Проектирование уроков окружающего мира в 3 классе общеобразовательной школы на основе системно — деятельностного подхода с учётом требований ФГОС


Проектирование уроков окружающего мира в 3 классе общеобразовательной школы на основе системно - деятельностного подхода с учётом требований ФГОС Нафигина Нурфия Гумеровна, учитель начальных классов, МБОУ «Большеатрясская НОШ» Тетюшского муниципального района Республики Татарстан Необходимость внедрения модели урока по ФГОС с использованием системно – деятельностного подхода в практику обучения в начальной школе Разработка технологической карты урока окружающего мира по теме «Планета на листе бумаги» в 3 классе, ориентированной на системно-деятельностный подход, направленное на развитие формирования умения читать карту мира по условным обозначениям, на развитие коммуникативных и регулятивных УУД. 1. Изучить требования ФГОС и научно-методическую литературу по разработке технологической карты современного урока по окружающему миру на основе принципов системно-деятельностного подхода.2. Определить структуру и содержание технологической карты урока окружающего мира по теме «Планета на листе бумаги» в рамках УМК «Перспектива» с учётом требований ФГОС.3. Разработать комплект контрольно-измерительных материалов (КИМ) для оценки планируемых результатов обучения. 4. Разработать систему диагностического обеспечения урока по теме «Планета на листе бумаги», включающую в себе презентацию, дидактические и раздаточные материалы.5. Провести урок в условиях общеобразовательной школы и оценить его эффективность с помощью комплекта КИМ. *Книгопечатная продукция: учебник, рабочая тетрадь, правила*Демонстрационный и раздаточный материал:этапы учебной деятельности, карточки с понятиями «План местности», «Карта», «Масштаб», условные обозначения на плане, физическая карта, топографическая карта, глобус, памятки, правила. *Информационно-коммуникативные средства: презентация, аудиозапись, видеофильм*ТСО: компьютер, проектор, интерактивная доска I. Ориентировочно-мотивационный этапII. Актуализация опорных знаний.III. Выявление затруднения IV. Совместное открытие нового знанияV. Реализация построенного проектаVI. Первичное закрепление во внешней речи VII. Самостоятельная работа самопроверкой по эталонуVIII. Включение в систему знаний и повторенийIX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. I. Ориентировочно-мотивационный этап Осознание учебной задачи.II. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.- Практический поиск, участие в коллективном обсуждении;- Анализ;- Задание на пробное действие: Прочтите карту, то есть определите, что на ней изображено. III. Выявление затруднения - Постановка и создание проблемного вопроса: Почему у вас возникло затруднение?Что теперь вы будете делать? Какие шаги вы будете выполнять?IV. Совместное открытие нового знанияПостановка совместно с классом темы, цели урока- Создание проекта V. Реализация построенного проекта Работа в группах. Задание: Создать памятку чтения карты на опоре. На доску вывешивается согласованный вариант памяткиVI. Первичное закрепление во внешней речи- Осуществление взаимного контроля и оказания необходимой взаимопомощи в сотрудничестве Задание: Найти условные обозначение на карте, узнать что они обозначаютРабота в парах.Задание: № 1, стр. 22 (рабочая тетрадь)- дать определение карте − Сверьте результаты с эталоном. VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуЗадание: №№ 2, 3,стр. 22 (рабочая тетрадь).№2: заполнить таблицу. №3: разукрасить карту После выполнения работы проводится самопроверка по эталону. Фронтально обосновывается ход выполнения задания. VIII. Включение в систему знаний и повторенийЗадание: Самостоятельное прочитать материал из учебника (стр.26) и подготовьте вопросы для одноклассников - Работа в группах:Задание: выберите один из континентов, и, продвигаясь с севера на юг, с востока на запад опишите земной рельеф, по которому вы будете путешествовать.IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Материки Части света - Оценка учителя;- Взаимооценка;- Самооценка, самооценка достижений цветом Я знаю, чем отличается план от карты.Я знаю, какие особенности надо знать, чтобы читать карту.Я умею читать карту.Я знаю, что такое материк (континент).Я знаю, что такое часть света.Я знаю, какие материки есть на Земле.Я знаю, какие части света на Земле.В самостоятельной работе у меня всё получилось.Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).Я сегодня был в учебной деятельности.Я доволен своей работой на уроке. Урок окружающего мира в 3 классе составлен на основе системно-деятельностного подхода с учётом требований ФГОС и направлен на развитие УУД, поэтому обучающиеся сами добывают знания и это даёт им возможность закрепить данный материал и использовать на практике. Мы рекомендуем данный урок учителям начальных классов, которые преподают по УМК «Перспектива»