Контрольная работа в 6 классе по темам Устное народное творчество и Древнерусская литература
Контрольная работа по темам «Устное народное творчество» и «Древнерусская литература» (6 класс)
1. Напиши полный развернутый ответ на вопрос: «Чем пословица отличается от поговорки?» В ответе приведи в пример 1-2 пословицы и поговорки. Внеси в свой ответ имя самого известного русского собирателя пословиц и поговорок.
2. Запишите пословицы группами, распределив их по темам, названия тем (о чем?) запиши.На что и клад, когда дети в лад. При солнышке тепло, а при матери добро. Не торопись - сперва Богу помолись. Без отца — полсироты, а без матери и вся сирота. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня. С Богом пойдешь - до блага дойдешь. Деньги пропали — наживешь, время пропало — не вернешь. Даст Бог день, даст Бог и пищу. Всякому овощу свое время.
3. Запиши полный ответ на вопрос: «В какой ситуации можно употребить одну из пословиц из зад.2?» Например, «Пословицу «…» можно применить в ситуации, когда….».
4. Почему выделяют особый жанр народных песен – календарно-обрядовые? Что значат в этом названии слова «обрядовые» и «календарные»? Объясни письменно полным ответом.
5. Внимательно прочитай описание некоторых традиционных народных праздников и отрывки из текстов народных песен. Соотнеси песни и описания праздников. Письменная часть задания: Запиши из каждого песенного отрывка 2-3 строки и дай краткое объяснение: «Эту песню пели, когда ….»
1) Во время свадебного обряда поются особые величальные песни, адресованные жениху, невесте, их родителям, гостям. В них внешность, сила, умения людей представляются идеальными. 2) Парни и девушки ходили по деревне и у каждого двора “кликали” Коляду. Песни, исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: колядки, овсени, виноградья. Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждения. 3) Это время, когда чувствуется приближение весны, и задача обрядов – приготовиться к ее приходу, проводить зиму, которая могла представляться как живое существо.4) Весной поют песни, обращенные к птицам. Это заклички с призывом прилететь, принести весну – в обмен на угощение.5) На Пасху исполнялись вьюнишные песни (от слова вьюный-юный). Пели их под окнами или в домах, где есть молодые, то есть вступившие в брак в течение года с прошлой Пасхи. В песнях величали молодых, отмечали их согласие и благополучие.6) Троица еще и девичий праздник. В лесу выбирали молодую березку и «завивали» (заламывали) ее, т.е. украшали, пригибали ее ветки к земле и сплетали с травой. Так загадывали желание.
Не черёмушка завырастала,Не кудряво деревцо зарасцветало:Расцвели кудри молодецкие,Молодецкие кудри Трофимовы.И что света Трофима Петровича.На всякой на кудринке по цветочку цветёт,По цветочку цветёт по лазурьевому,На всякой кудринке по жемчужинке. Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам!
Тут кисели толкут,
Тут блины пекут! Коляда, коляда!А бывает колядаНаканунеРождества.Коляда пришла,Рождество принесла!
Еще дома ли хозяин со хозяюшкой?
Вьюнец ты, и ой молодой ты!
Он велит вьюнца-молодца Ивана Фомича
С молодой своей женой, с Аннушкой со Терентьевной?
А мы Масленицу повстречали, Сыром гору набивали, Маслом гору поливали, На широк двор зазывали Да блинами заедали. Во поле березка стояла,Во поле кудрявая стояла;Некому березу заломати,Некому кудряву заломати. 6. Запиши предложения полностью, применив знание фактов о древнерусской литературе.
1. Почти 7 веков длился период…..2. Первые летописи составляли монахи в (где?)……. 3. Самая известная русская летопись – «……». 4. Она составлена (кем?) ……… 5.Полное название этой летописи - "Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть". На современном русском языке это звучит так: «….». 6. В нее включены произведения разных жанров. Житие – это ……7. Хождение – это….. 8. Поучение – это….9. Патерик – это…..10. Я готов пересказать «…….» (напиши название произведения, которое готовил к пересказу).
Критерии оценки работы
№ Описание выполненной работы Максимальное количество
баллов за ответ
1 Дано определение или названы признаки пословицы 1
Дано определение или названы признаки поговорки 1
Даны пример пословицы 1
Дан пример поговорки 1
Названо полное имя собирателя пословиц и поговорок 1
Ответ полный, грамотный, без речевых ошибок 3 Итого - 8 баллов
2 Пословицы правильно распределены в 3 группы 3
Дано правильное название тем каждой группе пословиц 3 Итого - 6 баллов
3 Дан полный грамотный ответ 5 Итого – 5 баллов
4 В ответе объяснено слово календарные1
Объяснено слово обрядовые1
Ответ полный, грамотный 3 Итого – 5 баллов
5 Правильно соотнесены песни и праздники, дан письменный ответ 6 Итого – 6 баллов
6 Правильный ответ про 7 веков 1
Про место создания первых летописей 1
Название летописи 1
Имя составителя летописи 1
Перевод названия 1
Определение жанра житие 1
Определение жанра хождение 1
Поучение 1
Патерик 1
Название изученного и пересказанного произведения из летописи 1 Итого – 10 баллов
Итого – 40 баллов
Перевод баллов в отметку: меньше 18,1 – «2».
18,2 – 28,1 – «3»
28,2- 36,1 – «4»
36,2 – 40 – «5»