Конспект урока по окружающему миру на тему «Что такое хвоинки?» 1 класс
План урока
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин)
Актуализация знаний (5 мин)
Постановка учебной задачи (2 мин)
Открытие нового знания (20 мин)
Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин)
Включение нового знания в систему знаний и повторение (5 мин)
Рефлексия (итог урока). Вывод по уроку. Оценка учителем достижений учащихся
(4 мин)
Тема: «Что такое хвоинки?»Цель: познакомить с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели, научить различать хвойные и лиственные деревья.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний;
Планируемые результаты:
Предметные:
- научить различать хвойные и лиственные деревья;
- научить различать сосну и ель;
- научить описывать дерево по плану.
Метапредметные:
- развивать интерес к чтению познавательной литературы.
- формировать умение ориентироваться в учебнике;
- формировать умение ставить учебные задачи;
- формировать умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Образовательные ресурсы урока: презентация, учебник по окружающему миру 1 класс часть 1, шишки сосны и ели, ветки сосны и ели, цветные карандаши, листья деревьев.
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности (1мин.)
Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Я желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока даже несмотря на то, что за окном холодно и пасмурно.
II. Актуализация знаний (5 мин.)
Скажите, какие изменения произошли в природе с приходом осени? (листья на деревьях стали менять свой цвет и опадать).
Спеша к вам я подслушала разговор листьев. И послушайте, о чём они шептались.
Опавшей листвы
разговор еле слышен:
-Мы с клёнов…
-Мы с яблонь…
-Мы с вязов…
-Мы с вишен…
-С осинки…
-С черёмухи…
-С дуба…
-С берёзы…
Везде листопад:
На пороге - морозы!
- С каких деревьев опали листья?
- С какого дерева упал этот лист? (учитель показывает детям листья с разных деревьев)
III. Постановка учебной задачи ( 2 мин.)
- Ребята, сегодня утром я получила письмо от одного мальчика. А как его зовут, я предлагаю вам отгадать.
Шляпа голубая,
Желтые штанишки,
В городе Цветочном
Главный хвастунишка
Рифмовать пытался
Коротышка этот
Только вот не стал он
Истинным поэтом
Много приключений с ним происходило.
Кто же это, отгадай ка,
Малыша зовут (Незнайка)
-Так вот, наш герой зашифровал свое письмо. Чтобы понять, о чем он хочет у нас спросить, мы должны отгадать загадки.
1. Ее всегда в лесу найдешь
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж
Зимою в платье летнем
-Что это ребята? (ель)
2. У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке
-А это, что такое? (сосна)
IV. Открытие нового знания (20 мин.)
Чтобы понять, что хочет узнать Незнайка, откройте учебник на странице 30. Какой вопрос он нам задал? Прочитаем тему нашего урока.
Чтобы ответить на вопрос, я предлагаю вам сегодня стать настоящими исследователями и попытаться разобраться, что общего и чем отличается сосна от ели, и есть ли у них что-то общее и почему их называют хвойными.
Давайте прочитаем, чему мы должны научиться на уроке: узнаем, какие деревья называются лиственные, а какие - хвойными. Научимся отличать ель от сосны, описывать их по плану.
- К какой группе можно отнести ель и сосну? (это деревья)
Схема вешается на доску в ходе объяснения правила
У одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья – хвойными.
- Как вы думаете, к какой группа деревьев относятся ель и сосна? (хвойные)
- А почему хвойные? И у сосны и у ели есть листочки. Эти листочки похожи на иголки. Они называются хвоинки.
Физкультминутка
Если весело живется,
Хлопай так: хлоп, хлоп.
Если весело живется,
Щелкай так: щелк, щелк.
Щелчки пальцами.
Если весело живется,
Делай так: хлопки ладонями по коленям.
Если весело живется,
Топай так: топ, топ.
Если весело живется,
Делай все: хлоп — хлоп,
Щелк — щелк, топ — топ.
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Всем нам весело живется!
Рассмотрите рисунок на стр.30. Перечислите названия деревьев, какие вы знаете (береза, дуб, клен, ель).
Какое дерево здесь лишнее? Почему? (Ель, потому что вместо листьев у нее иголки).
- Какие еще вы знаете хвойные деревья? (сосна, лиственница)
- Как вы думаете, почему ее так назвали?
Лиственница тоже хвойное растение. Она также как ель и сосна имеет хвоинки, но осенью хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и такое название у дерева. Внутренние детали соборов Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400 – 500 лет. Древесина этого дерева со временем не гниет, а наоборот становится тверже – как бы каменеет.
Откройте рабочую тетрадь на стр.19 № 1.
V. Первичное закрепление изученного материала. Самостоятельная работа с проверкой по эталону (10 мин.)
Проведем первое исследование.
Давайте мы с вами, сравним хвоинки сосны и ели. У вас на столах лежат образцы. Работать вы будите в парах.
-Рассмотрите веточки. Чем они похожи?
- Какие хвоинки у ели? Измерьте их длину. Что можно использовать для измерения длины? (линейку)
- Какой длины хвоинки?
- Как расположены хвоинки на ветке? (по одной)
- Какие хвоинки у сосны? Измерьте их.
- Как они расположены? (по две)
-Давайте подведем итог. Итак, у ели хвоинки короткие, они расположены по одной.
А у сосны иголки длинные, они расположены парами.
Когда мы попадаем в лес, в котором растут ели и сосны, то что обязательно под этими деревьями мы найдем?(шишки)
-Итак, у каждого на парте есть шишки. Как вы думаете, какая шишка еловая, а какая сосновая?
-Чем они отличаются? (формой) Еловая шишка вытянутая, чешуйки плотно прилегают друг к другу. Их длина 10-15 см, ширина – 3-4 см. Шишки созревают в октябре, но семена, как правило, выпадают в январе-апреле.
Сосновую шишку по величине можно сравнить с крупным грецким орехом. Если шишка старая, то она коричневого цвета. На ощупь деревянистая, а ее чешуйки рыхлые и топорщатся в разные стороны. В шишках ели и сосны располагаются семена. Они по внешнему виду похожи. Выпав из шишки, они крутятся на подобии пропеллера у вертолета. Подхватываемые ветром, семена могут улететь довольно далеко от дерева. Когда молодое дерево прорастает, ростки одинаковые. Стебелек короче спички и не толще швейной иглы. А на верхушке стебелька пучок очень тонких иголочек, они мягкие, как пушок.
-Итак, чем отличаются шишки ели и сосны?
Физкультминутка
Буратино подтянулся.
Руки поднять вверх, встать на носки.
Раз нагнулся, два нагнулся,
Наклониться вперед, руками достать пол.
Руки в стороны развел,
Выпрямиться, руки развести, ладони вверх.
Ключик вовсе не нашел.
Поворот головой влево, вправо — 2 раза.
Чтобы ключик тот достать, Надо на носочки встать.
Стать на носки, руки поднять вверх.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение (7мин.)
Откройте учебник на странице 31. Мы с вами рассмотрели различия сосны и ели по веточкам и шишкам. Теперь давайте рассмотрим их различия по внешнему виду.
Ель можно сравнить по форме с треугольником: вверху веточки маленькие, а к низу увеличиваются в размерах. Ветки расположены по всему стволу.
Сосну можно сравнить по форме с овалом. Ветки расположены в верхней части ствола.
Давайте закрепим полученные знания о еле и сосне, опишем дерево по плану. Дети описывают дерево по плану.
Откройте рабочую тетрадь, выполните задание 3 на стр. 20.
VI I. Рефлексия (итог урока). Оценка учителем достижений учащихся
(3 мин.)
Что было нашей целью?
Достигли ли мы поставленной цели?
Какие деревья называются лиственными?
Что такое хвоинки?
Какие деревья называются хвойными?
Дополните предложения:
На уроке мне было …
Я узнал …
Дорисуйте смайликам своё настроение.