Презентация по русскому языку ОГЭ и ГВЭ: в чём разница?


Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Итоговая аттестация Рособрнадзор направил в регионы методические рекомендации по проведению государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) в 9-х классах, а также государственного выпускного экзамена (ГВЭ) по математике и русскому языку для учеников 9-х и 11-х классов. Итоговая аттестация в форме государственного выпускного экзамена в 9-м и 11-м классах предусмотрена для отдельных категорий учеников: детей-инвалидов и ребят с ограниченными возможностями здоровья, воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также для тех, кто получает образование в местах лишения свободы. ГВЭ вместо единого экзамена сдают и ребята, освоившие полный школьный курс в рамках получения среднего профессионального образования.Одна из особенностей ГВЭ - возможность самостоятельного выбора учеником формы экзаменационной работы по русскому языку (сочинения или изложения с творческим заданием). При этом сделать его можно непосредственно в день экзамена, ознакомившись с темами сочинения и материалом для проведения изложения. Девятиклассникам на выбор предложат четыре темы сочинения (три свободных и одну по литературе), одиннадцатиклассникам - пять тем, в том числе две по литературе. РУССКИЙ  ЯЗЫКОбучающемуся предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы: сочинение или изложение с творческим заданием. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.В экзаменационный комплект тем сочинений включаются четыре темы разной проблематики. Все темы раскрываются в жанре сочинения-рассуждения. Три первые темы являются свободными, они предполагают написание сочинения по философской или этико-нравственной проблематике.Четвертая тема связана с анализом художественных произведений, изученных в рамках курса «Литература». В случае выбора четвертой темы аргументы приводятся с опорой на содержание художественных произведений.Изложение с творческим заданием содержит текст, творческое задание, комментарий к нему. Текст для сжатого изложения представляет собой фрагмент статьи, очерка, рассказа философской, социальной, нравственной проблематики.Примерный объем текста для изложения – 250–380 слов. Рекомендуемая  шкала перевода суммы первичных баллов за выполненные задания ГВЭ-9 по русскому языку (сочинение на литературную тему, сочинение на свободную тему, написание изложения с творческим заданием) в пятибалльную систему оценивания:   Отметка по пятибалльнойсистеме оценивания Первичный  балл 0– 5 6–11 12–15 16–17 Государственный выпускной экзамен проводится для обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, образовательных учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (п. 8 Положения). Для указанной категории выпускников государственная (итоговая) аттестация может по их желанию проводиться также в форме единого государственного экзамена. Допускается сочетание обеих форм государственной (итоговой) аттестации. В аттестат выпускнику, получившему удовлетворительные результаты на государственном выпускном экзамене, выставляются итоговые отметки. Следует обратить внимание на то, что удовлетворительная отметка за государственный выпускной экзамен не оказывает влияния на итоговую отметку по предмету. Итоговая отметка как по русскому языку, так и по математике определяется «как среднее арифметическое годовых отметок выпускника за X, XI (XII) классы и выставляется в аттестат целыми числами в соответствии с правилами математического округления» (п. 27 Положения).Если выпускник получил на государственном выпускном экзамене неудовлетворительный результат по русскому языку или математике, он допускается повторно к государственной (итоговой) аттестации по данному предмету в текущем учебном году в дополнительные сроки. При повторном получении неудовлетворительного результата по одному из названных предметов выпускнику выдается справка об обучении в образовательном учреждении (п.п. 25, 31 Положения). В экзаменационный комплект тем сочинений включаются пять тем разной проблематики, которые должны быть раскрыты в жанре сочинения. Экзаменационный комплект сформирован в соответствии с определенной структурой, к каждому экзаменационному комплекту тем сочинений прилагаются разъяснения (см. Приложение 1). Две первые темы комплекта связаны с изученными в рамках курса «Литература» художественными произведениями (они подобраны таким образом, чтобы в экзаменационном материале были представлены две литературные эпохи: литература XIX века и XX века, а также разные литературные роды и жанры. Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее 2 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпической формы, раскрываются на примере 1-2 произведений (их число может быть увеличено по усмотрению выпускника).Три другие темы традиционно называются «свободными» и предполагают написание сочинения по философской и этико-нравственной проблематике. При написании сочинения-рассуждения на одну из этих тем аргументы могут быть приведены с опорой как на содержание художественных произведений, так и на жизненный опыт выпускника (личные впечатления, собственные размышления на тему и т.п.).Темы сочинений, сформулированные в форме цитаты/ представляющей собой высказывание одного из представителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, которое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость суждения, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки зрения. Комплект изложений с творческим заданием (см. Приложение 1) содержит два варианта текста – художественный и публицистический. Выбор текста из предложенных вариантов изложений осуществляет учитель (конверт с экзаменационным материалом, содержащим изложения с творческим заданием, вскрывается уполномоченным учителем за 30 минут до начала экзамена для ознакомления с текстами и принятия решения о выборе одного из них). К каждому тексту прилагается два творческих задания (выпускник выбирает одно из них). Тексты для изложений не превышают объем 350-450 слов. Художественный текст представляет собой фрагмент художественного произведения, названного в государственном образовательном стандарте, публицистический текст - фрагмент (или законченный текст) статьи, очерка, рассказа, связанный с философской, социальной, нравственной проблематикой. Выпускникам предоставляется (как было сказано выше) право выбора одного из творческих заданий, размещенных после текста. Творческие задания к двум типам текста различны по своей структуре и содержанию. Оба задания к художественному тексту сформулированы в виде вопросов. Первое задание в большей степени, чем второе, связано с содержанием текста и нацеливает на его анализ. Второе творческое задание предполагает бульшую независимость от предложенного текста (он рассматривается как стимул для создания собственного аргументированного высказывания на близкую к проблематике текста тему).Первое задание к публицистическому тексту формулируется в виде вопроса и предлагает выпускникам самостоятельно поразмышлять над поднятой в тексте проблемой (или общей темой), т.е. текст рассматривается как стимул для создания собственного высказывания. Второе задание в бульшей степени связано с содержанием текста и нацеливает на комментарий одного из утверждений автора и аргументацию собственной позиции. Творческие задания должны быть прочитаны и записаны на доске. При необходимости на доске записываются имена собственные, упомянутые в тексте изложения.Предложенный для изложения текст читается дважды. Первое ознакомление с текстом предполагает обычный темп чтения, позволяющий учащимся воспринять смысл фрагмента в целом, второе прочтение должно быть медленным, позволяющим выпускнику зафиксировать главные смысловые особенности текста. При проверке сочинения (в том числе и творческого задания) оценивается уровень сформированности следующих умений:создавать текст в соответствии с заданной темой; обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в прослушанном тексте (при выполнении творческого задания), в иных источниках информации, привлекаемой для написания сочинения; логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание; выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения; осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.При проверке и оценке сочинений или выполнения творческого задания следует учитывать, что их объем строго не лимитируется. При проверке изложения оценивается уровень сформированности следующих умений: адекватно воспринимать информацию, заложенную в прослушанном тексте; точно и полно (или лаконично) излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль; осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка.При оценке изложения необходимо учитывать полноту изложения исходного текста (подробное изложение) или точность воспроизведения основных микротем исходного текста (сжатое изложение), а также достоверность высказывания (отсутствие фактических ошибок, неточностей, искажения смысла исходного текста), последовательность изложения (отсутствие неоправданных повторов мысли, нарушения логики), качество речевого оформления текста. При оценке сочинения и изложения с творческим заданием используется пятибалльная система. Результаты государственной (итоговой) аттестации признаются удовлетворительными в случае, если выпускник при сдаче государственного выпускного экзамена по русскому языку получил отметку не ниже удовлетворительной (три балла) Сочинение оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за содержание (оценивается умение создавать связный текст по заданной тематике), вторая – за орфографическую и пунктуационную грамотность. За изложение с творческим заданием выставляются три отметки: первая – за содержание изложения, вторая – за выполнение творческого задания третья – за орфографическую и пунктуационную грамотность (суммарно за изложение и выполнение творческого задания). Экзаменационная отметка за государственный выпускной экзамен по русскому языку определяется как среднее арифметическое выставленных за сочинение (или изложение с творческим заданием) отметок и выставляется целым числом в соответствии с правилами математического округления. Образец комплекта тем изложений для проведения государственного выпускного экзамена по русскому языку Доктор Гааз«Спешите делать добро!» – этот девиз принадлежит замечательному человеку, врачу Федору Петровичу Гаазу. «Святой доктор», так его называли в России, но принадлежит он уже не Германии, и не России, а всему миру. Он до старости говорил по-русски с ужасными ошибками, старомодно одевался и вел себя порой смешно, но в России его почитали при жизни «божьим человеком», а после смерти за него служили заупокойные молебны в православных храмах и причислили к лику православных святых. Хоронили «святого доктора» как нищего за счет полицейского отделения, но за его гробом шло 20 тысяч рыдающих москвичей. Над его могилой на Немецком кладбище (ныне Введенском) неизвестный меценат воздвиг грандиозный памятник – гранитную глыбу с крестом и решетки с массивными кандалами. Здесь и сегодня каждый день свежие цветы. За настойчивое заступничество перед властями за нищих простолюдинов в свете его называли утрированным филантропом. Доктор истратил на бедняков все свое состояние, ходил в истрепанном фраке, стоптанных башмаках и штопаных чулках и не боялся быть смешным, набивая на светских приемах все карманы конфетами и апельсинами для своих голодных подопечных. Главным делом его жизни стало участие в Московском комитете попечительства о тюрьмах. Доктор Гааз заставил изменить отношение общества к преступникам: оно в ту пору было худшим, чем к животным. Федор Петрович с немецкой педантичностью часами ходил по кабинету в ножных кандалах, чтобы на себе испытать, как скоро железо стирает плоть до кости, а потом страстно доказывал властям, что наказание за преступление не должно превращаться в невыносимую пытку.Федор Петрович не знал страха – ни перед людьми, ни перед смертью. Во время эпидемии холеры в 1830 году он, принимая в больницу дрожащих от озноба холерных больных, обнимал, чтобы внушить надежду. Федор Петрович Гааз помогал больным не только лекарствами, лечением и сердечным участием, он помогал им бороться со страхом, который разрушает организм сильнее, чем сама болезнь. Сострадание «святого» лекаря к людям не знало границ. Однажды Федор Петрович три часа просидел у постели девочки, которая умирала от рака, целовал и благословлял несчастного ребенка, помогая духовно приготовиться к уходу в иной мир. Популярность доктора Гааза в народе была огромной. Это доказывает такой случай. Однажды грабители напали на него зимней ночью, когда он шел на вызов к больному, и отобрали шубу, но, узнав, кто перед ними, не только немедленно вернули шубу, но и предложили сопроводить до дома пациента, дабы оградить от других бандитов. Удивительно, но, несмотря на то, что доктор Гааз был окружен страдальцами и бедняками, да и сам жил в бедности, он чувствовал себя абсолютно счастливым человеком…(По Н.А.Севидовой) (401 слово) Задание Перескажите (подробно или сжато) статью Н.А.Севидовой «Доктор Гааз» и напишите сочинение, выполняя одно из двух сформулированных ниже заданий. Аргументы могут быть приведены с опорой на литературные произведения и жизненный опыт (личные впечатления, собственные размышления, знания и др.). Дайте аргументированный ответ на вопрос:Что, с вашей точки зрения, делает человека счастливым?Прокомментируйте одну из основных проблем статьи, формулируя и аргументируя собственную позицию. Инструкции по оценке изложения с творческим заданием с учетом объема экзаменационной работыЕсли в экзаменационной работе менее 70 слов (менее 50 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям.Если обучающийся выполнил оба вида работы (изложение и творческое задание), то оценивание по Критерию грамотности и фактической точности речи экзаменуемого осуществляется следующим образом.1) Указанные в таблице 6 нормативы применяются для проверки и оценки экзаменационной работы (в форме изложения с творческим заданием) суммарный объём которой составляет 250 и более слов (130 и более слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида).2) Если суммарный объём изложения с творческим заданием составляет 70–249 слов (50–129 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится больше 1 балла:ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет. ФК1 – 1 балл ставится, если фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет.Если обучающийся выполнил только один вид работы (или изложение или творческое задание), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:1) если в работе не менее 250 слов (не менее 130 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то грамотность оценивается по таблице 6;2) если в работе 70 – 249 слов (50–129 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится более 1 балла (см. выше); Инструкции по оценке сочинения с учетом объема экзаменационной работыОценка сочинения зависит не только от его содержания, но и от объема написанного. Если в сочинении менее 70 слов (менее 50 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то такая работа оценивается нулём баллов по всем критериям.Указанные в таблице 6 нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, суммарный объём которого составляет 250 и более слов (130 и более слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида).Если в сочинении более 70 слов (более 50 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), но менее 200 слов (менее 100 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то такая экзаменационная работа оценивается нулём баллов по Критерию оценки сочинения на свободную (литературную) тему (таблицы 1 и 2). При этом такое сочинение подлежит оценке по критерию «Грамотность и фактическая точность речи экзаменуемого» (см. таблицу №6: критерии ГК1–ГК4, ФК1) с учетом следующих инструкций.Если суммарный объём сочинения составляет 70 – 249 слов (50–129 слов для обучающихся коррекционных школ V и VII вида), то по каждому из критериев ГК1–ГК4 и ФК1 не ставится больше 1 балла:ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет или допущена 1 негрубая ошибка;ГК3 – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет; ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет. ФК1 – 1 балл ставится, если фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет. При проверке сжатого изложения оценивается сформированность следующих умений:  адекватно воспринимать информацию прослушанного текста;  точно и лаконично излагать содержание прослушанного текста, вычленять его главную мысль;  осуществлять выбор и организацию языковых средств, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка при передаче содержания прослушанного текста;  оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. При проверке сочинения и творческого задания к тексту изложения оценивается уровень сформированности следующих умений:  создавать текст в соответствии с заданной темой;  обрабатывать и интерпретировать информацию, заложенную в художественном произведении, в прослушанном тексте (при выполнении творческого задания);  логично излагать мысли, выстраивая тезисно-доказательную часть сочинения-рассуждения;  подбирать убедительные аргументы, создавая аргументированное высказывание;  выявлять отношение автора к поставленным проблемам, сопоставлять свою позицию с другой точкой зрения;  осуществлять выбор языковых средств в соответствии с заданием;  оформлять текст в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами русского литературного языка. Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.     Приступая к части 3, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.     На экзамене можно пользоваться орфографическим словарём. Обратите внимание! За выполнение экзаменационной работы выставляется отметка по пятибалльной шкале. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся набрал не менее 15баллов. Обратите внимание! Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) С1К1 Наличие обоснованного ответа  С1К2 Наличие примеров-аргументов 3 С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения С1К4 Композиционная стройность работы 2 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1- С1К4 9 Цели: - выстроить алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему;- написать текст данного типа. Общие правила написания сочинения-рассуждения1. Тезис (положение, которое необходимо доказать)2. Аргументы (доказательства, примеры).3. Вывод. Каждая часть сочинения пишется с красной строки. Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и объяснять их роль в тексте. Лингвистика ( от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. Формулировка задания 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А.М. Пешковского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. Живые существа вещества качества явления эмоции состояния события предметы действия чувства лица Какие действия можно передать глаголом? Действие может совершаться длительноевремя: мечтать, слушать, танцевать. Одномоментно: взглянуть, блеснуть, швырнуть. Начало действия: запеть, заговорить, зазвенеть. Конец действия: дорисовать, доиграть, додумать. Действие давно прошедшее:замирал,уходил Действие, ограниченное во времени:поговорить, порезвиться, попеть (1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора. (2)«Одетую» мной книгу Житкова «Что я видел» Татьяна Львовна признала образцовой, и я, уединившись в библиотечных кулисах, множил, вдохновлённый похвалой, свои образцы. (3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев. (6)Кем я только не был! (7)И Филиппком из рассказа графа Льва Толстого, правда, я при этом замечательно и с выражением умел читать, и, когда учитель в рассказе предлагал мне открыть букварь, я шпарил все слова подряд, без ошибок, приводя в недоумение и ребят в классе, и учителя, и, наверное, самого графа, потому что весь его рассказ по моей воле поразительно менялся. (8)А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филиппок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке. (9)Я представлял себя и царевичем, сыном Гвидона, и менял действие сказки Пушкина, потому как поступал, на мой взгляд, разумнее: тяпнув в нос или щёку сватью и бабу Бабариху, я прилетал к отцу, оборачивался самим собой и объяснял неразумному, хоть и доброму, Гвидону, что к чему в этой затянувшейся истории. (10)Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады. (11)Я отбивал чечётку на каком-то старом табурете, показывал нос врагам, а пули жужжали рядом, и ни одна из них не задевала меня, и меня не убивали, как Гавроша, я отступал вместе с последними коммунарами, прятался в проходных дворах. (12)Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений. (13)Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой. (По А.А. Лиханову)* ∗Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) – писатель, журналист, председатель Российского детского фонда. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.     В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему главный герой оказывался в другой жизни?» 1) Ему нравилось путешествовать по городам.2) Он отступал с последними коммунарами, прятался в проходных дворах.3) Школьник был сыном Гвидона.4) Сочиняя исправленные сюжеты, воображение уносило героя в другую жизнь.Ответ: ___________________________. Правильный ответ 4 А теперь напишемсочинение ПЛАН СОЧИНЕНИЯ 1. Тезис. Ключевые слова. Объяснение высказывания. 2. Первый пример на основе прочитанного текста. 3. Второй пример на основе прочитанного текста.4. Вывод.Должно быть 4 абзаца!Объём сочинения не менее 70 слов. ШАГ ПЕРВЫЙ Начать сочинение можно словами автора высказывания.Фамилию автора высказывания и само высказывание пишем без ошибок!Абзац! Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства». Выдающийся лингвист А.М.Пешковский писал:«У каждой части речи свои достоинства». Давайте разберёмся в смысле данного афоризма. В предложенном тексте А.А. Лиханова говорится о том, как мальчик «одевал» книги, ремонтируя их. Понять исходный текст помогают части речи. Все части речи, существующие в языке, важны, у каждой из них свои функции. Докажем данный тезис на примере двух частей речи – существительного и глагола. ШАГ ВТОРОЙ Работа над аргументами. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. (1)На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора. Действие может совершаться длительное время: мечтать, слушать, танцевать. Например, в предложении № ….. Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению… В качестве примера приведу предложение… текста. Рассмотрим предложение. В нём… Проиллюстрировать это можно на примере … предложения. В справедливости этой мысли можно убедиться на примере … предложения №…Аргументом является и предложение №….. ПЕРВЫЙ АРГУМЕНТ Например, в предложении №1автор использует глаголы. Мальчику пришлось долго «склеивать», «прикреплять», «укреплять», «обёртывать» и «приклеивать», чтобы вернуть новую жизнь книге. (3)Благоговейная тишина, запахи книг оказывали на меня магическое действие. (4)На моём счету числилось пока что ничтожно мало прочитанного, зато всякий раз именно в этой тишине книжные герои оживали в моём воображении! (5)Не дома, где мне никто не мешал, не в школе, где всегда в изобилии приходят посторонние мысли, не по дороге домой или из дома, когда у всякого человека есть множество способов подумать о разных разностях, а вот именно здесь, в тишине закутка, ярко и зримо представали передо мной расцвеченные, ожившие сцены, и я превращался в самых неожиданных героев.Какое явление, выраженное именем существительным, повторяется в каждом предложении? ВТОРОЙ АРГУМЕНТ Автор использует существительное «тишина» в каждом предложении третьего абзаца. Данная часть речи раскрывает образную картину состояния главного героя. ШАГ ТРЕТИЙ Таким образом, прав был …., утверждавший, что «язык…» Таким образом, утверждение ….. справедливо.Итак, предложенное для анализа высказывание справедливо. ВЫВОД Таким образом, мы убедились в том , что «каждая часть речи имеет свои достоинства». Обратите внимание! Медленно прочитайте своё сочинение. Проверьте:- правильно ли разделён текст на абзацы;- не нарушена ли логика, связь слов;- нет ли ошибок (орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических);- перепишите сочинение на чистовик аккуратным, разборчивым почерком. Желаю успехов на экзамене!