Родительское собрание на тему Выполнение домашних заданий в начальной школе


Цели:
- обсудить с родителями результативность выполнения устных и письменных домашних заданий обучающихся класса;
- определить причины некачественного выполнения домашних заданий отдельными учащимися;
- оказать поддержку и помощь родителям в преодолении трудностей в выполнении домашних заданий детьми.
Предварительная подготовка.
Анкетирование учащихся:
1.Трудно ли тебе выполнять домашнее задание?
2.Какие задания тебе выполнять труднее, письменные или устные?
3.Бывает ли так, что ты не выполняешь задание вообще?
4.Помогают ли тебе делать домашние задания?
Нужна ли тебе помощь учителя в выполнении
2) Учащиеся отвечают на вопросы анкеты с помощью родителей. Вопросы анкеты необходимо напечатать и заранее раздать учащимся для обсуждения дома.
1.В котором часу ты обедаешь?
2.Сколько времени ты отдыхаешь?
3.В котором часу ты начинаешь делать уроки?
4.Ты делаешь уроки сам или тебе кто-то помогает?
5.В котором часу ты ложишься спать?
Ход собрания
Вступительное слово учителя.
Учитель рассказывает о теме классного собрания и значении, объёме и особенностях выполнения домашних заданий в учебной деятельности учащихся.
Особенности домашних заданий в начальной школеДомашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.
Выделяют шесть главных целей домашних заданий:
1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.
2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.
3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.
5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.
6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать  найденный материал. Например: приготовить сообщение или  придумать сказку и т.д.
Объем домашнего задания должен соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательном учреждении СанПиН 2.4.2.1178-02.
Домашние задания дают учащимся начальной школы с учетом возможности их выполнения, в следующих пределах:
- в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа;
- во 2-м - до 1,5 часа;
- в 3 - 4-м - до 2 часов.
Примерный объем домашних заданий
для учащихся 2 — 4 классов

п/п Учебный предмет 2 класс 3 класс 4 класс
1 Математика Задача или 2 столбика примеров Задача или 3 столбика примеров, но не более 16 Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
2 Русский  язык
  15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания 25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания 35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
3 Литературное чтение не более 1 – 1,5 страниц не более 2 – 2,5 страниц не более 3 – 3,5 страниц
4 Окружающий мир не более 1 – 1,5 страниц не более 2 – 2,5 страниц не более 3,5 – 3 страниц
 
Анализ ответов на анкету, проводимую в классе. Обсуждение её результатов.
Выступление классного руководителя по результатам проверки выполнения домашних заданий классом.
Анализ тетрадей по результатам учебных отметок за выполнение домашних заданий.
Определение меры помощи обучающимся и родителям, которые испытывают затруднения при выполнении с детьми домашних заданий. В целях помощи учащимся можно принять следующие меры:
Ребята класса сами предлагают, кому бы они хотели помочь в преодолении трудностей по домашним заданиям.
Раздать памятки по выполнению домашних заданий.
Объявить конкурс в классе на регулярность выполнения домашних заданий (класс делится по рядам).
Памятка «Как выполнять домашние задания»
1.Проветри комнату перед выполнением домашнего задания.
2.Выполняй задания в одно и то же время.
3. Если тебе необходимо, включи тихую музыку.
4.Просмотри запись в дневнике и определи, какие задания ты должен выполнить на следующий день.
5.Приготовь все принадлежности, которые необходимы тебе для выполнения домашних заданий.
6.Правильное безошибочное выполнение заданий сулит получению положительной отметки.
7. Подумай, какое задание ты будешь выполнять первым. Начни с самого трудного, более лёгким заверши свою работу.
8.Отмечай в своём школьном дневнике карандашом выполненное задание.
9.Делай 10-минутный перерыв между каждым выполненным домашним заданием.
10.После подготовки уроков сложи все книги и тетради в портфель.
11.Проверь, всё ли ты положил в портфель для следующего дня.