Психологические механизмы формирования учебной мотивации младшего школьника
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Логинова Н.Г.
Психологичес
кие механизмы формирования учебной мотивации
младшего школьника
Теоретический анализ и практический опыт доказывают,
что учебная
мотивация способна воздей
ствовать на успешность учебной деятельности.
Но, для того, что бы такое воздействие стало эффективным, необходимо
определить психологические
механизмы формирования
учебной мотива
ции.
В психологическом понимании ©психологический механизм
-
это суб
ъ-
ективное
©описаниеª (или отражение на субъективном уровне) тех объекти
в-
ных процессов и явлений, которые разворачиваются в природе человеческого
взаимодействия с окружающей средойª [
2
, 61].
Таким образом, психологический механизм мотивации можно рассма
т-
ривать как о
тражение в психике физиологических, физических, социальных и
других объективных факторов, закономерностей человеческого взаимоде
й-
ствия с окружающим миром.
В трактовке В.
Г.
Леонтьева мотивационный механизм
это система
психофизиологических, психических и
социальных предпосылок мотивации
как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности
[
2
,
61]. Автор считает, что все механизмы мотивации неоднородны и разн
о-
уровневы. На базе одних возникают мотивационные состояния, которые з
а-
тем выражаются
в тех или иных формах мотивации: мотиве, потребности,
влечении, на базе других происходит становление, формирование мотивации
как конкретного реального побуждения поведения и деятельности, на базе
третьих происходит реализация мотивации в виде трансформац
ии и преобр
а-
зования внутренней и внешней среды человека. Так же В.
Г.
Леонтьев отм
е-
чает, что все механизмы мотивации имеют разную степень обобщенности и
конкретизации. На основании этого все механизмы делятся на три группы:
1.
Механизмы, которые обеспечивают
активность поведения только
в
одной конкретной ситуации,
обладают высокой избирательностью и всякие
изменения ситуации прекращают действие этого механизма.
2.
Обобщенные механизмы, которые способны обеспечивать а
к-
тивность поведения в различных условиях и си
туациях.
3.
Всеобщие механизмы, действие которых просматривается пра
к-
тически во всех случаях поведения и деятельности человека (исходные, ген
е-
рализованные механизмы).
Как мы уже отмечали, мотивация учебной деятельности полимотив
и-
рована. Поэтому, вслед за В.
Г.
Леонтьевым, считаем, что и механизмы уче
б-
ной мотивации иерархизированы, соподчинены. Но, в совокупности они с
о-
ставляют систему механизмов, которая обеспечивает мотивационную де
я-
тельность. Такая система включает в себя разные типы механизмов. Среди
них,
как отмечает В.
Г.
Леонтьев, есть врожденные и приобретенные, сл
о-
жившиеся в индивидуальной и общественной практике, психофизиологич
е-
ские и психические, наиболее обобщенные и менее обобщенные, узкие, сп
о-
собные порождать и реализовывать мотивацию лишь в спе
цифических усл
о-
виях и ситуациях
[2
, 62].
В.
Г.
Леонтьев выделяет типы психологических механизмов мотив
а-
ции, которые проявляются в различных конкретных условиях:
1.
Гомеостатический механизм мотивации, который обеспечивает
мотивационное возбуждение в форме пот
ребностей, влечений в целях ура
в-
новешивания организма с внешней средой. Действие данного типа психол
о-
гических механизмов основано на учении У.
Кеннона о гомеостазе и ©зол
о-
том правилеª И.
П.
Павлова (само отклонение от нормы является причиной
возвращения к
норме). То есть дисбаланс организма человека с окружающей
средой запускает процесс саморегуляции, что является мотивационным тол
ч-
ком для активизации деятельности.
2.
Мотивационный механизм спонтанной активности, при котором
мотивация обеспечивает поиск необх
одимых условий для проявления уже
имеющейся у человека активности, которая присуща каждому человеку
(©жизнь есть активностьª
[2
, 64]).
3.
Мотивационный механизм динамического равновесия. Данный
механизм генерирует в себе два предыдущих типа. Так, гомеостатиче
ский
механизм мотивации не объясняет осознанной причинности активности ч
е-
ловека. Но, так как, исходя из второго типа мотивации, индивид находится в
постоянной активности, то всегда происходит процесс уравновешивания и
порождения в нем причины и следствия.
Возникающая причинно
-
следственная цепочка (причина порождает следствие, которое само стан
о-
вится причиной другого следствия) и является динамическим источником
побуждения. Таким образом, ©побудительная функция мотива определяется
возможностью перехода, реал
изации ее в действие или акт поведения, кот
о-
рые, в свою очередь, будут причиной другого акта поведения… это объясн
я-
ет тот факт, что процесс деятельности, как процесс уравновешивания, стан
о-
вится источником побуждения к ней человека, стоит лишь ему начать ос
у-
ществление этой деятельностиª
[2
, 67]. Такой механизм становится первои
с-
точником мотивационного побуждения на уровне организма и личности.
Однако, В.
К.
Вилюнас, считает, что у человека нет природной пре
д-
определенности к развитию собственно человеческих м
отивационных отн
о-
шений, но они могут возникнуть вследствие целенаправленного их формир
о-
вания, воспитания [
3
]. То есть мотивационное опосредствование есть способ
развития собственно человеческой мотивации, который заключается в том,
что воспитатель пытается
переключить существующее мотивационное зн
а-
чение на новый предмет. При этом основным механизмом развития биолог
и-
ческой мотивации считается ©переключение эмоционального переживания в
образе согласно отражаемым объективным связям и фиксацией на новом с
о-
держа
нии, которая в силу этого становится мотивационнымª
[3
, 50]. Такой
акт эмоционального переключения выступает универсальным механизмом
развития мотивации, т. е. является общим для социального и биологического
уровня. Как отмечает, В.
К.
Вилюнас, мотивационн
ое развертывание пре
д-
ставляет собой качественно различные ©единицыª развития мотивации:
непосредственное, спонтанное и социально контролируемое, специально о
р-
ганизованное
[3
]. Обе линии развития мотивации являются не противоп
о-
ложностями. Скорее
всего
,
это
крайние точки развития мотивации, между
которыми можно выделить ряд переходных мотивационных форм. Одним из
механизмов такой переходной формы является, по утверждению
В.
К.
Вилюнас
а
, подражание. Оно относится к природным механизмам и
обеспечивает развитие
мотивации в свободном направлении, то есть на его
основе и с
его
помощью можно влиять на формирование и развитие мотив
а-
ции. Так автор выделяет:
Ситуативное подражание
повторение, обеспечивающее форм
и-
рование новых знаний, умений, навыков. Такой механизм
мотивации спосо
б-
ствует развитию познавательной и мотивационной сферы. При этом само
подражание
-
повторение и человек как копируемый образец создают условия
для развития определенного уровня мотивации.
Мотивационное подражание, основанное на эмоциональном з
а-
ражении, которое предполагает не безразличие к эмоциональным отношен
и-
ям других людей и готовность заимствовать эти отношения, разделять их,
что изменяет отношение индивида к явлениям мира
[3
] .
На наш взгляд, такое определение механизмов мотивации не рассм
а
т-
ривает самого ученика как субъекта деятельности, не раскрывает ответа на
вопрос о протекании учебной деятельности без копируемого образца, о р
е-
зультативности такой деятельности.
Конечно, подражание на первых порах необходимо, особенно если речь
идет об
учащихся классов компенсирующего обучения, у которых отмечаю
т-
ся нарушения эмоциональной сферы, но все же такой подход не раскрывает,
на наш взгляд, всех механизмов формирования учебной мотивации.
В русле рассмотрения механизмов мотивации А.
Н.
Леонтьев
отводит
большую роль цели действия. Так, согласно его позиции, основным психол
о-
гическим механизмом является ©сдвиг мотива на цельª (©сдвиг мотива де
я-
тельности на цель действияª). При этом автор пишет: ©Рождение новых
высших мотивов и формирование соответст
вующих им новых специфич
е-
ских человеческих потребностей представляет собой весьма сложный пр
о-
цесс. Этот процесс и происходит в форме сдвига мотивов на цели и их ос
о-
знанияª [
1
, 291]. В своей концепции А.
Н.
Леонтьев разграничивает понятие
©деятельностьª и ©
действиеª.
В психологической литературе выделены два основных механизма
формирования учебной мотивации:
1.
©Снизу вверхª, при котором стихийно сложившиеся или спец
и-
ально организованные условия учебной деятельности и взаимоотношений
избирательно актуализируют
отдельные ситуативные побуждения, которые
при систематической актуализации упрочняются и переходят в более усто
й-
чивые мотивационные образования.
2.
©Сверху внизª, при этом ученик усваивает готовые ©формыª п
о-
буждений, целей, идеалов, которые у него должны сфо
рмироваться и кот
о-
рые сам ученик должен превратить из внешне понимаемых во внутренне
принятые и реально действующие.
Лишь при взаимодействии обоих механизмов происходит полноценное
формирование мотивационной системы личности.
Итак,
все механизмы мотивации
учебной деятельности можно разд
е-
лить на группы по трем основаниям: психофизиологическому, психическому
и социальному. При этом
для повышения успешности учебной деятельности
ученика начальных классов
все механизмы должны работать в совокупности,
соподчинени
и, обуславливаться специально созданными условиями
.
Литература:
1
Леонтьев,
А.
Н. Избранные психологические п
роизведения. В 2
-
х т. Т.1.
/ А.
Н.
Леонтьев.
М. : Педагогика, 1983.
392 с.
2
Леонтьев,
В.
Г. Психологические механизмы мотивации учебной де
я-
тельно
сти : учебное пособие / В.
Г.
Леонтьев.
Новосибирск : изд.
НГПИ, 1987.
92 с.
3
Вилюнас,
В.
К. Психологические механизмы мотивации человека
/
В.
К.
Вилюнас
.
М. : Изд
-
во МГУ, 1990.
288 с.