Представление опыта Воспитание как позитивная социализация и развитие личности
Представление опыта работы
Слайд 1.
«Воспитание как позитивная социализация и развитие личности»
Кабанова Т.А., педагог-психолог
МБОУ СОШ Селихинскогос.п.
Слайд2.
«Добрая школа – это хорошо,
умная школа – это великолепно,
но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни.»
Джон Дьюи
Стратегический смысл и цель современного воспитания заключается в позитивной социализации подрастающего поколения.
Слайд 3
В Стратегии развития воспитания в РФ определено, что именно воспитание обеспечивает социализацию личности, определяет параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов.
Социализация представляет собой последовательное, всестороннее включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности.
Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей.
Слайд 4
В школе разработана программа воспитания и социализации, которая является частью основной образовательной программы школы.
Слайд 5
Составлению программы предшествовала аналитическая работа, проведены различные мониторинги, в том числе мониторинг социализации. Инструментарий мониторинга подобран таким образом, что были отслежены как индивидуальный, так и коллективный прогрессы учащихся по всем направлениям и формам деятельности.
При составлении программы учитывались:
- состояние здоровья учащихся
-характер их учебной мотивации,
- уровень способностей и поведенческих нарушений,
- воспитательные потребности
Слайд 6
Были выявлены те учащиеся, которым в наибольшей степени нужна поддержка взрослых и сверстников. В первую очередь, это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Слайд 7
Сопровождение и обеспечение социально-правовой и психолого-медико-педагогической поддержки данных категорий стало приоритетным в работе школьной социально-психологической службы.
Слайд 8
Служба сопровождения включена в структуру образовательного учреждения, в неё входят психолог, социальный педагог, школьная медицинская сестра.
Слайд 9
Работа школьной социально-психологической службы не ограничивается рамками одного нашего учреждения.
Слайд 10
Диагностика позволила выявить проблемные классы, которые мы определили как «пилотные». Главная их особенность:
Низкая познавательная активность и мотивация учения;
Плохая дисциплина;
Повышенная раздражительность,конфликтность;
Трудности в овладении социальными ролями;
Работа в «проблемных» классах строится совместно с социально-психологической службой, администрацией школы, классными руководителями, социальным медико-педагогическим центром г. Комсомольска-на-Амуре.
Слайд 11
Программа воспитания и социализации включает в себя 6 направлений, вы видите их на слайде:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Слайд 12
Каждое направление представлено в виде модуля, который содержит задачи, соответствующую систему базовых ценностей, виды деятельности и формы занятий с обучающимися. Также, в каждом модуле определены условия совместной деятельности школы с семьями обучающихся, с учреждениями села, партнерами.( на слайде названия модулей)
Все направления дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Раскрою наиболее интересные эпизоды реализации модулей программы.
Слайд 13,14
Модули «Я-гражданин», «Я-человек»
-На протяжении 12 лет гражданскому становлению способствует участие ребят в деятельности районного церемониального отряда, в состав которого входит отряд барабанщиц, курсанты военно-патриотического клуба «Сокол».
Слайд15, 16.
На 7 краевом фестивале церемониальных отрядов в номинации «Патриотизм – новый формат», заняли 1 место, в номинации «Знание символики Хабаровского края» 2 место из 14 команд.
Слайд 17
- Фестиваль допризывной молодежи- 1 место (13-14 г.), 2 место (14-15 г.)
Слайд 18.
Какими бы благоприятными не были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности.Среди социальных институтов особое место занимают детские общественные организации. С целью развития инициативы и общественной активности в школе создана детская организация «Алый парус», которая активно участвует в мероприятиях различного уровня.
Слайд 19.
Председатель детской организации в районном конкурсе лидеров детских общественных объединений «Лидер -2015», заняла 2 место.
Слайд20
Модуль «Я и труд»
- Подростки, состоящие на различных видах учета, в том числе из семей, находящихся в социально-опасном положении получают возможностьтрудоустроитьсячерез ЦЗН в каникулярный период. Средства идут на подготовку к школе, помощь в семейном бюджете, личные сбережения.
Слайд 21.
- В течение нескольких в школе работает педагогический отряд в функции которого входят: проведение школьных мероприятий, акций, работа в лагере с дневным пребыванием в качестве вожатых. Учащиеся из педагогического отряда ежегодно проходят обучение в школе будущего педагога на базе Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета.
Слайд 22
В учреждении действует волонтерский отряд, в котором состоит 30 учащихся. Деятельность отряда направлена на работу с разными категориями населения: ветеранами трудового фронта, одинокими престарелыми людьми, тружениками села.
Слайд 23
Модуль «Я и здоровье»
- Реализуется возрастная превентивная программа « Жизнь без вредных привычек», ходе реализации которой у учащихся формируются здоровые установки и ответственное поведение. Программа является составляющей программы воспитания и социализации.
Слайд 24
Модуль «Я и природа»
- краевой конкурс «Эколидер-2014», диплом II степени
- II место в краевом конкурсе экологических плакатов «Мой зелёный и радостный мир»
Слайд 25
-межрайонный конкурс агитбригад « На всякий пожарный случай», 3 место
Слайд 26
С целью развития способностей учащихся, удовлетворении их потребности в общении и самореализации в школе создана целая сеть объединений по интересам.
Дополнительным образованием охвачено 100% учащихся, 35% занимаются в спортивных секциях, 23% учащихся школы заняты в кружках Славянского Дома.
Слайд 28,29,30
Детские творческие коллективы хоровой студии «Лира» и вокальной группы «Рапсодия»-неоднократные победители и призеры районного конкурса «Новые имена Комсомольского района».
Слайд 31
Задачей Стратегии воспитания в РФ является формирование социокультурной инфраструктуры, содействующей успешной социализации детей и интегрирующей воспитательные возможности различных организаций, в том числе образовательных. Следовательно, задача программы воспитания и социализации нашей школы – формирование внутренней инфраструктуры с привлечением всех объектов села и внешнего взаимодействия с организациями, предприятиями, учреждениями г. Комсомольска-на-Амуре, других населенных пунктов для достижения воспитательных целей, определенных в программе.
Слайд 32
Наши партнеры:
-предприятия, учреждения, администрация села
- учреждения дополнительного образования района
- социальный медико- педагогический центр г. Комсомольска-на-Амуре
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации района, ОМВД России по Комсомольскому району при проведении совместных профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений
-учреждения профессионального образования.
Так, благодаря совместной работе с Комсомольским-на-Амуре Техническим университетом в этом году выпускник с ограниченными возможностями здоровья нашей школы продолжит дистанционно обучаться, но уже в университете на факультете информационно-коммуникационных технологий.
Слайд 33.
Результатами реализации программы воспитания и социализации школыстанут:
-солидарность всех участников образовательного процесса в вопросах воспитания детей;
-повышение престижа семьи;
-повышение роли системы общего и дополнительного образования.
- доступность для всех категорий детей возможностей для удовлетворения различных потребностей
Слайд 34.
- создание условий для поддержки детской одаренности;
- утверждение в детской среде позитивных моделей поведения;
- снижение уровня негативных социальных явлений;
- развитие и поддержку социально значимых инициатив;
- снижение уровня антиобщественных проявлений со стороны детей
Слайд 35.
В ходе реализации программы достигнуты определенные результаты, но говорить о положительной социализации всех учащихся, как о состоявшемся факте нельзя. Поэтому программа воспитания и социализации нашей школы является гибкой, на начало каждого учебного года в нее вносятся изменения в зависимости от расстановки воспитательных акцентов.
Слайд 36.