Протокол ГМО учителей русского языка и литературы города Балхаш


Протокол заседания городского методического объединения
учителей русского языка и литературы
от 09 ноября 2015 года.
Присутствовали: 
Балхашская городская гимназия
1.Вырва Л.В.
2.Силаева Е.А.
3.Порошина Л.В.
ОСШ № 1
1.Шакирзянова Н.М.
2.Лось Т.Н.
ОСШ № 3
1Синицина Н.В
ОСШ №4
1.Ляшенко Г.И.
Школа – интернат №2
1.Ильина Г.А.
Лицей №2
1.Станова С.Р.
Школа –гиназия № 7
1.Агибаева Т.Б.
ОСШ №8
1.Жумаш М.М.
2.Сартаева Г.К.
3.Шабленова М.Б.
ОСШ №9
1.Сатмагамбетова С.Н.
ОСШ № 10
1.Желобецкая О.А.
2.Изосимова И.В.
3.Аманжолова К.Б.
Школа –Лицей №15
1.Сатенова Ш.Ш.
2.Тулкина Д.М.
3.Кульбаева Б.Т.
4Жакупова З.А.
ОСШ №16
1.Калибекова Г.О.
2.Жумабекова М.Т
3.Иманбекова Г.Т.
4.Мустафа С.Г.
ОСШ №17
1.Левкович Л.Н.
2.Аекина Л.В.
ОСШ №25
1.Айдарханова Г.О.
Школа – интернат общего типа
1.Ахметова З.М
2.Бровкина Ю.Г
Отсутствовали:
Представители школ: ОСШ №5 , ОСШ №24
Повестка дня:
Утверждение плана работы ГМО на 2015-2016 учебный год
Формы и методы работы с одарёнными детьми. Практикум «Из опыта подготовки учащихся к олимпиаде по русскому языку и литературе учителями Школы Лицей №15 Сатеновой Ш.Ш. и учителем Балхашской городской гимназии Вырвой Л.В.
Утверждение тематики литературного салона на 2015-2016 учебный год
По первому вопросу слушали руководителя ГМО Аманжолову К., которая познакомила с планом работы ГМО на 2015-2016 учебный год.
Тема :«Пути совершенствования гуманитарного образования учащихся, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения»
Цель: Воспитание грамотной, высокоразвитой, духовно богатой, успешной личности с учётом её личностно-индивидуальных особенностей
Решили: утвердить план работы ГМО на 2015-16 учебный год.
Выступление Сатеновой Ш.Ш.
Работаю над методической темой: «Нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы». Стремлюсь к созданию оптимальных условий для наиболее полной реализации природных способностей ребёнка. В соответствии с принципом личностно- ориентированного подхода  к обучению и воспитанию цель педагогической деятельности вижу в формировании культурной, высоконравственной, образованной личности, обладающей национальным самосознанием, способной к саморазвитию, самоактуализации, социализации в современном обществе.
В течение ряда лет мои ученики занимают призовые места в районных олимпиадах. Это результат многолетнего кропотливого труда. При подготовке к олимпиадам важно научить ребят не только усваивать полученные знания, но и овладевать способами их приобретения, применения на практике, а также быть готовыми к самооценке, самокритичности.
Моё педагогическое кредо- понимание того, что каждый ребёнок- неповторимый, уникальный мир. На мой взгляд, гуманистические идеи, сочетание единства требований с принципами демократизма, создание ситуации успеха, опора на лучшее, что есть в ребёнке, вера в него - важнейшие условия успеха в его обучении и воспитании. Глубоко убеждена, что уроки русского языка и литературы – это, прежде всего, уроки нравственности. Стараюсь донести до детей мысль о том, что никакие катаклизмы, личные проблемы не должны заставить нас отказаться от незыблемых общечеловеческих ценностей: жизни и любви, добра и справедливости, честности и благородства, трудолюбия и милосердия, уважения к матери, отцу, гордости за свой народ.
Достижению позитивных результатов в обучении учащихся-билингвов русскому языку и литературе способствует продуктивное, творческое  использование  инновационных педагогических технологий, направленные на взаимодействие и сотрудничество учителя и ученика.
Применяю блочно- модульную систему обучения русскому языку в 5- 11 классах, часто провожу уроки - повторения изученного в форме игры по изучаемым темам, веду работу по совершенствованию грамотности учащихся.
При подготовке и проведении уроков, олимпиад,  внеклассных мероприятий  успешно применяю информационно- коммуникационные технологии, использую Интернет - ресурсы, блоки авторских адаптированных электронных тестов,  мультимедийные диски, диски с контрольно-измерительными материалами. , Выявить сильных, одаренных, творчески развитых обучающихся помогают дополнительные разноуровневые задания для проверки знаний, умений и навыков в электронном варианте.
Повышение уровня подготовки к  предметным олимпиадам  в значительной степени зависит от    умения учителя воодушевить учащихся на интересную творческую работу. Особое значение приобретает  внеклассная работа.
Успешно активизирую познавательную, творческую деятельность учащихся, которая является одним из показателей уровня усвоения знаний, поощряю способность детей к творческому самовыражению, развиваю креативность их мышления. Творческие работы детей оформляются как подарок кабинету русского языка. Это лингвистические сказки, рассказы, рассказы- небылицы, письма к героям произведений, рекламные сочинения и т.д.
Ежегодно организую проведение школьных олимпиад, в которых участвуют все школьники. Недели русского языка и литературы, викторины, презентации творческих работ, интеллектуальные развлекательно- познавательные игры, конкурсы помогают проявить глубокий интерес к изучаемым предметам.
Ученики активно участвуют в  различных школьных,   городских , республиканских, международных конкурсах.
Выступление Вырвы Л.В.
За годы работы создала систему работы с одарёнными детьми, которая, прежде всего, направлена на выявление и максимальное развитие их творческих способностей, чему способствует ведение учащимися портфолио достижений. Создаю условия для пополнения их материалами: победители и просто участники каждого конкурса, познавательной игры отмечаются грамотами или свидетельствами об активном участии во внеклассном мероприятии. Второй этап работы с одарёнными детьми – формирование навыков и умений самостоятельного поиска и обработки материалов по разделам науки. Третий этап нацелен на  изучение русского языка и литературы в узком направлении.
На уроках  опираемся на жизненный опыт ребят, наблюдения, которые способствуют  их творческому самовыражению. Ребята  учатся  применять полученные теоретические знания на практике, в нестандартной учебной ситуации.
Продуманное сочетание элементов блочно-модульной, проектной, информационно – коммуникативных технологий, дифференцированный подход в обучении, создание ситуации успеха, комфортного микроклимата занятий способствуют формированию у школьников глубокого интереса к изучаемому предмету, реализации их творческого потенциала, позволяют достичь цели занятий, на которых  нередко использую богатый региональный и краеведческий материал. Осуществляю межпредметные связи с истории   и мировой художественный литературы, музыкой, изобразительным искусством. Каждое занятие имеет воспитательную направленность, способствует формированию образованной, высоконравственной личности, способной к социализации во взрослой жизни.
При совершенствовании коммуникативных навыков учащихся школы важна работа над развитием спонтанной, неподготовленной заранее связной речи, когда ребята не просто воспроизводят готовый текст, а мыслят, говорят самостоятельно. Для этого провожу разговорные пятиминутки, которые начинаются с проговаривания скороговорок. Стараюсь создать интересные речевые ситуации, требующие высказываний как в монологической, так и диалогической форме (обмен впечатлениями о фильме, интересном мероприятии, каникулах).
Использование электронного тестирования после успешной сдачи зачёта по теории  способствует повышению качества знаний учащихся, дает хорошие результаты.
Применение информационно- компьютерных технологий на уроках и внеклассных мероприятиях развивает логическое мышление учащихся, их эстетический вкус, способствует удовлетворению потребности в получении новой информации, служит самоутверждению  школьников. Дети получают мощный импульс для нравственного, интеллектуального совершенствования, что позволяет им успешно участвовать в районных, республиканских конкурсах, олимпиадах.
При подготовке к предметным олимпиадам и ЕНТ применяю школьный курс «1С. Репетитор. Русский язык» материалы сайтов: «Тесты по русскому языку» – htth: //likbez. Spb.ru, «Справочно – информационный портал «Русский язык» - htth://www.gramota.ru, «Электронные пособия по русскому языку для школьников» - htth://learning-russian.gramota.ru. Хорошим подспорьем для изучения литературы являются  замечательные сайты: «Русская и зарубежная литература для школы»» - htth://litera.edu.ru,  «Русская виртуальная библиотека» - htth://www.rvb.ru, «Виртуальный музей литературных героев» - htth://www.likt590.ru, «Я иду на урок литературы» - htth: //lit. 1septemder.ru.
Решили: информацию принять к сведению. В целях повышения уровня подготовки выпускников по русскому языку преподавателям необходимо проводить планомерную работу по развитию и совершенствованию всех видов речевой деятельности в их взаимосвязи; уделять внимание формированию способности проводить разнообразные виды языкового анализа на функционально-семантической основе и организовывать целенаправленную работу по систематизации и обобщению учебного материала, направленную на развитие умений выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи между отдельными элементами содержания, обращая особое внимание на взаимосвязь разделов школьного курса русского языка; при организации учебной деятельности по усвоению языка  уделять пристальное внимание  различным языковым значениям (лексическому, грамматическому, словообразовательному и др.), при этом добиваться понимания учащимися того, что успешное выполнение любого задания предполагает тщательный анализ его условия и выбор адекватной последовательности действий; вырабатывать практическую грамотность обучающихся в процессе письма через объёмную тренировочную работу с целью превращения сознательных вначале орфографических умений в автоматизированные навыки грамотного письма; систематически организовывать повторение ранее изученных разделов курса и проведение тестового тематического контроля; в процессе преподавания обращать внимание обучающихся на типичные ошибки, допускаемые выпускниками  на экзамене; использовать в работе  современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, применяя критериальный подход к оценке творческих работ учащихся, соблюдая единые нормы проверки ученических работ; использовать в качестве методической помощи при подготовке к ЕНТ  материалы с сайта ФИПИ (www.fipi.ru)Привлечение учащихся к участию в конкурсах различного уровня: школьных, городских, республиканских .Участие в олимпиадах.
Выполнение учебных исследований и проектов посредством участия в Научном обществе учащихся.
Данная работа реализуется с целью развития способностей учащихся в области литературного творчества, формирования у них навыков самостоятельных рассуждений, навыков ведения конструктивной дискуссии, создания площадки для дистанционного взаимодействия учащихся разных школ Казахстана с целью обсуждения актуальных проблем современного общества.
Опыт работы показывает, что способные дети мотивированы на участие в названных мероприятиях, так как в рамках конкурсов:
приветствуются самые смелые и нестандартные размышления, ценится авторская позиция  участников;
формируется профессиональное самоопределение;
создается возможность самореализации через донесение результатов трудов обучающихся в виде докладов и печатных изданий, как до широкого круга специалистов, так и до сверстников;
результативность создает ситуацию успеха, моральную (реже материальную) компенсацию.
После выступления каждый докладчик проводил практикум по олимпиадным заданиям (см. ПРИЛОЖЕНИЕ )
По третьему вопросу выступила Аманжолова К.Б.
Школа является первой организованно-действующей средой, длительное время влияющей на ребёнка в период, когда он проходит три важнейших этапа развития: детство, отрочество, юность. Школа аккумулирует все воздействия среды в целом. Преобразование социальной позиции подростка рассматривается в органической взаимосвязи с преобразованиями социальной среды.
Социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности. Внеклассная работа по литературе считается одним из источников духовно-нравственного воспитания школьников.
Развитию интереса к самообразовательному чтению способствует организация творческой формы деятельности. Творческая форма деятельности – нестандартна, нетрадиционна, многомерна. Основополагающая задача ее – развитие интеллекта, личностных, коммуникативных качеств ученика, его саморазвитие, самообразование, самовоспитание. Такие формы деятельности, как литературная гостиная, превосходят качественный потенциал обычных уроков, уроков по внеклассному чтению, уроков-игр, семинаров.
Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей является своеобразным зеркалом культуры и образованности человека. Ориентирована литературная гостиная не только на проверку усвоения программного материала, но и на раскрытие творческих возможностей каждого ученика
Проводя гостиные, мы преследуем следующие цели:
Образовательные цели:
овладение умением понимать своеобразие мировоззрения и художественных особенностей творчества поэтов;
обучение сопоставлению жизненных материалов и художественного сюжета;
формирование конкретных и прочных знаний о поэте и его произведениях;
установление взаимосвязей личности и творчества поэта.
Развивающие цели:
пробуждение эмоциональной отзывчивости, активизация читательских чувств;
выработка внимательного отношения к литературному тексту;
раскрытие творческих способностей учащихся.
Воспитательные цели:
развитие духовного мира старшеклассников;
создание условий для формирования мыслящей личности, имеющей устойчивый интерес к лирике поэтов Серебряного века, способной обогащать себя духовно от общения с поэтами и их произведениями;
помочь учащимся понять, что такое душа и почувствовать душу поэтических творений. Большое значение в воспитании литературного вкуса, в формировании мотивации подросткового чтения играют комплексные мероприятия, предполагающие эстетическое воспитание путем использования синтеза искусств. Сюда можно отнести и литературно-музыкальные гостиные. Литературно-музыкальная гостиная развивает вкус, расширяет кругозор, развивает творческую активность, повышает общую культуру. Основываясь на принципах ассоциативного соединения различных по жанру, стилю и ритму художественных текстов, музыкальных (а иногда и видео) фрагментов, объединенных общей идеей, эта форма позволяет ярче и эмоциональнее воздействовать на школьников, легче воспринимается, помогая им при этом сопоставлять, размышлять, делать выводы. Использование отдельных ярких деталей оформления помогает подчеркнуть эпоху, донести конкретный замысел, создать эмоциональную атмосферу погружения в искусство.
Овладение ценностями – важнейшая воспитательная цель преподавания литературы, игнорирование которой выхолащивает содержание ее школьного курса.
Духовно-нравственное образование и воспитание подрастающего поколения средствами литературы, последовательное и целенаправленное использование ее воспитательных возможностей в целях формирования и развития ценностных ориентаций юношества входит сегодня в жизнь как явление необходимое и полностью себя оправдавшее. Изучение литературы невозможно без важнейших историко-литературных, художественно-эстетических и духовно-нравственных понятий и представлений («идейно-художественное содержание», «пафос», «идеал», «народность», «национальный характер», «совесть», «долг», «честь» и т.п.). Без всего этого изучение литературы теряет смысл. Не менее важной составляющей литературного образования является отбор произведений для изучения. Базовое условие «измерений» для «классиков» – явное различие хорошего и дурного, добра и зла, отказ от релятивизма в понимании и духовно-нравственных, и художественных ценностей.
Формирование ценностных ориентаций у детей старшего школьного возраста обуславливает и дальнейшее развитие психологических особенностей личности: интеллектуальных способностей, волевых качеств и т.д. Насколько сформирована мотивация на восприятие высших духовных ценностей, формируются и потребности личности, определяются возможности для ее дальнейшего развития. Ориентация личности на позитивные нравственные ценности – важнейший регулятор ее социального поведения, что особенно актуально сегодня.
Воспитательный потенциал внеклассной работы воспринимается учениками, если учитель создает условия свободного общения, сотворчества, сотрудничества, учитывает в подходе к каждому ученику особенности его субъективного мира, мотивы поведения детей, подростков, юношества, их ориентированность на те или иные социальные, природные, национальные, художественные ценности, обращенность к индивидуальному опыту человека. Такие условия способствуют анализу уровня восприятия литературы школьниками, помогают понять, в какой степени сформировано у них основное содержание ценностных ориентаций – мировоззренческие, нравственные убеждения.
Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников может быть успешным тогда, когда педагог создаст систему целенаправленных воздействий. И первым шагом становится, на наш взгляд, развитие интереса к книге, познанию ее идейно-художественного смысла. Включение старшеклассников в творческие виды деятельности, стимулирующей и упражняющей их в нравственных поступках, также способствует глубокому постижению художественно-образной системы произведений, оцениванию их этико-эстетического содержания.
РЕШИЛИ : утвердить тему литературного салона : «По страницам великих произведений» Примечание : писатели- юбиляры, книги –юбиляры
Председатель:___________/ К.Б. АманжоловаСекретарь: __________/Е.А.Силаева