Выступление.Речь на кончиках пальцев



Зеленоборская школа-гимназия
«Влияние пальчиковых игр
на развитие речи
младших школьников»

Логопед: Ященко Н.Л.

“Рука является вышедшим наружу головным мозгом”
И. Кант
“Ум ребенка находится на кончике пальцев”
В.А Сухомлинский
Речь на кончиках пальцев
Давайте немного отвлечёмся и проведём небольшой эксперимент: сожмите руки в кулак, а теперь выкиньте по одному пальчику из кулака. Как свободно даётся вам это упражнение? И чуть по сложнее: выставили ладошки, соедините по два пальца: безымянный с мизинцем, а указательный со средним пальцами; безымянный со средним, а остальные врозь.
Чем больше мы развиваем мелкую моторику, тем больше и лучше развивается наш головной мозг. Функция кисти уникальна и универсальна. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку. Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
Исторически сложилось так, что развитие функций речи и руки у человека шло параллельно, и первой формой общения людей друг с другом были жесты.
В настоящее время учеными установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова) и совершенствование речи непосредственно зависит от степени тренировки рук.
Эта зависимость обусловлена тем, что в коре головного мозга зона, отвечающая, за развитие тонких движений кисти руки и речевая моторная зона расположены очень близко друг от друга. Если внимательно посмотреть на карту головного мозга, то бросается в глаза, что двигательная речевая область расположена совсем рядом с двигательной областью, она является, собственно, ее частью (слайд № 3)
Центр Брока – участок коры головного мозга, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария – у правшей. Обеспечивает моторную организацию речи, т.е. объединение отдельных речевых движений в единый речевой акт.
Центр Вернике – зона коры головного мозга, расположенная в заднем отделе верхней височной извилины доминантного (чаще левого) полушария мозга. Участвуют в основном в работе с информацией, связанной с речью.
Ранее существовало мнение, что Вернике отвечает только за понимание информации, а центр Брока – за воспроизведение речи, но современные учёные считают, что оба центра совместно выполняют эти задачи.
Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга.
На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему.
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца (слайд № 4)
Но не только восточные мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев”.
Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.
Для определения уровня развития тонкой моторики рук можно использовать несложные упражнения, которые ребенок повторяет по образцу взрослого:
-  «Колечко» - соединить указательный и большой пальцы на одной руке, - «Гусь» - указательный, средний, безымянный пальцы и мизинец соединить с большим пальцем, изображая голову гуся, - «Кошечка» - две ладони одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальцы и прижать ладони к столу,- «Зайчик» - указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем,- «Коза» - указательный палец и мизинец выпрямить, средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. (Слайд № 5)
После этого можно сделать предположение об уровне развития речи ребенка. Говорящим детям удаются все или почти все упражнения и изолированные движения пальцев рук не вызывают у них затруднений. Если же пальцы напряжены, сгибаются и разгибаются только вместе или пальцы вялые, то это не говорящие или плохо говорящие дети.
На основе этой закономерности можно сделать вывод, что развивая пальцы рук у ребенка можно стимулировать его речевое развитие.
Роль развития мелкой моторики рук очень велика. Ведь, стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление.
В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков. К сожалению, в школе на первый план выходит много других важных задач, в том числе и овладение письменной речью, вследствие чего на развитие мелкой моторики не хватает времени. Кроме того, из-за овладения детьми навыка письма, нагрузка на мелкую моторику становится еще больше. Многие дети испытывают при этом значительные трудности, особенно, если не была проведена должная работа по подготовке руки к письму.
Учителем-логопедом работаю четвертый год, и я абсолютно уверенна в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются игры с пальчиками. Они увлекательны, способствуют развитию речи и творческой деятельности ребёнка.  (слайды № 6 - 12 )
Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Это дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д..  Эти игры, как бы отражают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.  В ходе игр с пальчиками дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну пальчиковую игру, он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песен.
Изучив проблему и учитывая рекомендации учителей начальных классов, я предлагаю включать в ежедневные занятия с ребенком задания и упражнения, направленные на развитие тонкой моторики пальцев рук.
Предложенные упражнения улучшают умственную деятельность, способствуют запоминанию, улучшают процесс письма. Эти упражнения можно проводить на физ. минутках во время уроков.
1. Пальчиковая гимнастика
1. «Кольца».
Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках.
Раз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять.Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать.
2. «Кулак-ребро-ладонь».
Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
3. «Крестики-нолики». Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
4. «Зеркальное рисование».Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.
5. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
6. «Рыбка». Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.
7. «Змейка».Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.
8. «Восьмерки». Рисовать в воздухе восьмерку указательным и средним пальцем левой, правой руки, затем синхронно.
9.«Собака»
Ладонь расположена вертикально, на ребро. Большой палец поднять вверх, указательный согнуть, остальные соединить вместе. Мизинец опускается и поднимается .
10. Разнообразная предметная деятельность, которая развивает мелкую моторику: застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование обуви, игры с мозаикой, конструкторы, пазлы; игры с фасолью и горохом (разложить в разные коробки).
2. Пальчиковые игры.
При помощи пальцев можно инсценировать рифмованные истории, потешки.
«Засолка капусты»
Мы капусту рубим, рубим, Движения прямыми кистями вниз-вверх. Мы морковку трем, трем, Движения кулаков к себе и от себя. Мы капусту солим, солим, Движения пальцев, имитирующие посыпку солью. Мы капусту жмем, жмем. Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.
Дни недели
В понедельник мы стирали кулачки трём друг о друга
Пол во вторник подметали. кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу
В среду мы пекли калач,  печём "пирожки" 
Весь четверг искали мяч, правую руку подносим ко лбу и делаем "козырёк"
Чашки в пятницу помыли, пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купили. ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев
Всех друзей я в воскресеньеПриглашу на день рождения. машем ладошками к себе
Зима
Раз, два, три, четыре, пять загибаем пальчики по одному
Мы во двор пошли гулять. шагаем пальчиками по столу
Бабу снежную лепили имитируем лепку комков
Птичек крошками кормили "крошим хлебушек" всеми пальчиками
С горки мы потом катались ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки
А еще в снегу валялись кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли, отряхиваем ладошки
Съели суп и спать легли. производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку
Итак, подытожим развитие мелкой моторики:
Повышают тонус коры головного мозга.
Развивают речевые центры коры головного мозга.
Стимулируют развитие речи ребенка.
Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
Развивают чувство ритма и координацию движений.
Подготавливают руку к письму.
Поднимают настроение ребенка.