Урок по окружающему миру «Обитатели водоемов» (2 класс)


Урок-путешествие во 2 классе по теме «Обитатели водоемов».
Цели урока:
Обеспечить усвоение, восприятие и осмысление детьми значение воды в жизни человека, животных и в природе в целом;
Вспомнить явления природы, связанные с водой, три состояния воды вприроде;
Закрепить термины «исток и устье» реки;
Организовать деятельность учащихся по изучению темы: «Обитатели
водоемов»;
Дать понятие о разнообразии животных, обитающих в воде;
Рассмотреть особенности рыб, помогающие им жить в водоеме;
Развивать речь учащихся, мышление, обогащать их словарный запас;
Учить анализировать, выделять главное;
Воспитывать работоспособность на уроке, самостоятельность;
Прививать любовь и бережное отношение к животному миру.
Ход урока
Организационный момент
- Сегодня у нас с вами немножко необычный урок: мы все вместе отправимся в необыкновенное путешествие. Но прежде чем отправиться в путь, давайте вспомним, о чем мы говорили на последнем уроке окружающего мира?
- О воде.
Проверка домашнего задания.
1) - Вспомним, какие природные явления связаны с водой, разгадав
кроссворд.
1Р О С А 2С Н Е Г
3 ГР А Д 4Д О Ж Д Ь
5О Б Л А К А 6И Н Е Й
1. Утром бусы засверкали, всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем - ищем, ищем - не найдем.
2. Он пушистый, серебристый, белый, белый, чистый, чистый - ватой наземь лег.
3. Рассыпался горох на 70 дорог, и никто его не подберет.
4. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет,
И никуда я не иду, покуда он идет.
5. Уж не солнце ль виновато,
Что висит на небе вата?
6. И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет.
- Что лишнее?
- Какие осадки мы наблюдаем летом, а какие зимой?
2) Самостоятельная работа (работа по индивидуальным карточкам).
- Заполните карточки-схемы: «Значение воды для человека», «Кому нужнавода?», «Разнообразие водоемов».
3)- Вспомним, в каких состояниях может находиться вода в природе
ЖИДКОЕ-ТВЕРДОЕ-ГАЗООБРАЗНОЕ
- Покажите стрелками переход воды из одного состояния в другое, приведитепримеры.
4) Чтение сказки «Ручеёк».
- Во что превратился маленький ручеёк?
- Кто ему помог, чтобы он слился с большой рекой?
- Трудно ли было маленькому ручейку?
- Наш маленький ручеёк превратился в огромную реку. Вспомните, как называется место, где река берёт своё начало? (исток) - Место, где река впадает в другую реку или море? (устье)
- Какие бывают реки?
Работа над новым материалом.
- И теперь, когда мы знаем так много о воде, водоёмах, можно смело отправляться в наше путешествие. Отправляемся в путешествие по реке «Веселая» на кораблике «Веселый». Цель нашего путешествия - узнать как можно больше об обитателях водоёмов.
1) Работа по учебнику (проблемная ситуация: спор между Васяткой, Егором и Дашей).
- Прочитайте текст на странице 119.
- Как вы ответите на вопрос: «Кто обитает в водоёмах?»
- Выскажите своё мнение, кто из детей прав?
- Чтобы разрешить спор между детьми, мы трогаемся в путь...
Плывет, плывет кораблик по речке голубой,
Возьмет корабль «Веселый» весь класс наш он с собой.
И ярко солнце светит, и речка вся блестит,
Весёлый лучик солнца водичку серебрит.
2) Рассказ о рыбах
- Рыбы - самые многочисленные обитатели водоёмов.
- Подумайте, какие особые условия их окружают?
- Чем становится вода для этих животных?
- Что им позволяет постоянно находиться и прекрасно себя чувствовать в воде?
(чтение рубрики «Обрати внимание» в учебнике на странице 119 – 1-я часть)
- Как вы думаете, что помогает рыбам передвигаться в воде?
- Плавники.
- Хвостовой плавник служит рыбе рулём. Своеобразный орган чувства у рыб - боковая линия вдоль тела рыбы, которая помогает чувствовать, «видеть» все предметы, коряги, находящиеся в воде, и рыба их обплывает.
- Чем дышит рыба, находясь постоянно в воде?
- Жабрами.
- Жабры находятся за жаберными крышками на голове рыбы с обеих сторон. Жаберные крышки защищают мягкие жабры от повреждений. Все тело рыбы покрыто чешуёй и слизью, что тоже немаловажно для жизни в воде.
- По способу питания рыбы делятся на растительноядных, хищных и всеядных (схема на доске)
Растительноядные Хищные Всеядные
(растениями) (мелкими рыбками, мальками) (растениями и животными)
- У большинства рыб потомство появляется из икринок. Икринки очень малы, чем мельче рыба, тем мельче её икра. Икринки одних рыб плавают в воде, другие рыбы прикрепляют её к растениям в воде или камням, а некоторые рыбы строят для икры гнезда и охраняют её. Икринка состоит из зародыша и запаса питательных веществ. Зародыш питается и растет, и когда он подрастает, превращается в малька. Малек более похож на взрослую рыбу и может уже самостоятельно жить.
3) Значение и охрана рыб
(Чтение рассказа Н.Сладкова. «Шепот рыб»)- Чем хвастались рыбы?
- На кого жаловались рыбы?
- Приносят рыбы пользу? Какую?
- Должны люди бережно относиться к рыбам? Каким образом?
4) Разнообразие рыб (схема на доске)
ПОВЕРХНОСТНЫЕ В ТОЛЩЕ ВОДЫ ПРИДОННЫЕ
(привести примеры, рассмотреть таблицу о морских рыбах)
5) Плывем дальше на нашем веселом кораблике. Кого мы ещё встречаем на своем пути? Сейчас вы узнаете сами и расскажете своим товарищам.
Дети самостоятельно читают сообщения на карточках о водных животных и впоследствии делают небольшое сообщение классу:
- Раки - тоже обитатели реки. Как и рыбы они дышат жабрами, но они не такие быстрые пловцы. Они - придонные животные, любят долгое время просиживать под корягами или в своих норках. Их тело покрыто не чешуёй как у рыб, а своеобразным панцирем, который служит им хорошей защитой от хищников. Питаются раки падалью.
- На поверхности воды мы встречаем множество жуков-плавунцов и жуков-водомерок. Эти интересные жучки «бегают» по воде, словно как по суше и не тонут. В чём же тут секрет? Все 6 ножек жучка покрыты жиром, что позволяет им быстро передвигаться по поверхности воды и не тонуть.
- Своеобразные улитки-прудовики также являются обитателями водоемов. Прудовики очень прожорливые существа, поэтому очень быстро растут и достигают больших размеров. Питаются водорослями и растениями.
- У берегов реки мы встречаем очень много лягушек. Эти животные тоже, как и рыбы не могут жить без воды. А ещё лягушки умеют дышать кожей.
- Если вам это очень интересно, то о жизни этих животных мы с вами поговорим на следующем уроке, когда продолжим своё путешествие. Также мы встретимся с бобрами, выдрами, которые живут на реке.
Итог урока.
- С кем же мы встретились во время нашего путешествия?
- Давайте вернёмся к спору Васятки, Егора и Даши. О чём спорили дети?
- Кто же из них оказался прав?
- Понравился вам наш урок-путешествие?
- С каким настроением вы уйдете с урока?
- Чему научил вас этот урок?
РУЧЕЕК
Пришла весна. Солнечные лучи все сильнее обогревали землю. И вот из-под талого снега появился Ручеёк. Он был до того мал, что его трудно было даже заметить. Ведь он только что родился. Но Солнышко увидело его, погладило его по головке своим теплым лучом и сказало:
- Расти, малыш.
Ручейку было приятно тёплое прикосновение. Однако он был ещё мал и несмышлен. И поэтому спросил:
- А зачем расти?
- Чтобы стать большим, - ответило Солнышко. - Всё на земле растет. Вот и ты вырастешь и станешь сильным. Ты хочешь быть сильным?
- Хочу, - ответил Ручеек. - Только когда я вырасту?
- Скоро. Главное, двигайся, стремись все время вперед. И не успеешь оглянуться, как станешь большим.
И Ручеек стал двигаться. Как мог. И заметил, что бег его ускорился, и вот он уже пересек асфальтовую дорожку. Но тут подбежали две собаки. Они очень хотели пить и поэтому стали с жадностью лакать воду из Ручейка. Тот очень испугался и даже зажмурился от страха, и замер на месте. И почувствовал, что перестал расти.
«Всё, конец, - подумал Ручеек.- Вон какие большие собаки. Сейчас меня не станет».
Но Солнышко подбодрило его. Вновь погладило по головке своим тёплым лучом и сказало:
- Не сдавайся, малыш!
И Ручеек снова воспрял духом. Вышел из оцепенения и заметил, что снова движется. А тут и собаки убежали. И Ручеек почувствовал себя свободным. Бежал он, бежал, и вдруг на пути возникла преграда - бугорок. Хотел Ручеек его перепрыгнуть, да куду там. Сил не хватило. Он даже похолодел от страха. Как же так? И что делать? Но Солнышко вновь погладило его теплым лучом, повторив:
- Не сдавайся, малыш!
И Ручеек поднапрягся, разделился надвое и обогнул бугорок с двух сторон. А преодолев преграду, вновь соединился и побежал дальше. Теперь он чувствовал себя намного сильнее и крупнее. Он уже нес на себе бумажки и горелые спички. И вдруг заметил, что падает. У него даже дыхание оборвалось. Он упал на дно глубокой ямы и подумал: «Это всё». И действительно, выхода не было. Ручеек потолкался по дну ямы. Кругом были высокие отвесные стены, сквозь которые невозможно было пробиться. Он совсем упал духом. Но тут в яму заглянул тёплый Солнечный луч и прошептал:
- Не сдавайся, малыш!
И Ручеек стал двигаться, как мог, в этой тесной яме. И заметил, что вновь растет, поднимается. И вот он уже заполнил яму и вырвался на свободу. И удивился - таким он стал широким. И сильным настолько, что мог свободно нести на себе большие щепки и спичечные коробки, и даже самодельные кораблики, которые смастерили мальчишки и отправили их по Ручейку в дальнее плавание.- Я вырос, - радовался Ручеек.
- Нет, - ответило Солнышко. - Ты еще растешь. Погоди, то ли еще будет. Только не забывай стремиться вперед.
И Ручеек не забывал. Теперь, казалось, ничто не могло удержать его бурного, напористого бега. Наконец он встретился с большой водой. И удивился, что бег его стал намного тише.
- Что же это такое?- возмутился он. - Куда я попал? Почему меня несет не туда, куда мне хочется?
- Не пугайся, - ответило Солнышко. - Ты слился с рекой. Такое бывает со всеми ручьями, когда они вырастают.
- Так значит, я уже вырос? - воскликнул Ручеек.
- Да, теперь ты вырос и превратился в реку. А река всегда течет в одном направлении. Поэтому она такая сильная. А с тобой она стала еще сильнее. И Ручеек уже не жалел о прошедшем детстве. Он гордился тем, что вырос, стал сильным и теперь ему открыта широкая дорога. Пусть пока в неизвестном, но в единственно правильном направлении.
А. Часов.
ШЁПОТ РЫБ
Когда первый раз заглянешь под воду, то хочется только смотреть и смотреть. Но оглядишься - и уже хочется вмешаться в жизнь подводного мира - хочется рисовать, фотографировать, охотиться. Но больше всего хочется узнавать. К тебе подплывают рыбы, рты их открываются и закрываются, будто они что-то шепчут...
Но человеческое ухо так устроено, что не может слышать рыбьего голоса.
Для этого нужно иметь особый, сложный прибор.
У меня не было такого прибора, и я не слышал, что говорят рыбы. Но, кроме хитрых приборов, есть на свете простой и верный способ услышать бессловесных животных. И не только услышать, но и понять, что они говорят. Для этого нужно их полюбить...
Мне очень понравились живые рыбы, и потому, наверное, я понял, что они хотели мне сказать.
Рыбы оказались большими хвастунишками! Они хвастали, что люди об их жизни знают очень мало: куда меньше, чем о жизни зверюшек и птиц. Что вот только теперь, когда даже ребята смогут пользоваться водолазной маской и наблюдать рыб под водой, они расскажут людям кое-что интересное.
Рыбы хвастались, что они спасают людей от комаров и малярии: ведь они так много поедают комариных личинок.
Рыбы говорили, что если они покинут озёра и реки, то ребятам придётся выбросить свои удочки. А озёра и реки станут пустынны и неинтересны, как леса, из которых улетели птицы.
Рыбы жаловались. Они жаловались на жадных рыбаков, которые вылавливают их сетью с мелкой ячейкой. В такой сети запутываются даже мальки, не успевшие пожить и нагулять рыбьего жирку. Они жаловались на бесхозяйственных людей, которые сваливают в озера и реки всякий хлам и спускают туда загрязненную воду. От этого гибнут все рыбы - старые и малые.
Щуки и форели жаловались на охотников, которые стреляют в них из ружей во время нереста. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, а то от застоя в них начинает портиться вода! Жители мелких озёр просили пробивать зимой лунки во льду - чтобы не задохнуться...
Вот сколько дел тем, кто захочет не только рыб ловить, но и помочь им.
Н.Сладков.