Конспект урока по русскому языку по теме «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса — ок — после шипящих.»
Конспект урока по русскому языку
Тема урока «Существительные с суффиксом – ок. Написание суффикса - ок - после шипящих.»
Цель урока: создать условия для формирования знаний учащихся в написании суффикса – ок после шипящих
2.. Класс 3 « Б»
3. Автор разработки – Попова Ирина Николаевна, учитель начальных классов
4. МБОУ «Бабушкинская СОШ»
5. Краткое описание: Работа спланирована по УМК ПНШ, по учебнику «Русский язык» 3 класс, часть 3, автор М.Л.Каленчук , Н.А.Чуракова, Т.А.Байкова, тетрадь для самостоятельной работы №2 «Русский язык тетрадь для самостоятельной работ» Т.А.Байкова (Т2). Использована технология деятельностного подхода. Составлена презентация урока.
6. Урок открытия нового знания
7. Представление о результатах УУД:
Личностные результаты: продолжить формировать
- внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;
- осознавать ценности природы, необходимости беречь её.
Регулятивные :- принимать и сохранять учебную задачу урока
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- адекватно оценивать свои достижения, воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассника.
Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности ( в паре)
- воспитание чувства товарищества
Предметные результаты:
правильно писать суффикс – ок в существительных после шипящих
Оборудование: презентация к уроку, карточки с заданиями, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
Оргмомент. Под музыку П. И. Чайковского ( «Времена года. Зима») дети входят в класс.
На улице лежит снежок
Зима опять настала.
А мы сейчас начнём урок
Не много и немало.
Снег летает и сверкает в золотом сиянии дня
Словно пухом устилает все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег снежок.
Начинаем наш урок.
Как тихо падает снег, так тихо сядем и мы. ( с этими словами учитель опускает снежинку)
Будьте внимательны, послушны и наблюдательны.
Чтобы русский язык познавать.
Нужно серьёзно всё изучать.
- Мы знаем свой язык с рождения. Зачем же нам изучать его?
- Эпиграфом к нашему уроку будут такие слова: « С малой удачи начинается успех!»
- Какое ключевое слово в этом высказывании? ( успех)
- Что необходимо для успешной работы на уроке? ( внимательно слушать учителя и аккуратно и грамотно выполнять задания)
- Пожмите друг другу руку и пожелайте успеха.
Актуализация знаний.
Приступим к работе. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
А теперь посмотрите внимательно на доску.
- Что за буквы составляют этот узор?
- Скажите, а если соединить их парами, что мы можем увидеть?
- Что это? ( это суффиксы). Что такое суффикс?
Давайте понаблюдаем за суффиксом ок
( на доске: снежок, башмачок, пушок)
Вы должны посовещаться и постараться дать правильный ответ.
Удалось ли вам заметить особенности этого суффикса?
( дети делают вывод: во-первых, этот суффикс всегда ударный; во-вторых, звук -о- после шипящих в этом суффиксе обозначается буквой -о-.
3. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете, какая тема нашего урока?
« Написание суффикса -ок в существительных после шипящих».
Давайте поставим цель нашего урока, отталкиваясь от темы урока.
( « Научиться правильно писать суффикс ок в существительных после шипящих»). Кому понятна цель?
Давайте составим план нашего урока:
1. Чистописание
2. Словарная работа
Написание суффикса -ок в существительных после шипящих. Работа в парах.
Гимнастика для глаз.
Закрепление. Работа с обратным словарём.
Обобщение. Родственные слова.
Самооценка.
Кто согласен с таким планом урока?
3. Итак, чистописание. Запись в тетрадь: пропишите это соединение у себя в тетради суффиксов ок, - ек, -ик.
4. Приступим к словарной работе. Диктую: Аптека, библиотека, болото, дорога, запад, молоток, ракета, кровать, трамвай, шофёр.
Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы написали слова. Каким словарём мы воспользуемся для проверки? ( проверяют по словарю « Пиши правильно» с 160
Кто написал без ошибок встаньте?
- У кого 1, 2, 3, больше 3-х?
5. Этап усвоения новых знаний и способов действий. Реализация построенного проекта.
Где мы можем узнать, правильный ли вывод мы сделали про написание суффикса ок после шипящих. ( учитель может рассказать, прочитать правилов учебнике с. 98)
Мы были правы?
Кто расскажет правило? ( В суффиксах существительных, корни которых оканчиваются на шипящий, пишется буква -о-, если суффикс стоит под ударением. Например: флажок, бычок.
Работа в парах: прочитайте внимательно задание и письменно сделайте его.
( Образовать от данных слов слова с суффиксом ок)
- сапог - ... чердак-
- бык-... кулак- ...
- пирог- башмак- ...
-старик- судак- ...
- друг- стих- ...
- паук- смех- ...
- снег- пастух - ...
- корень- пух-
Справились, давайте будем проверять. Каждый ответ сверяется с ответом на слайде.
6. Молодцы. Устали, отдохнём. Гимнастика для глаз.
7. Закрепление.
С предыдущим заданием справились. А теперь я предлагаю вам следующее более сложное задание. Откройте, пожалуйста, учебник на с. 96 упр. 108. Прочитайте задание и выполните его, но сначала составим алгоритм выполнения этого задания. ( на доске). Дети выполняют упражнение, пользуясь обратным словарём) посоветовались в паре ( проверка от каждой колонки по представителю к доске) Например: красный флажок, вкусный пирожок, крутой бережок.
Обобщение.
- Кто любит животных? Какие животные живут у вас дома? Как вы о них заботитесь? А у кого есть хомячок?
Я предлагаю вам прочитать стихотворение С. Козлова « Хомячок» ( в тетради на печатной основе)
Жил-был на свете один Хомячок.
Спать он ложился на левый бочок.
А просыпался - на правом боку.
Это не нравилось Хомяку.
Задание: выпишите из текста две пары родственных слов, поставив их в начальную форму. Подчеркни чередование в корнях. ( проверка на слайде)
9. Итог. Самооценка. Давайте вспомним цель нашего урока. Как вы думаете мы её достигли?
Кто достиг цели и ему было всё понятно на уроке, поднимает зелёный сигнал.
У кого остались вопросы жёлтый сигнал.
Кто не достиг цели красный сигнал.
Что понравилось на уроке?
Что было трудным?( прикрепить красный сигнал в пункт плана)
Спасибо за работу! Кого можно похвалить за работу на уроке? Почему?
Д/з упр 111