АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО Лиджигоряева Л.Б, заместитель директора МБОУ «ЭМГ» по УВР
Выступление на педагогическом совете
15 октября 2014 г.
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
Лиджигоряева Л.Б,
заместитель директора МБОУ «ЭМГ» по УВР
Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. Эти перемены требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: «Образование через всю жизнь». Одним из направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утверждённой Президентом России, является переход на новые образовательные стандарты.
Что такое Федеральный государственный стандарт
основного общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании в РФ» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования (ООП ООО) образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию : требований к результату образования, к структуре основной образовательной программы, к условиям реализации образовательной программы.
Реализация ФГОС для основной школы начнётся массово во всех пятых классах страны с 1 сентября 2015 года
.
Отличие нового стандарта от действующего заключается на наш взгляд в двух позициях:
в формулировании требований не только к результату, но и к структуре программы, условиям реализации стандарта;
в результате акцентируются не только знания, которыми должен овладеть ребёнок, но главное – формирование умения учиться и применять на практике полученные знания.
В стандарте умения и навыки определены через компетенции (умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учебе и в жизни) ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные компетенции.
ФГОС второго поколения строится на деятельностном подходе. Деятельностный подход - это обучение на основе учебной деятельности, получение знаний в решении научно-познавательных и учебно-практических задач. Новый стандарт нацелен и на усиление воспитательной работы. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Процесс работы над внедрением новых стандартов ООО в нашей гимназии начался еще в 2010 году и осуществлялся через изучение нормативно - правовой базы федерального, регионального и муниципального уровней по внедрению ФГОС ООО, формирование рабочей группы по введению ФГОС, составление основной образовательной программы образовательного учреждения, создание плана методической работы по внедрению ФГОС ООО, внесение дополнений в должностные инструкции в соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации ФГОС ООО, информирование родителей всех ступеней о подготовке к переходу на новые стандарты.
Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет требования к условиям реализации стандарта.
Результат реализации этого требования в нашей гимназии - это создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей); гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
В гимназию поступают новые учебные кабинеты, компьютеры, спортивное оборудование, интерактивные доски, электронные учебные материалы, технологическое оборудование для столовых и медицинских кабинетов. В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения. С апреля 2012 года в гимназии реализуется план мероприятий по подготовке к введению новых стандартов. Приоритетным направлением данного плана является кадрово-методическая деятельность. Это курсы повышения квалификации, организация и проведение семинаров, конференций, различного рода обсуждения, описание и распространение лучшего педагогического и управленческого опыта. В настоящее время более 38 педагогов гимназии прошли курсы повышения квалификации по ФГОС второго поколения ООО.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России от 22 декабря 2009 года № 15785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. А это значит, что в 2015 году будет первый выпуск учащихся 4 классов, прошедших обучение по новым образовательным стандартам второго поколения. Большая ответственность лежит на учителях, которые, как эстафету, примут первенцов из рук учителей начальной школы, поэтому очень важно на этом этапе педагогам, которые будут работать в 5 классах, пройти курсовую подготовку по ФГОС ООО нового поколения, перестроиться на компетентностно-деятельностный подход при подготовке рабочих программ, уроков, внеурочных мероприятий, продумать выбор УМК для этих учеников. Работа предстоит большая.
При введении ФГОС НОО в нашей гимназии
встретились и определенные проблемы:
В части материально-технического обеспечения:
не хватает учебных кабинетов для организации внеурочной деятельности
В части информационно-методического, кадрового обеспечения:
требуется совершенствование ресурсного потенциала: кадрового, программно-методического;
сложившаяся за предыдущие годы устойчивая традиционная методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
реализация проектной деятельности требует от педагога владения в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
В части оценочной деятельности и диагностики:
отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями
Проблем много, но они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение к педагогической деятельности самого учителя.
Алгоритм действий по введению ФГОС
В МБОУ «ЭМГ»
система ПК: подготовка учителя, способного овладеть технологиями, обеспечивающими индивидуализацию образования, достижение планируемых результатов, мотивация его на непрерывное профессиональное совершенствование;
создание новой образовательной среды (в том числе, сетевой, межбюджетной, межведомственной);
завершение трансформации механизмов финансирования;
организация и осуществление образовательного процесса, обеспечивающего формирование у выпускников компетентностей, соответствующих требованиям ФГОС;
внедрение новых, адекватных требованиям ФГОС ООО технологий управления;
создание эффективных систем оценки качества образования, в том числе индивидуальных достижений обучающихся
1 направление - учебно-методическое сопровождение: разработка и реализация программ повышения квалификации по введению ФГОС ООО
2 направление – научно-методическое сопровождение: подготовка и издание методических рекомендаций, пособий по проблемам введения ФГОС ОО:
3 направление – информационно-аналитическое сопровождение: изучение инновационной практики реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в пилотных ОУ.
При поиске информации можно воспользоваться следующими ссылками:http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ - Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
http://standart.edu.ru/ - ФГОСhttp://www.edu.ru Федеральный портал Российское образованиеhttp://минобрнауки.рф/ Министерство образования и науки РФ