АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ООО
ЛОБАНОВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА.
УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ. НОВОСИБИРСКАЯ ОБЛАСТЬ, г. БАРАБИНСК, МКОУ СОШ №2.
"АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ООО"
Аннотация. В публикации описывается как построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения. Отражаются плюсы и минусы групповой работы, а так же проблемы при переориентации учащихся из пассивной позиции в традиционном обучении в активную.
«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства , показатель его кругозора, эрудиции» В.А. Сухомлинский.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
На современном этапе развития образования основная форма обучения в школе - урок.
Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?
При подготовке к уроку, соблюдаю шесть основных этапов: мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность); целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»); осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно); коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе); взаимопроверка, взаимоконтроль; рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке). Опытом работы делюсь на научно-практических конференциях, даю открытые уроки, выступала на семинаре директоров, участвую в конкурсах. Имею диплом лауреата I Международного конкурса методических разработок "Мой лучший урок 2012-2013 уч.года"; диплом I степени за достойное представление научно-методических работ на выставке "Педагогическое ассорти" в рамках Международной научно-практической конференции "Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: проблемы и решения".
Главная цель – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
Примеры технологий интерактивного обучения, которые я применяю на уроках: работа в парах; ротационные (сменные) тройки; работа в малых группах; мозговой штурм.
Преимущества работы в качестве члена группы: выдвижение личных идей, проявление индивидуальности человека, обогащение новыми знаниями, повышение компетентности в обсуждаемом вопросе, более высокие результаты, совершенствование навыков общения и сотрудничества.
Недостатки групповой работы: нельзя полностью сконцентрироваться на своих идеях, не все умеют работать в команде, поэтому могут возникнуть конфликты, можно затеряться среди других членов команды, можно “спрятаться за чужие спины” - переложить ответственность на другого человека.
Проблемы, с которыми сталкиваюсь на уроках. Учащиеся испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций: извлекать главное из прочитанного или прослушанного; получают задание, но, прочитав его, не могут понять, в чем его суть, требуют расшифровки задания; планировать свои действия, оценивать полученный результат, самоорганизовываться , не слушают других и не дают высказываться.
Задача переориентации учащихся из пассивной позиции в традиционном обучении в активную, решается не просто. Делать окончательные выводы об эффективности внедрения ключевых компетенций в образовательные программы можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в профессиональной и социальной сферах.
Список используемой литературы:
1) Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.
2) Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009. - 24 с.
3) Малкова Н.Г. Организация групповой работы на уроках математики. //Сайт «ПЕДСОВЕТ.ORG». - /component/option, com_mtree/task,viewlink/link_id,4501/Itemid,118/
4) Федеральный государственный образовательный стандарт общего основного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с
5)Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2011. – 79 с.