Рефлективный отчет на тему: «Как оценивание влияет на процесс обучения учащихся»


Рефлективный отчет по первому коучинг- занятию
«Как оценивание влияет на процесс обучения учащихся»

Раздел 1: Обоснование фокуса
В своей школе, во время прохождения практики, одним из заданий, которое мне предстояло выполнить - это провести коучинг- занятие в контексте семи модулей Программы второго уровня. В нашей школе работают учителя, заинтересованные во внесении изменений в свою педагогическую деятельность и стремящиеся ко всему новому. После согласования с директором, у меня появилась возможность выступить на совещании при директоре, на котором я показала видеоролик Кена Робинсона "Новый взгляд на систему образования", затем рассказала об идеях семи модулей Программы второго уровня и её приоритетных направлениях. В заключение своего выступления я предложила учителям несколько тем на их выбор. Мнения разделились, причем, с некоторой закономерностью: молодые педагоги (в нашей школе таких –16) предпочли более подробно познакомиться с модулем «Оценивание обучения и оценивание для обучения», а вот тема модуля «Обучение критическому обучению» заинтересовала педагогов, проработавших в школе от 5 до 20 лет (в нашей школе таких – 12), а педагогов постарше (5 учителей) заинтересовали темы модулей «Управление и лидерство в обучении » и «Обучение талантливых и одаренных учеников». Тема занятия «Как оценивание влияет на процесс обучения учащихся» была определена на основании проведенного мною мониторинга заинтересованности учителей. Поставила цель: оказать содействие учителям в понимании различных способов оценивания, и возможности применения их на практике. Определила задачи:создать доброжелательный климат в коллективе, вызвать интерес к теме, выявить проблемы в использовании педагогами традиционного оценивания, определить и раскрыть понимание применения различных форм оценивания. Наметила ожидаемые результаты: учителя научатся целенаправленно применять различные способы оценивания в процессе обучения.
Ключевыми идеями занятия стали понятия формативное оценивание, суммативное оценивание
Раздел 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания
Для создания доброжелательных и доверительных отношений, сплоченности между участниками для успешной и плодотворной работы на основе взаимодействия и сотрудничества я провела «Круг радости», где учителя делали друг другу комплименты.
И я считаю, что мною удачно был выбран этот прием, так он мне дал возможность настроить участников на дальнейшую работу, и в этом мне помогли такие навыки коуча как открытость, доброжелательность, честность и искренность. Следующей моей задачей было вызвать интерес учителей к занятию через упражнение «Ладошки».
Далее разделила учителей на группы при помощи четных – нечетных чисел.
Чем должны руководствоваться учителя при выставлении оценок?
Для этого я им предложила разработать, а затем оценить новую школьную форму. Мною было выбрано именно это задание, так как педагоги повседневно и ежеурочно сталкиваются с некоторыми сложностями в процессе оценивания учащихся, и оно им как никогда было близко. Они подошли к выполнению данного задания с большим энтузиазмом. Большая часть педагогов стали рисовать эскизы, некоторые – стали по пунктам расписывать, какая должна быть современная школьная форма. Затем предложила оценить свою работу, а потом оценить работу каждого в группе.
После этого задания я провела обсуждение, поставив перед ними проблему в виде вопроса: «Вам понятно, почему у вас такая оценка? Когда вы ставили оценку рядом сидящему на что вы обращали внимание? Трудно было оценивать работу? А какие неудобства создает наша система оценивания ? Всегда ли наши дети понимают, за что, почему им ставят ту или иную оценку? Каждый ли ребенок ежеурочно оценивается? А что мы можем сделать для того чтобы оценивать всех детей на каждом уроке?
Участники подошли к нахождению решения проблем, ответы на вопросы последовали разные. И считаю, что я смогла это сделать с помощью правильной постановки открытого вопроса и проявления гибкости со своей стороны при обсуждении.
Для снятия напряжения мною было проведено разминочное упражнение "Как здороваются жители страны Телепузия", которое способствовало дальнейшей продуктивной деятельности со стороны участников. Выполняя, которое, они забыли, что они учителя, оказавшись на месте учеников.
Затем учителям было предложено следующее задание: предоставляются распечатанные ресурсы каждой группе с теоретическим материалом, по которым, ознакомившись, нужно в виде схем, таблиц, рисунков оформить основные мысли и понятия, а затем защитить свои работы, раскрыв данный материал для других групп.
1 группа- «Суммативное оценивание»
35299653784602 группа «Формативное оценивание»
-33718515240151066515240
При выполнении этого задания: они не только высказывали свою точку зрения, но и аргументировали, и развивали такие навыки как умение слушать и вести диалог. И это мне удалось осуществить путем оказания поддержки и получения обратной связи.
14630401136015А итоги коучинг занятия я подвела с помощью приема «пятиминутное эссе». Участники должны были обобщить, чему они научились. Я считаю что рефлексия, сделанная учителями, в полной мере отражает тему коучинг занятия. На мой взгляд, этот прием критического задания был выполнен удачно, так как коллеги смогли отобразить, чему они научились по теме коучинг занятия.
Раздел 3: Оценивание обучения учителей по отношению к идеям Программы 2 уровня
Проведенное коучинг занятие, прошло успешно, цель достигнута, а также ожидаемые результаты, которые я поставила перед проведением коучинг занятия. Об этом свидетельствуют заполненные оценочные листы и комментарии, данные учителями после коучинг занятия.
Я считаю, что коучинг занятие прошло на должном уровне. Люди разных возрастов были вдохновлены, они раскрылись, раскрепостились, могли побыть на месте детей, они могли показать способности учителя, они активизировали свою мыслительную деятельность, они доставили радость сотрудничества поменяться опытом.
Хотя оценка данная учителями о проведенном коучинг занятии очень хорошая. Но мне нужно быть увереннее в себе, проявлять терпение при получении обратной связи с помощью открытых вопросов, то есть навыкам глубокого аудирования. И конкретнее давать объяснение к выполнению задания.
Рефлективный отчет по второму коучинг- занятию
«Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, применяя задания для развития критического мышления"
Раздел 1: Обоснование фокуса
На второе коучинг-занятие учителя пришли почти в том же составе, что на первый коучинг. Тема занятия «Как активизировать деятельность учащихся посредством применения заданий критического мышления» была определена на основании проведенного мониторинга заинтересованности учителей. Хотя учителя нашей школы знакомы с некоторыми приемами развития критического мышления, но  многие считают ее неприемлемой, так как применение данных приемов требует от учителя огромной подготовки, а еще они сомневались в их результативности. Но, тем не менее, они обеспокоены, что большинство учеников перестало думать, а об умении высказывать свою точку зрения вообще и речи не может быть. И я задалась целью: показать, как применяя задания критического мышления можно активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке.
Раздел 2: Описание коучинг занятия и оценивание преподавания
Для себя на этом занятии я поставила следующие задачи: вызвать интерес к теме, создавая доброжелательную психологическую атмосферу, раскрыть понимание применения стратегий и приемов критического мышления на уроке, вызвать желание применять на своих уроках данные приемы - один из модулей новых подходов в обучении и преподавании. По окончании этого занятия, я ожидала от своих обучающихся следующих результатов: учителя знают, что такое критическое мышление и понимают необходимость применения стратегий и приемов на своих уроках.
Начала я своё занятие с приветствия и упражнения «Дерево достижений», в ходе которого каждый участник выбирал себе листок определенного цвета по своему желанию и крепил его к дереву. Интересно было, что некоторые участники выбрали себе по несколько листиков, после того как последовали пояснения выбора по цвету. Я думаю, что все участники хотели украсить наше дерево, тем самым желая проявить себя на занятии с лучших своих сторон. По-моему, этот примем был выбран мною удачнее приема, примененного на предыдущем занятии, так как участники настроились сразу на активное участие в занятии.
Затем я разделила участников на группы с помощью фантиков (перед началом занятия я угостила участников конфетами), получилось две группы по четыре человека. Среди участников группы были учителя разных специальностей и возрастов.
415163022123406464302383790 На стадии вызова я предложила участникам коучинг-занятия составить как можно больше предложений со словами, начинающимися с букв НГОК, после выполнения участники должны были определить тему занятия. Но последовала продолжительная пауза, учителя не сразу смогли справиться с этим заданием, так как испытывали некоторое затруднение, и моя ошибка заключалась в том, что я заранее не предусмотрела такой ситуации, не подготовила вспомогательных вопросов, которые могли бы помочь коллегам найти выход из создавшегося затруднительного положения. Взяла себя в руки, стала задавать наводящие вопросы, и лёд тронулся. Далее последовало бурное обсуждение, предложено несколько вариантов для тематики, приходилось разбираться с этим многообразием. В итоге пришли к единому мнению и определились с тематикой, однако потеряли много времени. На этот вид работы я запланировала меньше времени, хотя теперь понимаю, что нужно давать время на раздумья, на обсуждение всевозможных вариантов решения проблемы.
Затем я предложила своим коллегам заполнить первые графы таблицы ЗХУ.

Следующее задание учителя выполняли, продолжая работать в группах. Им были предложены распечатанные ресурсы для ознакомления с теоретическим материалом. Для более глубокого понимания темы, предложила учителям использовать приём "Инсерт". А по окончании изучения попросила группы составить план объяснения своего материала, а затем изложить его в другой группе, после этого последовала рефлексия в форме "две звезды, одно пожелание". Коллеги добросовестно отнеслись к выполнению этого задания, и последовали конструктивные отзывы в адрес выступающих. Во время обсуждения участники отмечали, что до изучения ресурсов предложенных на коучинге представление о критическом мышлении у них было немного другим.
Какими же навыками должны обладать участники занятия при выполнении заданий для развития критического мышления? Для этого, после непродолжительной разминки, я им предложила составить кластер на тему «Современный учитель».Это словосочетание я выбрала, потому что все мы являемся представителями данной профессии в это время, когда мир стремительно меняется. Мои коллеги подошли к выполнению данного задания творчески, о чем свидетельствуют их работы. Выслушав их ответы, предложила им высказать свое отношение к выступлению другой группы. После защиты кластера каждый раз происходила взаимооценка выполненной работы смайликами. Участники проводили оценивание работ осознанно, используя формативное оценивание. Порадовало то, что группы, оценивая друг друга, поясняли свою оценку, высказывали свои пожелания. Я думаю, это результат моего первого коучинг - занятия.
26060407493026289074930
Раздел 3: Оценивание обучения учителей
На стадии рефлексии участники продолжили заполнение третьего столбика таблицы "ЗХУ", где подытожили свою деятельность на занятии. На коучинг-занятии в ходе групповой работы коллеги познакомились с теоретическим понятием критического мышления, как оно трактуется в Программе второго уровня. А также научились на практике применять приёмы развития критического мышления. Анализ анкет, которые коллеги заполнили в завершении занятия, дали возможность мне увидеть, что занятие достигло поставленной цели, реализовало задачи и оправдало ожидаемые результаты. Они писали, что были вовлечены в работу коучинга и активно участвовали в работе группы. Они научились работать в группе и составлять кластер. По данным анкет, я увидела из их высказываний, что коллеги готовы изменить свою практику и ввести в свое преподавание приёмы и методы развития критического мышления.
Большинство из участников написали, что надо менять свой стиль работы при помощи внедрения в свою практику новых подходов в обучении и образовании.
Анализируя проведенный мною коучинг, я сделала вывод, что для эффективности проведения такого занятия необходимо тщательней продумывать виды работ и рассчитывать время.
Рефлексивный отчет о моем обучении в отношении практики коучинга
Во время прохождения практики в школе, я провела два коучинг-занятия с учителями Центральной средней школы Аршалынского района Акмолинской области. В нашей школе работают учителя, заинтересованные во внесении изменений в свою педагогическую деятельность и стремящиеся ко всему новому. В своем коллективе я являюсь первым учителем, обучающимся по Программе второго уровня, поэтому я понимаю, что от меня зависит отношение моих коллег к введению новшеств в образовательной системе. И поэтому я поставила перед собой цель: ознакомить своих коллег через коучинг-занятия с идеями Программы второго уровня . После согласования с директором, у меня появилась возможность выступить на совещании при директоре, на котором я показала видеоролик Кена Робинсона "Новый взгляд на систему образования", затем рассказала об идеях семи модулей Программы второго уровня и её приоритетных направлениях. В заключение своего выступления я предложила учителям ответить на вопросы анкеты, чтобы выявить проблемы для более глубокого изучения. Тему занятий я определила сразу после анализа анкетирования учителей. Мнения разделились, причем, с некоторой закономерностью: молодые педагоги ( в нашей школе таких –16 ) предпочли более подробно познакомиться с модулем «Оценивание обучения и оценивание для обучения», а вот тема модуля «Обучение критическому обучению» заинтересовала педагогов, проработавших в школе от 5 до 20 лет ( в нашей школе таких – 12 ), а педагогов постарше ( 5 учителей ) заинтересовали темы модулей «Управление и лидерство в обучении » и «Обучение талантливых и одаренных учеников». Исходя из интересов большинства, первый коучинг был на тему « Как оценивание влияет на процесс обучения учащихся ? », а второй на тему « Как активизировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся, применяя задания для развития критического мышления ?»
Во время обучения на первом этапе, изучая модуль "Управление и лидерство в обучении", я выяснила , что " коучинг это - процесс взаимодействия коллег, который концентрируется на раскрытии профессиональных возможностей по конкретной теме" ( Руководство, стр. 285 ). В нашем коллективе работают как опытные, так и молодые специалисты, с разными мнениями и убеждениями. Поэтому на первое занятие я шла с чувством опасения о том , справлюсь ли с намеченными задачами , смогу ли сжиться с новой ролью коуча . Меня беспокоили мысли о том, как же я, учитель начальных классов , буду работать с более взрослой и достаточно образованной аудиторией. Смогу ли я заинтересовать их идеями Программы и доходчиво их преподнести. Но мои опасения были напрасны. Уже на первом занятии я смогла, используя приемы психологических тренингов, создать атмосферу сотрудничества. При подготовке к коучинг-занятию я старалась подобрать приемы, методы и формы, которые не только помогали мне раскрыть тему занятий, но были разнообразны и вызывали у участников интерес к занятию. То, что на занятии присутствовали учителя разных специальностей и возрастов, не послужило преградой. Были вдохновлены люди разного поколения , они раскрепостились, раскрылись, смогли побыть на месте детей, они показали свои способности учителя, активизировали свою мыслительную деятельность. Обстановка сотрудничества и возможность обмена опытом им доставила радость.
На стадии рефлексии учителя в листах оценивания писали, что цели коучинга им были понятны, потому что тему и цели они определили самостоятельно, что цели коучинга совпадали с их потребностями научиться новому, что в данном занятии им были продемонстрированы такие новые подходы, как критическое мышление, работа в группах и парах, самооценивание и взаимооценивание. Они писали, что были вовлечены в работу коучинга и активно участвовали в работе группы, и им понравилась такая работа. Я думаю , что мне удалось заинтересовать своих коллег, потому как на второе занятие ко мне пришли учителя почти тем же составом, что и на первый коучинг.
Второе занятие прошло менее удачно, потому что я запланировала большой объем работы , так как тема очень обширная, а мы были ограничены во времени. Во время проведения занятий я позволила учителям привести пример из их практической деятельности. Приводя пример, одна из участников слишком углубилась, тем самым отвлекая внимание всех от основной темы. Анализируя свои действия при подготовке и проведении коучингов , я для себя отметила, что мне необходимо работать над собой, развивая в себе такие качества , как умение управлять собой, своим вниманием. Мне надо было слушать историю , но не позволять себе быть затянутой ею. Конечно, интересоваться тем, что и как человек говорит нужно, но вместе с этим нужно держать себя на некоторой  дистанции от происходящего.
Теперь я понимаю, что следует, тщательней продумывать все детали и учитывать время проведения занятия. Модуль " Обучение критическому мышлению " раскрыть за одно занятие нельзя. В дальнейшем я буду планировать серию занятий, с целью более глубокого раскрытия темы.
Форма проведения коучинг-занятий и методы и приемы, которые я использовала , заинтересовали присутствующих учителей , и многие стали их использовать у себя на уроках. Перед тем как применить новые подходы , приемы критического мышления, способы формативного оценивания у себя на уроках, учителя просили меня подробнее ознакомить с ними .Чтобы помочь им , я приглашала их на свои уроки, предоставляла им ресурсы для ознакомления. В результате чего у меня наметился менти.
Анализируя использование новых подходов в обучении, а именно - групповой работы, во время проведения коучинга, я задумалась о собственном поведении на своих уроках, о том, что те же приемы можно применять в своей педагогической практике, в работе с детьми. В сравнении с традиционным уроком занятия, проведенные в форме коучинга имеют ряд преимуществ. А именно, в этом случае учащимся не дается новый материал в готовом виде, а постигается ими в ходе самостоятельного изучения и при передаче знаний друг другу. И вообще, в целом анализируя свои действия, отзывы коллег, у меня сложилось мнение о коучинге как о процессе, который дает возможность внести посильный вклад для того, чтобы у коллег произошли изменения в их практической деятельности в лучшую сторону , а у учащихся в учебной. Я поняла, что коучу необходимо постоянно учиться, обладать таким качеством, как стремление к совершенству. Меня подстегивает осознание того, что я, как коуч, могу помочь кому-то увидеть свои сильные стороны или раскрыть свои потенциальные возможности, помочь понять и осознать это. Я сделала вывод о том, что коучинг — один из инструментов повышения эффективности взаимодействия с коллегами и подразумевает изменения не только на уровне поведения, но и на уровне убеждений, и что, коуч должен руководствоваться желанием помогать людям.