Методика преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе V вида. Тема: Глагол.


Подготовила: Жезлова К.О. Тема: Система работы над глаголом. Ознакомление с категорией числа глагола. Методика ознакомления с изменением глагола по видам.Предмет: Методика преподавания русского языка в специальной (коррекционной) школе 5 вида Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихсяс ограниченными возможностями здоровья является основой для разработки и реализации всех видов образовательных программ Программа обучения школьников с ТНР строится на системном подходе к процессу коррекции и развития.Преподаванию русского языка отводится чрезвычайно важное место в общей системе учебно-воспитательной работы школы для детей с ТНР. Начальный курс грамматики и правописания в школе для детей с ТНР включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная речь», что соответствует программе по русскому языку общеобразовательной массовой школы и в связи с этим обеспечивает возможность перехода детей с ТНР в массовую школу. Большое внимание при обучении русскому языку в школе для детей с ТНР должно быть уделено повторению. Повторение изученного обучающимися материала предупреждает его забывание, позволяет восстановить забытое, является базой для изучения нового материала, содействует углублению и расширению знаний, умений, навыков, делая их осознанными, прочными и более системными. ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ Учебным планом предусмотрено следующее распределение учебных часов по русскому языку и литературеРазделы, образовательные учебные предметы, коррекционные занятияКоличество часов в неделю по классамПод-готовIIIIIIIV+П-П Развитие речи Обучение грамоте Фонетика,грамматика, правописание и развитие речи Чтение и развитие речи Коррекция нарушений речи 33- -3 34- -3 35- -3 3-4 42 3-4 4- 3-4 4-  Программа предусматривает изучение грамматической темы «Части речи» в связи со словарно-логической, словарно орфографической и лексической работой. Одной из ведущих задач изучения частей речи является уточнение смысла слов, которыми обучающиеся уже пользовались ранее, обогащение словарного запаса новыми словами, относящимися к различным частям речи, развитие умения точно употреблять слова. В начальных классах изучаются следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, личные местоимения, предлог.ЧАСТИ РЕЧИ В связи с нарушениями синтаксической структуры предложения у детей с ОНР изучению глагола как части речи отводится большое место в программе школы для детей с ТНР. Это связано с тем, что именно глагол чаще всего выступает в роли предиката, является основным организующим звеном структуры предложения. Кроме того, усвоение предикативности является необходимым условием формирования внутренней речи.ГЛАГОЛ Во II классе учитель раскрывает общее лексическое значение глаголов. Обучающиеся анализируют употребление в речи (без термина) слов, отвечающих на вопросы что делать? что сделать?, учатся правильно ставить вопрос к слову. Уточнение значения глагола необходимо проводить в процессе дифференциации значений существительных, прилагательных, глаголов (предмет, признак, действие предмета). Одновременно осуществляется практическое знакомство обучающихся с изменением глагола по числам, временам, родам, усвоение вида глагола. Начинать работу целесообразно с таких глаголов, морфологический состав которых включает корень и окончание (ходит, прыгает, бросает, ест), на примере действий, которые могут быть выполнены самими обучающимися. В дальнейшем словарь обучающихся пополняется приставочными глаголами. Школьники усваивают, что глагол в предложении является главным членом предложения–сказуемым.II КЛАСС Самым общим значением глагола является значение процесса, в него включаются частные значения: действия, состояния, процесса, движения.Грамматические категории глагола Глаголы бывают:несовершенного вида и совершенного видаКАТЕГОРИИ ВИДА ГЛАГОЛА КАТЕГОРИИ ВИДА СВЯЗАНЫ С КАТЕГОРИЕЙ ВРЕМЕНИГлаголы бывают: Настоящего времени Прошедшего времени Будущего времени В III классе у обучающихся формируется лексико-грамматическое понятие «глагол» (термин сообщается). Школьники упражняются в определении вида глагола, что подготавливает их к знакомству с изменением глагола по временам и усвоению соответствующих терминов (настоящее, прошедшее, будущее время). Обучающиеся знакомятся с изменением глаголов по числам, ведут наблюдения за изменением по лицам (в прошедшем времени) закрепляют употребление и правописание частицы не с глаголами, правописание неопределенной формы глагола.III КЛАСС В IV классе обучающиеся более углубленно знакомятся с неопределенной форой глагола (без суффикса -ся и с суффиксом -ся). Обучающиеся знакомятся со спряжением глаголов, упражняются в распознавании спряжения глагола по неопределенной форме, учатся (по местоимению и окончанию). Программой предусмотрены упражнения в спряжении глаголов (сначала с ударными окончаниями, затем с безударными окончаниями), изучение глаголов-исключений. У обучающихся формируются предпосылки правильного правописания личных безударных окончаний глагола, правописания ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем времени.IV КЛАСС Учимся играючи Играем с глаголами