динамику состояния здоровья учащихся всех возрастных групп по основным видам заболеваний за последние 1-3 года, к сожалению, мы проследить не можем, т.к. данные в гимназии не отслеживаются, сразу передаются в детскую поликлинику, но мы можем посмотреть на текущий момент.
Виды заболеваний
2009/20010учебный год
20010/2011учебный год
Простудные
-
483
Нарушение осанки
-
84
Нарушение зрения
-
194
Заболевания ЖКТ
-
64
Нервно-психические заболевания
-
138
Уменьшилось число детей специальной группы здоровья и освобожденных от занятий физкультурой. Так же уменьшилось количество учащихся, имеющих инвалидность с 12 человек до 10.
Для сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном процессе используются здоровьесберегающие технологии:
Медико-профилактические: регулярно проводятся месячники по предупреждению различных заболеваний, инструктаж учащихся по предупреждению травматизма; проводится динамика текущей и хронической заболеваемости; разработана модель и технологии психолого-педагогического медико-социального сопровождения.
Спортивно-оздоровительные: работают спортивные секции.
Учебные: Внедрены отдельные технологии, нацеленные на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение учащихся здоровью и др.
Социально – бытовые: проведена оценка школьного здания, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организована системы питания с учетом требований санитарных правил и норм, количественная и качественная характеристика контингента школы по состоянию здоровья.
Организация учебного процесса и режим учебной нагрузки соответствует установленным требованиям санитарным правилам и нормам, рационально организованы уроки с интеграцией познавательной и двигательной деятельности.
Систематическая работа городских служб и психолого-педагогической службы школе по профилактике наркомании и токсикомании привели к тому, что в школе не зарегистрированы случаи наркомании и токсикомании.
Для оценки соблюдения гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки школьников в гимназия используют действующие СанПиНы, Типовое положение об общеобразовательном учреждении, приказы МО РФ.
Организация физического воспитания обучающихся в учреждении образования определяется учебными
программами по физической культуре, программой занятий с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе и другими документами.
В школе имеются специальные кабинеты социально-психологической службы, медицинский кабинет, процедурный кабинет, кабинет ОБЖ.
Школа обеспечена:
средствами пожаротушения;
системой оповещения о пожаре АСПС;
средствами индивидуальной защиты органов дыхания (на каждого учащегося);
кнопкой тревожной сигнализации;
телефоном с определителем номера;
столовая укомплектована технологическим оборудованием;
оборудованы места для сбора и временного хранения отходов.
Таким образом, в школе созданы безопасные условия для учебно-воспитательного процесса. Система безопасности постоянно подвергается контролю со стороны органов государственного и общественного управления.
В школе организовано питание для учащихся. Все учащиеся школы получают горячий завтрак, учащиеся из многодетных и малообеспеченных семей, а также находящиеся под опекой, получают двухразовое питание.
Как никогда сегодня велика группа подростков и молодежи "социального риска" Среди детей школьного возраста в современных условиях широко распространены «протестные» формы поведения:
- курение,
- употребление алкоголя,
- употребление наркотиков,
- ранняя сексуальная активность,
- другие асоциальные / девиантные формы
поведения –
факторы, которые ВОЗ рассматривает как ключевые индикаторы здоровья.
13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В условиях социально-экономических преобразований подрастающее поколение оказалось одной из наименее защищенных групп населения, что привело к обострению таких проблем, как беспризорность, безнадзорность, проституция, рост алкоголизма и наркомании, преступности, суицидов и прочих негативных явлений. Снижение качества жизни, хронические стрессы, отсутствие культуры здорового образа жизни, неопределенность личных перспектив приводят как к ухудшению физического здоровья подростков, так и к социальному неблагополучию, неготовности к вступлению в самостоятельную жизнь, отказу от традиционных социальных ценностей, что трансформируется в серьезную проблемную ситуацию социального масштаба. Поэтому современные школьники остро нуждаются не только в квалифицированной социальной и психологической поддержке, в медицинском сопровождении.
Поэтому одним из основных приоритетов в развитии системы современного образования определены:
создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
создание условий для успешной адаптации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения их социальной мобильности.
содействие социальной адаптации детей и молодежи, формирование здорового образа жизни, профилактика асоциального поведения.
Каждое из этих направлений ориентирует специалистов системы образования на социальную значимость образовательной деятельности.
Как создать условия, способствующие формированию социального здоровья воспитанников, выпускников школы - проблема, требующая особого внимания.
По новой концепции:
Здоровье - это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциалом здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися (Петленко В.П., 1997)
В настоящее время в социологической науке наиболее известны два принципиальных подхода к исследованию социального здоровья.
1 из подходов обосновывает в самом широком смысле необходимость изучения социального здоровья с трех основных позиций-составляющих: физическое, психическое и собственно социальное здоровье человека.
Физическое здоровье - состояние, при котором присутствует совершенство саморегуляции функций организма, гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.
Психическое здоровье предполагает - самовоспитание духовной сферы, нравственной жизненной позиции, интеллектуальной и познавательной сферы, воспитание дисциплины ума и чувств.
Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру. Социальное здоровье понимается как система ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде.
Все эти 3 компонента составляют краеугольный камень
Эффективность достижения современного качества образования в школе зависит от состояния социального здоровья учащихся и ближайшего их окружения, а так же среды микрорайона, в котором расположена школа. Ещё раз остановимся на следующих моментах:
содержание учебно-воспитательной деятельности должно быть ориентировано на усиление социального компонента здоровья участников образовательного процесса;
развитие системы дополнительных образовательных услуг на базе школы, содействующих, укреплению социального здоровья учащихся;
организация системы мероприятий, ориентированных на создание и укрепление культурных традиций, способствующих профилактике асоциальных явлений в среде учащихся и формированию их социальной активности;
Макаренко А.С. "Поведение есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособленности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта".
Классный руководитель - воспитатель, который корректирует, обогащает, углубляет, делает более осмысленным стихийно складывающийся социальный опыт учащегося, тем самым, улучшая его социальное здоровье.
Необходимо создавать ситуации, которые запоминались бы как яркие события. Это могут быть не только праздники и веселые затеи, а разнообразная внеклассная и внешкольная работа. Большую роль нужно отводить классным часам, подготовленным самими учащимися, творческой группой:
Диспуты;
Классные часы-размышления (" Поговорим об ответственности", "Альтруизм и эгоизм", др.)
Круглые столы;
Психолого-педагогические игры;
Психолого-педагогические практикумы ("Воспитание лидера", "Домострой", др.)
Деловые игры, ролевые игры ("Контакты и конфликты", т.п.).
Посещение выставок, концертов, поездок в другие города с обязательным обсуждением увиденного.
Мероприятия по профилактике асоциального образа жизни путем активной работы с родителями.
Народная мудрость гласит: "До 5 лет воспитывай ребенка как господина, до 15 как слугу, после15 как друга".
Родителям, не имеющим педагогического образования или, не особо задумывающимся о воспитании своих детей, классный руководитель должен уделять особое внимание.
Проблема "отцы-дети" была, есть и будет. Реакция подростков может быть разной:
а) упреждающая агрессия (часто не мотивированная);
б) полная растерянность и дезадаптация;
в) замкнутость;
г) неадекватные попытки самоутвердиться за счет других.
Это темы для разговоров на родительских собраниях. Тесная связь классного руководителя с родителями, их общие усилия, направленные на воспитание ребенка, психологическая помощь улучшают его социальное здоровье.
Большую роль в укреплении социального здоровья школьников играет самоуправление в классе. Оно способствует самоопределению ребенка в классном коллективе, развитию его активной жизненной позиции. Классный руководитель, учитывая природные наклонности, особенности характера ребенка, должен помочь найти ему свое место в активе класса, школы. Это поднимает статус учащегося в собственных глазах и среди своих сверстников, дает стимул к самосовершенствованию.
Все вышеизложенное поможет ребенку самоопределиться в социуме, способствует воспитанию его активной жизненной позиции, определить собственные приоритеты. Можно ли в нашей школе реализовать возможности улучшения социального здоровья детей? Бесспорно, если проявить готовность создавать условия, которые обеспечивали бы возможность ученикам критически осмысливать и отбирать то, что им предлагает социум.
Это нелегкий путь, но как известно, все по-настоящему эффективное профессиональное, легким не бывает.
В России проведен анализ психологического состояния старшеклассников, обучающихся в ОУ трех категорий:
1 категория – ОУ, проводящие здоровьесберегающую деятельность в полном объеме;
2 категория – ОУ, использующие минимально допустимый комплекс здоровьесбережения в учебно-воспитательном процессе;
3 категория – ОУ, имеющие отдельные компоненты здоровьесберегающей деятельности, то есть не уделяющие достаточного внимания вопросам здоровьесбережения.
Результаты анализа показали, что в ОУ, относящихся к 1 категории, выявлено наибольшее количество учащихся с низким уровнем психологического напряжения. Наибольшее количество школьников с высокой степенью психологического напряжения отмечено в школах 3 категории.
Итак, обобщим: образовательным учреждениям для обеспечения эффективного здоровьесберегающего образовательного процесса необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические условия обучения, нормировать учебную нагрузку и режим занятий, использовать образовательные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Кроме того, важно Индивидуальный анализ поможет определить не только уровень знаний ЗОЖ каждого учащегося, но и те вопросы, в которых ребенок не имеет достаточной осведомленности. Это позволит улучшить индивидуальную работу, как со школьником, так и с его родителями.
5 ноября 2008 года, в Москве, в Большом Кремлёвском дворецев своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Д.А. МЕДВЕДЕВ сказал «Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги».
Таким образом, состояние здоровья школьников на современном этапе представляет собой серьезную медико-социальную проблему, а неблагополучную ситуацию с их состоянием здоровья можно рассматривать как кризисную в РФ.
Это требует долгосрочной программы мероприятий и стройной государственной политики, направленных на улучшение качества жизни и охрану здоровья школьников.
Много здоровья дано от Бога каждому из нас – можно сказать, что эта драгоценность принадлежит нам по праву рождения. Но сохранить, не расплескать это богатство умеет далеко не каждый. Александр Афанасьевич Сметанкин
Педагоги школы считают, что здоровый образ жизни должен занимать первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Нам необходимо научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Своим личным примером мы должны демонстрировать здоровый образ жизни, вооружать детей необходимыми навыками здоровьесбережения, только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Литература
О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации: Приказ МО России, Минздрава России, Госкомспорта и РАО от 16. 07. 02 г. № 2715/227/166/19 // Вестник образования. – 2002. – № 18.
Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., 1991.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
Гадасина А.Д. Плоды запретов: Подростки и секс: Кн. для учителей. М., 1991.
Балашова, В. А., Степаненко, В. П., Бекешова, Л. М. Основные направления программы «Оздоровительная модель общеобразовательного учреждения» // Завуч: журн. – 2000. – № 4.
Горячев, В. Здоровье – категория педагогическая // Народное образование. – 1999. – № 9.
Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. М., 1989.
Козлова, О. П., Мансурова Ф. Б. План развития школы «Образование плюс...» до 2000 года // Завуч. – 2000. – № 5.
Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. М., 1982.
Мишина, Л. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. – 1998. – № 9–10.
Петленко В.П. Валеология человека: Здоровье – Любовь – Красота: В 5 т. СПб., 1996. Т.1.
Савельева, Г. Наркомания – без цивилизации // Народное образование. – 1999. – № 6.
Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка (5-7 класс). СПб., 1997.
Тверская С.С., Утешинский Д.Д. Здоровье человека: Учеб. пособие для дифференцир. обучения учащихся 9-11 классов средн. шк. М., 1992.
Умецкий О.С. Совсем не личное дело. Мурманск, 1986.
Школьные локально-нормативные акты лицея № 11 г. Воткинска, Республика Удмуртия. Положение об общелицейском конкурсе «Самый здоровый класс». – Завуч. – 2001. – № 8.
Пути совершенствования
охраны
и укрепления физического
и социального здоровья учащихся.Arial BlackРисунок 20ИђЗаголовок 1OђЗаголовок 315