Статья Значение семьи в развитии самооценки младшего школьника


ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ САМООЦЕНКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Развитие ребёнка представляет собой сложный и длительный процесс изменений, обусловленных различными видами его деятельности (Л. C. Выготский, Л. Ф. Обухова, А. И. Липкина и др.). В разных её формах обогащается жизненный опыт ребёнка, приобретаются навыки и привычки поведения, расширяются познавательные способности и силы, развиваются чувства и воля, формируется моральный облик [8, с. 232].
По мнению Л. С. Выготского именно с началом обучения в школе начинает складываться самооценка как устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребёнка к себе. Самооценка опосредует отношение ребёнка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми, поскольку индивид созрел для такого анализа как психически, так и физически [1].
В младшем школьном возрасте происходят серьёзные физиологические и психические перемены. В физиологическом плане у ребёнка наблюдается активный рост, прибавка в весе, смена зубов, увеличение массы головного мозга. Происходит резкий скачок интеллектуального развития ребенка — формируется умение анализировать, сравнивать, синтезировать, вычленять главное и оценивать, понимать причинно-следственные связи, планировать свои действия, проявлять собственную инициативу и понимать её последствия. Происходят изменения и в поведении детей, в отношении к себе и окружающим [4].
Немало важная роль в изменениях личностного развития отводится семье и семейному воспитанию. Рассматривая роль семьи в развитии самооценки как основного образования личности, А. И. Липкина считает, что прочность семьи, стиль воспитания, заинтересованность взрослых в делах ребенка влияют на формирование этого феномена [6].
В шести‒семилетнем возрасте, в период начала дифференциации самооценки, у ребенка начинает проявляться критичное отношение и к взрослому, и к себе. По мере взросления самооценка постепенно обособляется от оценки окружающих и тем самым приобретает большее значение как фактор психического развития. Важно отметить, что в период кризиса семилетнего возраста ребенок начинает нуждаться в отцовской любви, его руководстве. Если мать обеспечивает ребенку безопасность, то отец учит решать социальные проблемы. Именно отцовская любовь способствует развитию чувства собственной силы и позволяет ребенку стать уверенным в себе [3, с. 46].
Р. Бернс считает, что если душевное тепло и поддержка исходят от матери, то у ребенка преимущественно развивается ощущение собственной ценности, если от отца, то это скорее влияет на позитивность самооценки в плане компетентности и эффективности [2].
Н. И. Непомнящая утверждает, что преобладание у родителей положительных, неадекватных оценок ребенка лежит в основе проявления двух крайних форм поведения:
стремления получить положительную оценку любой ценой;
некоторого равнодушия к оценке со стороны других взрослых (не родителей) и сверстников, поскольку, по словам таких детей их и так всегда дома хвалят [7].
Такой подход в воспитании не способствует процессу познания ребенком самого себя, своего «Я». Ребенок занят только накоплением положительных оценок, что резко повышает уровень тревожности и затрудняет формирование способности к рефлексии собственных действий, формирует неадекватную самооценку [3].
Основы адекватной самооценки закладываются в семьях с разнообразным кругом интересов, где отношения пронизаны вниманием и заботой не только о родных, но и о друзьях, знакомых, животных. Творческое отношение к любому делу активизирует инициативу ребенка, его индивидуальность и самостоятельность. Постепенно он утверждается в понимании того, что многое может сделать сам. Важно, чтобы процесс совместного творчества родителей и ребенка сопровождался адекватной оценкой его взрослыми.
Г. Г. Кравцов считает, что первое место в процессе развития личности ребенка, его самооценки занимает безусловная любовь родителей к нему. В этом случае ребенок чувствует и уверен, что он представляет ценность для своих родителей таким, каков он есть [5]. Абсолютная родительская любовь дает ребенку необходимую для него защищенность в этом мире. Следствием этого является оптимальный уровень тревожности ребенка, что можно определить как центральное условие гармоничного развития личности в целом и основу для формирования адекватной самооценки.
Таким образом, родительская позиция включает не только любовь к ребенку, но и способность адекватно относиться к его действительным достижениям. Через эмоциональное отношение к себе значимых для него взрослых ребенок осознает самого себя, свои возможности, а это является основой саморегуляции его поведения и самооценки. Поэтому отношение значимых взрослых может либо способствовать развитию адекватной самооценки, либо приводить к неадекватным реакциям ребенка на неудачу. При этом большое значение имеет организация деятельности ребенка, характер оценок близких, стиль жизни семьи и место, которое он в ней занимает [3, с. 47].
Учитель, являясь для школьника значимым взрослым, способен организовать личностно-развивающую среду, обеспечивающую личностное развитие и благополучие каждого ученика, и выступить в качестве союзника и помощника родителей в процессе формирования самооценки личности их ребенка. Для того чтобы родители принимали рекомендации учителя, прислушивались к его советам, они должны выступать как партнеры в воспитании учеников, дополняя друг друга. При этом желательно, чтобы контакт учителя и родителей основывался на взаимном интересе к процессу воспитания, потребности помочь младшему школьнику добиться успехов, обрести уверенность в своих силах [3, с. 48].
Следствием такой организации педагогического взаимодействия может стать активное участие родителей в жизни своего ребенка и класса. В свою очередь, участие родителей в учебно-воспитательном процессе повышает чувство защищенности школьника, эффективность его деятельности, что способствует развитию способностей ученика и его активности в целом.
Формой взаимодействия может являться совместная оценочная деятельность родителей, учеников и учителя в процессе разного вида контроля (текущего, итогового, домашнего). Для адекватного оценивания деятельности ребенка родители знакомятся с критериями оценивания работ учащихся, требованиями педагога, а также вариантами ответов. Родители оценивают деятельность младшего школьника ежедневно, проверяя домашнее задание или успешность работы в классе. Участие родителей в оценивании предметных знаний после изучения определенной темы или раздела формирует их адекватное восприятие интеллектуальных возможностей своих детей. Родители наблюдают за их объективными успехами и трудностями, у них складывается собственная (не со слов учителя) оценка способностей и возможностей ребенка.
Привлечение родителей к научно-исследовательским и проектным работам объединяет всех субъектов образовательной деятельности, позволяет школьнику научиться ориентироваться на мнение значимых взрослых при организации и планировании собственной деятельности. Совместная деятельность родителей с младшим школьником приводит к распределению обязанностей, повышению интереса и значимости выполняемой деятельности по причине вовлеченности в данный процесс родителей и педагогов, являющихся авторитетными для школьника в этот возрастной период. Такая работа не только мотивирует познавательную деятельность, оказывает позитивное влияние на взаимоотношение родителей и сплачивает семью, но и обеспечивает комфортную обстановку для учащегося, укрепляя его уверенность в себе и осознание самоценности. Помощь родителей в подготовке ребенка к мероприятиям, позволяющим ему продемонстрировать свои способности («Минута славы», «Конкурс чтецов» и др.), повышают уверенность учащихся в себе за счет поддержки, которую им оказывают близкие.
Поскольку младшие школьники зависимы от оценки значимых для них взрослых, то такие формы совместной деятельности учащихся, их родителей и учителя приобретают особую актуальность. Они позволяют родителям узнать возможности и способности своих детей, увидеть их сильные и слабые стороны. Координационная деятельность учителя помогает родителям сформировать не только адекватное представление о детях, но и стремление отдавать предпочтение позитивным суждениям, формируя устойчивую и адекватную самооценку [3].
Таким образом, формирование самооценки младшего школьника, в первую очередь, зависит от оценки родителей, которая присваивается ребенком, переходит из внешних характеристик во внутренний план и становится частью его самооценки. Другими словами, младший школьник осуществляет оценку собственного отношения к учебной деятельности, к себе на основе демонстрируемого отношения родителей. Следовательно, при организации учебно-воспитательного процесса педагог должен выстраивать взаимоотношения с родителями как субъектами образования, вовлекая их в совестную деятельность с обучающимися, что обеспечивает позитивный результат в формировании адекватной самооценки на начальном этапе обучения.Педагог-психолог
Дядюшкина Елена Ивановна
Литература:
1. Аспер К. Внутренний ребёнок и самооценка. – М.: Добросвет, 2008.
2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
3. Витушкина Э.В. Роль семейного воспитания в формировании адекватной самооценки младшего школьника // Начальная школа. – 2013. – № 1. – С. 46.
4. Витушкина Э.В. Формирование самооценки младших школьников как фактор достижения личностных результатов образования [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.cspu.ru/upload/medialibrary/8f1/8f1679192а 93f11dc34eaecbae5229bb.pdf5. Кравцов Г.Г. Личность формируется в семье // Дошкольное воспитание. –1991. –№ 2.
6. Липкина А.И. Самооценка школьника. – М., 1976.
7. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М., 1992.
8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2010. – 232 с.