Конспект урока по теме Обозначение натуральных чисел, 5 класс, первый урок


Учитель математики
Мамакина Марина Николаевна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
Тема урока: «Обозначение натуральных чисел»
Тип урока:
Урок освоения новых знаний.
Формы работы учащихся:
Фронтальная, индивидуальная, парная, самостоятельная.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор
Дидактические средства:
Учебник, раздаточный материал.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята!
Наступил новый учебный год, вы перешли в среднюю школу.
Учитель – ваш помощник в учебе. Но совсем немного времени пройдёт, и вы закончите школу. Кто-то из вас станет математиком, другие – нет. Но каждому из вас потребуется умение учиться, то есть умение учить себя самостоятельно, без помощи взрослого. Как вы думаете, почему сегодня, чтобы быть успешным, каждому человеку важно уметь учиться, уметь самого себя развивать?
- Может ли человек научиться, что-то делать, не тренируясь в этом? (Нет.) Докажите, приведите примеры. (Нельзя научиться кататься на велосипеде, на коньках и т.д., если не тренируешься.)
Известно, что уметь учиться это значит, во-первых, уметь самому определять, что не знаешь, а во-вторых, уметь самому находить новый способ действий. Значит, в чём вы должны тренироваться на уроках, какие два шага учебной деятельности вы должны проходить, чтобы не только хорошо усвоить курс математики, но и учить себя учиться, быть успешными в любой профессии? (Сначала мы должны сами определить, что мы не знаем, а затем сами должны найти новый способ действий.)
- А что же тогда буду делать я? (Вы будете нам помогать, направлять нас в этом.)
- Как я буду это делать? (Вы будете задавать вопросы, давать задания.)
- А как вы должны на них реагировать? (Мы должны стараться понять вопрос, подумать, чётко на него ответить, стараться точно выполнить задание.)
Молодцы! Я вижу, что вы уже многому научились в начальной школе. Сегодня вы начнёте повторять то, что вы знаете из начальной школы о числах. Узнаете новое и при этом постараетесь тренировать ваше умение учиться! Готовы? (Да.)
«Включили» улыбки! «Под накачали» настроение! Я желаю вам успеха!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Ребята на доске записаны вопросы на которые мы сегодня должны ответить.
Давайте прочитаем их.
Какие числа называют натуральными?
Как люди в древности обозначали такие числа?
Как называются цифры, используемые в системе записи чисел, которой вы пользуетесь чаще всего?
Сколько таких цифр?
От чего зависит значение цифр в записи числа?
Что обозначает в записи числа цифра нуль?
Как прочесть число, записанное в десятичной системе?
Ребята, вы можете ответить на все эти вопросы? (нет)
Почему? (не хватает знаний)
Итак, у нас проблема, нам не хватает теоретических знаний, чтобы ответить на вопросы.
Будем надеяться, что в течении урока нам удастся снять эту проблему.
Ребята прочитайте еще раз вопросы.
Как вы думаете, а какова тема нашего урока?
Откройте тетради и запишите дату и тему урока «Обозначение натуральных чисел».
Какую цель мы поставим перед собой?
(Выяснить какие числа называются натуральными, ответить на все поставленные вопросы).
3. Построение проекта выхода из затруднения.
С давних времен людям надо было знать, сколько собрано мешков зерна, сколько животных в стаде, сколько соткано кусков полотна.
Числа, которые используют при счете предметов, называют натуральными.
В древности их обозначали с помощью камешков, зарубок на дереве, узелков на веревке.
- Как вы думаете, почему от такого обозначения люди перешли к другим способам записи?
Обозначать каждый предмет одним и тем же знаком удобно, когда количество предметов не очень большое. Если предметов много, трудно для их счета использовать зарубки, узелки, камешки.
Несколько тысячелетий назад люди догадались, что можно обозначать знаком не один предмет, а сразу несколько. Эти знаки были разными в разные времена и в разных странах, пока наконец почти повсеместно не получил распространение известный вам набор знаков.
Для записи чисел используются десять цифр, которые мы называем арабскими. Поэтому наша система называется десятичной.
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6,7, 8, 9
С помощью этих цифр можно записать любое натуральное число.
Отсутствие предметов для счета условились обозначать числом нуль. Нуль не считают натуральным числом.
- Запишите число парт в вашем классе с помощью арабских цифр. Сколько знаков у вас получилось?
- Назовите самое маленькое натуральное число.
- Назовите наибольшее натуральное число.
- Для числа 15 назовите предыдущее и следующее за ним число.
- Назовите предыдущее натуральное число для числа 1.
Натуральные числа, расположенные в порядке их следования, образуют натуральный ряд. Его можно продолжать до бесконечности, поэтому при записи бесконечного ряда натуральных чисел выписывают подряд несколько первых чисел, после которых ставят многоточие.
1,2,3,4,5 …
Ребята, а как же правильно прочитать и записать натуральное число?
Давайте воспользуемся нашим верным другом – учебником.
(Работа с учебником: ввести понятия класс, разряд, правило чтения и записи чисел, работа с таблицей)
- Разбейте на классы и прочитайте число 108567002300.
- Назовите разряды в классе единиц, тысяч, миллиарды.
4. Первичное закрепление. (фронтальная работа)
№ 1. Выполняется фронтально вслух с обсуждением.
№ 2. Один учащийся у доски с подробным проговаривание, остальные в тетрадях.
5. Работа в парах.
Продолжаем работу, работаем в парах.
Решаем задания в парах, с проговариванием.
Расскажите, что означает цифра 7 в записи каждого числа. Сколько в каждом числе классов и разрядов?
а) 17; б) 71; в)701; г) 700 007; д) 701 007 170.
2. Разбейте на классы и прочитайте числа.
а) 315467; б) 320007; в) 320001459.
3. Запишите числа цифрами.
а) сто двадцать три тысячи четыреста пятьдесят шесть;
б) сорок тысяч сто пятнадцать;
в) семь тысяч двадцать восемь;
г) восемьдесят тысяч пятьдесят.
Эталон к заданию 3.
а) 123 456; б) 40 115; в) 7 028; г) 80 050.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Вариант 1.
Запишите, число в котором:
а) 2 десятка тысяч 3 десятка 5 единиц;
б) 3 тысячи 5 сотен 6 десятков 7 единиц;
в) 9 сотен 4 десятка;
г) 3 миллиона 7 тысяч 2 сотни. а) 20 035;
б) 3567;
в) 940;
г) 3 007 200
Продолжите каждый ряд на три числа.
а) 995, 996, 997, 998
б) 10 005, 10 004, 10 003, 10 002 а) 995,996,997,998,999,1000,1001.
б) 10 005, 10 004, 10 003, 10 002, 10 001,
10 000, 9 999.
Вариант 2.
Запишите, число в котором:
а) 5 десятков тысяч 3 тысячи 4 сотни 8 единиц;
б) 2 тысячи 5 сотен 4 десятка 2 единицы;
в) 7 сотен 6 десятка;
г) 1 миллион 6 тысяч 9 сотен. а) 53 408;
б) 2542;
в) 760;
г) 1 006 900
Продолжите каждый ряд на три числа.
а) 997, 998, 999
б) 100 005, 100 004, 100 003, 100 002 а) 997,998,999,1000,1001,1002.
б) 100 005, 100 004, 100 003, 100 002,
100 001, 100 000, 99 999.
7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Итак, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог нашей работы.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какую цель вы ставили перед собой?
Вы достигли поставленной цели?
Какие знания вы использовали при достижении цели?
Как вы открывали новые знания?
Успешной была ваша работа на уроке?
Оценки за работу на уроке.
Запишите домашнее задание: п. 1, № 23; 24
Попробуйте сами нарисовать чьи либо портреты из цифр.

Урок закончен. Спасибо за урок.