Конспект урока биологии: «Витамины и их значение для здоровья человека»
Тема урока: Витамины и их значение
для здоровья человека.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением для здоровья человека.
Задачи урока:
образовательные: познакомить учащихся с историей открытия витаминов, дать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с основными их группами, раскрыть роль витаминов для здоровья человека, объяснить значение понятий: авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминоз на примере важнейших представителей водорастворимых и жирорастворимых витаминов.
развивающие: рассказать о природных источниках витаминов и продуктах питания, в которых они содержатся, ежедневных нормах потребления витаминов, формировать умения: самостоятельно работать с текстом, рисунками и интернет ресурсами, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформить результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, сравнить природные и искусственные витамины.
воспитательные: воспитание умений и навыков уважительного отношения к одноклассникам, мнениям других, объективного подхода к оценке чужих знаний, соблюдению дисциплинарных установок, воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи, коммуникативных навыков, бережного отношения к своему здоровью.
Методы обучения:
Словестный (объяснение, рассказ, работа с учебником)
Репродуктивный (формирование ЗУН)
Эвристический (частично поисковый)
Объяснительно – иллюстративный (сообщение готовой информации)
Оборудование:
Таблицы: «Витамины», «Суточные нормы потребления витаминов», презентация «Витамины», , учебник биологии для 8 класса
Ход урока:
1. Организационный момент (подготовка класса к уроку)
2. Постановка цели урока
3. Проверка полученных знаний по теме «Обмен веществ»
Индивидуальная работа
Карточка № 1- используя опорную схему дайте определение понятия обмена веществ в организме
39776403035300064389030353000Обмен веществ и энергии
209169010287000Пластический обмен Энергетический обмен
Какова роль обмена веществ в организме?
Карточка № 2 – Используя опорную схему, расскажите об обмене белков
2606040168275Распад – в кишечнике до простыхвеществ : аминокислот, глюкозы, глицерина, жирных кислот.
00Распад – в кишечнике до простыхвеществ : аминокислот, глюкозы, глицерина, жирных кислот.
-241935168275ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
00ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА
155829030607000
462534029146500224409029146500
Пластический обмен Энергетический обмен
(в клетках) (в клетках: распад и окисление18726157048500 органических веществ)
353949011493500 Ассимиляция органических Диссимиляция
4758690254000 веществ
СО2+Н2О + энергия
Карточка № 3 - Используя опорную схему, расскажите об обмене жиров
Карточка № 4 - Используя опорную схему, расскажите об обмене углеводов
Схемы выводятся на интерактивную доску (И-Д), для того что бы уч- ся класса было наглядно видно информацию которую подготовили одноклассники.
Фронтальный опрос
Объясните значение обмена веществ для организма человека?
Назовите основные функции углеводов?
Какие взаимопревращения органических веществ возможны в человеческом организме?
Почему обмен веществ считается основным свойством живых организмов?
Что такое пластический и энергетический обмен?
Работа в парах
Анализ крови показал, что у животных после кормления в вене, входящей в печень, содержится 0,3%, а в вене, выходящей из печени, - 0,12%глюкозы. Сделайте вывод из приведенных фактов.
При откорме свиней использовали корм, богатый углеводами. Однако, несмотря на отсутствие жиров, у животных образовался толстый слой подкожного жира. Объясните, почему?
Ткани, пересаженные от одного организма к другому, часто отторгаются, а белки пищи усваиваются и служат строительным материалом в клетке любого человека. Объясните, почему?
4. Изучение нового материала:
Актуализация знаний, необходимых для усвоения нового материала
Какие две группы веществ входят в состав любой живой клетки?
(Неорганические и органические вещества.)
Какие неорганические вещества, входящие в состав живой клетки, вам известны?
(Вода и минеральные соли.)
Какие органические вещества входят в состав живой клетки?
(Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.)
Укажите роль воды и минеральных солей в клетке.
(Вода — универсальный растворитель: в виде водных растворов вещества поступают в клетку, выводятся из клетки, перемещаются внутри клетки. В водной среде или при участии воды протекает большая часть реакций в клетке. Минеральные соли играют важную роль в распределении воды между клетками и межклеточным веществом.)В чем заключается значение пищи?
(Пища содержит питательные вещества, которые выполняют две функции: строительную и энергетическую)
Вспомните основные признаки живых организмов?
(Для живых организмов характерен обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость)Презентация «Витамины».
Работа с классом:
Вопрос учащимся:
Что вы знаете о витаминах?
Как они влияют на организм человека?
Определение понятия витамины и схема записывается в тетради
Витамины – это биологически активные вещества, являющиеся низкомолекулярными органическими соединениями различной химической природы, действующие в очень маленьких количествах на протекание обмена веществ в организме человека.
На И-Д записывается схема основные витамины:
1186815-1270ВИТАМИНЫ
00ВИТАМИНЫ
3682365136525862965136525
45681902590800039395402590800016916402590800027241525908000 ВОДОРАСТВОРИМЫЕ ЖИРОРАСТВОРИМЫЕ
СВАД
аскорбиновая В1 – тиамин ретинол кальциферол
кислотаВ2 - рибофлавин
В6 - пиридоксин
В12 - цианкобаламин
Вопрос учащимся:
Как вы думаете, с чем связано влияние витаминов на протекание обмена веществ?
Вспомните, что такое ферменты?
Все обменные процессы в организме человека представляют собой сложные химические превращения, и могут протекать только при участии ферментов – биологических катализаторов, ускорителей химических процессов. Витамины входят в состав ферментов и вместе с ними влияют на обмен веществ. Но в отличие от ферментов, большинство витаминов не могут синтезироваться в организме человека и поступают только вместе с пищей. Лишь некоторые синтезируются бактериями, обитающими в кишечнике человека.
История открытия витаминов.
Витамины открыты Н. И. Луниным в 1881 году. Опыты, предшествовавшие их открытию. Наличие в пище каких-то незаменимых веществ, необходимых для поддержания жизни.
Первым выделил витамин в кристаллическом виде польский ученый Казимир Функ в 1911 году. Год спустя он же придумал и название - от латинского "vita" - "жизнь".
В настоящее время известно около 50 видов витаминов.
В организме витамины, как правило, не откладываются, а их избыток выводится органами выделения.
Наибольшее количество витаминов содержится в растительных продуктах, но некоторые встречаются только в продуктах животного происхождения.
При отсутствии или недостатке витаминов в пище в организме развиваются заболевания - авитаминозы, гиповитаминозы, при избытке – гипервитаминозы.
5.Промежуточная проверка знаний
Выполнение учащимися самостоятельной работы. На И-Д выводится тест.
Тест «Есть ли у меня авитаминоз?»
1.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
А – да. Б- нет.
2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
А – да. Б – нет.
3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
А – да. Б – нет.
4. Свойственны ли вам весенняя раздражительность, утомляемость?
А – да. Б – нет.
5. Ваши кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом и осенью?
А – да. Б – нет.
6. Возникают ли весной проблемы с пищеварением?
А – да. Б – нет.
7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
А – да. Б – нет.
8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
А – да. Б – нет.
9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
А – да. Б – нет.
10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?
А – да. Б – нет.
(Анализ и выводы по результатам тестирования:Каждый ответ «А» - 1 балл, ответ «Б» - 0 баллов.
0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
1 – 2 балла. Риск авитаминоза невысок.
3 – 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
6 – 8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
9 – 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни и характер питания)Классификация витаминов.
Знакомство с основными витаминами.
1.Витамин С (аскорбиновая кислота)
2.Витамины группы ВВ1 (тиамин)
В2 (рибофлавин
В5 (пантотеновая к-та)
В6 (пиридоксин)
В9 (фолиевая к-та)
В12(цианокобаламин)
3. Витамин А (ретинол)
4.Витамин Д (кальциферол)
5.Витамин Е (токоферол)
6.Витамин Н (биотин)
7. Витамин К (фитоменадиол)
8. Витамин РР (никотиновая к-та)
В тетрадях заполняется таблица:
Характеристика основных групп витаминов
Витамин Суточная потребность (мг) Симптомы, возникающие при гиповитаминозе Симптомы, возникающие при гипервитаминозе
А 0,9 «Куриная слепота», нарушение ороговения кожи, нарушение роста Изменения кожи, слизистых и костей, головные боли, малокровие
B1 1,4-1,6 Болезнь бери"бери, полиневрит, поражение центральной нервной системы, параличи, атрофия мышц, сердечная недостаточность Возможна аллергия
С 75 Цинга, нарушение соединительной ткани, кровотечение десен, подверженность инфекциям Возможны повреждения поджелудочной железы и почек
D 2,5 Нарушения роста и окостенения скелета, уменьшение содержания кальция в костях и другие симптомы рахита Вымывание кальция из костей, повышение содержания кальция в крови, нарушение деятельности центральной нервной системы и почек
Закрепление и обобщение пройденного материала.
Вопросы учащимся:
Что такое витамины?
(Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень маленьких количествах на протекание обмена веществ в организме человека).
Значение витаминов в организме человека?
(Входят в состав ферментов – биологических катализаторов).
На какие группы можно разделить витамины?
(Водо- и жирорастворимые).
Дайте определение понятиям:
авитаминоз (отсутствие того или иного витамина в результате потребления неполноценных питательных веществ),
гиповитаминоз ( недостаток того или иного витамина, приводящий к нарушению деятельности различных физиологических систем),
гипервитаминоз (избыток потребления витаминов, приводящий к тяжелому отравлению организма).
Работа в тетрадях тренажерах.
Подведение итогов урока и выставление оценок
Витамины – это органические вещества, содержащиеся в пище, необходимые для образования ферментов и других биологически активных веществ. Люди потребляют их в незначительном количестве, но без витаминов невозможна нормальная работа органов нашего тела. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. Недостаток даже одного витамина нарушает работу нашего организма, приводит к тяжелым болезням. Чтобы сохранить здоровье необходимо употреблять здоровую пищу и правильно питаться, таким образом, мы должны сформулировать принципы здорового питания.
Д/З - §
Заполнить таблицу:
НАЗВАНИЕ ВИТАМИНА ФУНКЦИИ СИМПТОМЫ АВИТАМИНОЗА И
ГИПОВИТАМИНОЗА СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ИСТОЧНИКИ ВИТАМИНА ДЛЯ ОРГАНИЗМА
Подготовить сообщение о авитаминозах и гипервитаминозах.