Психологические механизмы формирования учебной мотивации младшего школьника


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Логинова Н.Г. Психологичес кие механизмы формирования учебной мотивации младшего школьника Теоретический анализ и практический опыт доказывают, что учебная мотивация способна воздей ствовать на успешность учебной деятельности. Но, для того, что бы такое воздействие стало эффективным, необходимо определить психологические механизмы формирования учебной мотива ции. В психологическом понимании ©психологический механизм - это суб ъ- ективное ©описаниеª (или отражение на субъективном уровне) тех объекти в- ных процессов и явлений, которые разворачиваются в природе человеческого взаимодействия с окружающей средойª [ 2 , 61]. Таким образом, психологический механизм мотивации можно рассма т- ривать как о тражение в психике физиологических, физических, социальных и других объективных факторов, закономерностей человеческого взаимоде й- ствия с окружающим миром. В трактовке В. Г. Леонтьева мотивационный механизм ‬ это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности [ 2 , 61]. Автор считает, что все механизмы мотивации неоднородны и разн о- уровневы. На базе одних возникают мотивационные состояния, которые з а- тем выражаются в тех или иных формах мотивации: мотиве, потребности, влечении, на базе других происходит становление, формирование мотивации как конкретного реального побуждения поведения и деятельности, на базе третьих происходит реализация мотивации в виде трансформац ии и преобр а- зования внутренней и внешней среды человека. Так же В. Г. Леонтьев отм е- чает, что все механизмы мотивации имеют разную степень обобщенности и конкретизации. На основании этого все механизмы делятся на три группы: 1. Механизмы, которые обеспечивают активность поведения только в одной конкретной ситуации, обладают высокой избирательностью и всякие изменения ситуации прекращают действие этого механизма. 2. Обобщенные механизмы, которые способны обеспечивать а к- тивность поведения в различных условиях и си туациях. 3. Всеобщие механизмы, действие которых просматривается пра к- тически во всех случаях поведения и деятельности человека (исходные, ген е- рализованные механизмы). Как мы уже отмечали, мотивация учебной деятельности полимотив и- рована. Поэтому, вслед за В. Г. Леонтьевым, считаем, что и механизмы уче б- ной мотивации иерархизированы, соподчинены. Но, в совокупности они с о- ставляют систему механизмов, которая обеспечивает мотивационную де я- тельность. Такая система включает в себя разные типы механизмов. Среди них, как отмечает В. Г. Леонтьев, есть врожденные и приобретенные, сл о- жившиеся в индивидуальной и общественной практике, психофизиологич е- ские и психические, наиболее обобщенные и менее обобщенные, узкие, сп о- собные порождать и реализовывать мотивацию лишь в спе цифических усл о- виях и ситуациях [2 , 62]. В. Г. Леонтьев выделяет типы психологических механизмов мотив а- ции, которые проявляются в различных конкретных условиях: 1. Гомеостатический механизм мотивации, который обеспечивает мотивационное возбуждение в форме пот ребностей, влечений в целях ура в- новешивания организма с внешней средой. Действие данного типа психол о- гических механизмов основано на учении У. Кеннона о гомеостазе и ©зол о- том правилеª И. П. Павлова (само отклонение от нормы является причиной возвращения к норме). То есть дисбаланс организма человека с окружающей средой запускает процесс саморегуляции, что является мотивационным тол ч- ком для активизации деятельности. 2. Мотивационный механизм спонтанной активности, при котором мотивация обеспечивает поиск необх одимых условий для проявления уже имеющейся у человека активности, которая присуща каждому человеку (©жизнь есть активностьª [2 , 64]). 3. Мотивационный механизм динамического равновесия. Данный механизм генерирует в себе два предыдущих типа. Так, гомеостатиче ский механизм мотивации не объясняет осознанной причинности активности ч е- ловека. Но, так как, исходя из второго типа мотивации, индивид находится в постоянной активности, то всегда происходит процесс уравновешивания и порождения в нем причины и следствия. Возникающая причинно - следственная цепочка (причина порождает следствие, которое само стан о- вится причиной другого следствия) и является динамическим источником побуждения. Таким образом, ©побудительная функция мотива определяется возможностью перехода, реал изации ее в действие или акт поведения, кот о- рые, в свою очередь, будут причиной другого акта поведения… это объясн я- ет тот факт, что процесс деятельности, как процесс уравновешивания, стан о- вится источником побуждения к ней человека, стоит лишь ему начать ос у- ществление этой деятельностиª [2 , 67]. Такой механизм становится первои с- точником мотивационного побуждения на уровне организма и личности. Однако, В. К. Вилюнас, считает, что у человека нет природной пре д- определенности к развитию собственно человеческих м отивационных отн о- шений, но они могут возникнуть вследствие целенаправленного их формир о- вания, воспитания [ 3 ]. То есть мотивационное опосредствование есть способ развития собственно человеческой мотивации, который заключается в том, что воспитатель пытается переключить существующее мотивационное зн а- чение на новый предмет. При этом основным механизмом развития биолог и- ческой мотивации считается ©переключение эмоционального переживания в образе согласно отражаемым объективным связям и фиксацией на новом с о- держа нии, которая в силу этого становится мотивационнымª [3 , 50]. Такой акт эмоционального переключения выступает универсальным механизмом развития мотивации, т. е. является общим для социального и биологического уровня. Как отмечает, В. К. Вилюнас, мотивационн ое развертывание пре д- ставляет собой качественно различные ©единицыª развития мотивации: непосредственное, спонтанное и социально контролируемое, специально о р- ганизованное [3 ]. Обе линии развития мотивации являются не противоп о- ложностями. Скорее всего , это крайние точки развития мотивации, между которыми можно выделить ряд переходных мотивационных форм. Одним из механизмов такой переходной формы является, по утверждению В. К. Вилюнас а , подражание. Оно относится к природным механизмам и обеспечивает развитие мотивации в свободном направлении, то есть на его основе и с его помощью можно влиять на формирование и развитие мотив а- ции. Так автор выделяет:  Ситуативное подражание ‬ повторение, обеспечивающее форм и- рование новых знаний, умений, навыков. Такой механизм мотивации спосо б- ствует развитию познавательной и мотивационной сферы. При этом само подражание - повторение и человек как копируемый образец создают условия для развития определенного уровня мотивации.  Мотивационное подражание, основанное на эмоциональном з а- ражении, которое предполагает не безразличие к эмоциональным отношен и- ям других людей и готовность заимствовать эти отношения, разделять их, что изменяет отношение индивида к явлениям мира [3 ] . На наш взгляд, такое определение механизмов мотивации не рассм а т- ривает самого ученика как субъекта деятельности, не раскрывает ответа на вопрос о протекании учебной деятельности без копируемого образца, о р е- зультативности такой деятельности. Конечно, подражание на первых порах необходимо, особенно если речь идет об учащихся классов компенсирующего обучения, у которых отмечаю т- ся нарушения эмоциональной сферы, но все же такой подход не раскрывает, на наш взгляд, всех механизмов формирования учебной мотивации. В русле рассмотрения механизмов мотивации А. Н. Леонтьев отводит большую роль цели действия. Так, согласно его позиции, основным психол о- гическим механизмом является ©сдвиг мотива на цельª (©сдвиг мотива де я- тельности на цель действияª). При этом автор пишет: ©Рождение новых высших мотивов и формирование соответст вующих им новых специфич е- ских человеческих потребностей представляет собой весьма сложный пр о- цесс. Этот процесс и происходит в форме сдвига мотивов на цели и их ос о- знанияª [ 1 , 291]. В своей концепции А. Н. Леонтьев разграничивает понятие ©деятельностьª и © действиеª. В психологической литературе выделены два основных механизма формирования учебной мотивации: 1. ©Снизу вверхª, при котором стихийно сложившиеся или спец и- ально организованные условия учебной деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации упрочняются и переходят в более усто й- чивые мотивационные образования. 2. ©Сверху внизª, при этом ученик усваивает готовые ©формыª п о- буждений, целей, идеалов, которые у него должны сфо рмироваться и кот о- рые сам ученик должен превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Лишь при взаимодействии обоих механизмов происходит полноценное формирование мотивационной системы личности. Итак, все механизмы мотивации учебной деятельности можно разд е- лить на группы по трем основаниям: психофизиологическому, психическому и социальному. При этом для повышения успешности учебной деятельности ученика начальных классов все механизмы должны работать в совокупности, соподчинени и, обуславливаться специально созданными условиями . Литература: 1 Леонтьев, А. Н. Избранные психологические п роизведения. В 2 - х т. Т.1. / А. Н. Леонтьев. ‬ М. : Педагогика, 1983. ‬ 392 с. 2 Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации учебной де я- тельно сти : учебное пособие / В. Г. Леонтьев. ‬ Новосибирск : изд. НГПИ, 1987. ‬ 92 с. 3 Вилюнас, В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В. К. Вилюнас . ‬ М. : Изд - во МГУ, 1990. ‬ 288 с.