Отчёт по проведению недели математики
ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КОЛЛЕДЖ ПОЛИЦИИ
(ГБПОУ «Колледж полиции»)
Внеклассное мероприятие по математике
Математика и оборона.
Математика в военном деле.
2014
Ещё на заре Советской власти Владимир Ильич Ленин мечтал о том времени, когда новые изобретения в области науки и техники сделают оборону нашей страны столь научной , что всякое нападение на неё станет невозможным. Он говорил; « Без науки современную армию построить нельзя…». История военных лет показывает, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной Войны и играет огромную роль в повышении оборонной мощи нашей страны теперь. А что можно сказать про математику? Роль математики в военном деле всё больше возрастает. Обратимся к фактам Великой Отечественной Войны. 23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские учёные тогда заявили , что отдадут свои силы , « все свои знания , энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить границу нашей Родины».
Математический институт Академии наук СССР разрабатывает штурманские таблицы. Уже в 1943 году они находят применение в боевой практике авиации дальнего действия. Какая их ценность?
Расчёты всех дальних полётов, выполняемые по этим таблицам значительно повысили точность самолётовождения. Идёт жёсткая война. Фронт требует эффективности артиллерии , повышение меткости стрельбы. Важная проблема. Её решает академик А.Н. Колмогоров. По заданию главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике, в области теории вероятности дал определение наивыгоднейшего расстояния артиллерийских снарядов. Это ещё не всё. Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной Войны и для определения полученных методов нахождения самолётов, подводных лодок противника и для указания путей , позволяющих избежать встречи с подводными лодками врага. Возьмём задачу Как лучше провести караван торговых судов по океану, в котором действуют вражеские подводные лодки? Задача не из лёгких! Если составит караваны из большого числа судов, то можно будет обойтись меньшим числом караванов, благодаря чему вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это одно, но нельзя забывать другого . Увеличится убыток, если встреча большого каравана судов осуществится с подводными лодками противника Вот тут и математика пришла на помощь. Она указала , какие должны быть разницы караванов судов и та частота их отправления , чтобы потери были наименьшими.
Математика могла рассчитывать , сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолёту противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность сбить его. Во всём этом большая заслуга математической школы А.Н. Колмогорова. Во время Великой Отечественной Войны появилась и такая важная проблема, как обеспечить кучность боя и устойчивости снарядов при полёте. Эту сложную математическую задачу успешно решал член – корреспондент АН ССР Н.Г, Четаев. Он предложил выгодную крутизну нарезки стволов орудий, что позволяло обеспечить кучность боя и устойчивость снарядов при полёте. Война при авиации требовала больших скоростей самолётов. Но увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолётов из-за вибрации особого рода -флаттера. Опять новая проблема , которую надо немедленно решать. И тут на помощь приходит математика. За решение данной задачи берётся группа учёных во главе с М.В. Келдышем. Самолёты обеспечены надёжной защитой от появления вибрации. Благодаря немедленному использованию в призводстве теоретических исследований виднейших наших учёных- академиков М.В. Келдыша, А.А. Дородницына и других – стали возможны большие темпы выпуска боевых самолётов . Большая роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику, академику А.Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно - Морскими Силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых была рассчитана, как повлияет на корабль затопленное тех или других отсеков какие номера отсеков, надо затопить , чтобы ликвидировать и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. В разработке теории вычислительных машин очень много сделали Российские учёные математики. Большая работа велась в этом направлении под руководством Героя Социалистического Труда , лауреата Ленинской премии, академика В.М. Глушкова.
В современной Российской армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники и хорошо знать математику.
Необходимость выпуска огромный массы однородной продукции, с которой неизбежно связано военное производство, привела к постановке задачи исключительной важности: проверяя качество больших количеств однородных изделий, выход найден; использование статистических методов контроля за качеством продукции.
Эти методы позволяют при проведении ничтожной доли изготовленных изделий давать достаточно точные заключения о качестве всей партии. Первые идеи статистического метода контроля за качеством принимаемых партий продукции принадлежали ещё М.В. Остроградскому (1801 – 1862).
Во время Великой Отечественной Войны этими вопросами занимались многие математики нашей страны, разработанные идеи легли в основу важной прикладной области теории вероятности, теории статистических методов приёмочного контроля.
Начало использования математических знаний в военном деле относится к глубокой древности. Известно, что в древнем Вавилоне арифметические употреблялись при подсчёте необходимых запасов для армии, геометрия же использовалась при строительстве укреплений и подсчёте объёма необходимых земляных работ.В знаменитом диалоге Платона» Государство» говориться о том, что арифметика и геометрия необходимых каждому войску.
Вот цитата из этого диалога: « При устройстве лагерей, занятии местностей, стягивании и развёртывании войск и разных других военных построениях как во время сражения, так и в походах, конечно, скажется разница между знатоком геометрии и тем, кто её не знает».
ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Медицинское училище
Внеклассное мероприятие по математике
«Интеллектуальный турнир».
2012
Учиться можно только весело.
Чтобы переваривать знания, надо поглощать
их с аппетитом.
А.ФрансФорма проведения турнира. Мероприятие проводится для обучающихся 10 – 11 классов. В мероприятии участвуют от 1 до 4 групп, в каждой из которых по четыре человека. После каждого вопроса команды записывают ответ на него на отдельном листе А 4 и сдают лист с ответом преподавателю.
Вопросы турнира
1.Известно , что многие русские поэты были увлечены математикой, восторгались её красотой и величием, а также посвящали её стихи. Кто из данных поэтов является автором следующих строк?
Здесь что? Мысль роль мечты играла,
Металл ей дал пустой рельеф
Смысл там, где змеи интеграла
Меж цифр и букв, меж d и f?
А. Брюсов В.Я.
Б. Гумилёв Н.С.
В. Хлебников В.В.
2. По мнению Л.Н. Толстого, каждый человек подобен дроби. Числитель дроби – это то , что человек собой представляет. А что представляет , по мнению писателя, знаменатель этой дроби?
А. То, как этот человек выглядит.
Б. То, что он о себе думает.
В. То, что про него думают другие.
3. Виктор Гюго заметил однажды, что разум человеческий владеет тремя ключами, позволяющими людям знать, думать, мечтать. Выберите, какие это, по вашему мнению, ключи?
А. Красота, разум, истина.
Б. Цвет, звук, мысль.
В. Буква, цифра, нота.
4. Великий учёный Альберт Энштейн говорил так; « Мне приходится делить время между политикой и некоторым предметом. Однако некоторый предмет, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а этот предмет будет существовать вечно». Ответьте на вопрос , между чем Энштейну приходилось делить время?
А. Между политикой и книгой.
Б. Между политикой и физикой.
В, Между политикой и уравнениями.
5. Над входом в Академию Платона было написано: « Да не войдёт в Академию не знающий …» Выберете верное словосочетание, заканчивающее фразу.
А. Не знающий истины.
Б. Не знающий дружбы.
В. Не знающий геометрии.
6. Выберете верное продолжение высказывания: « Философия есть игра с объективностью без правил, а математика есть…»
А. Игра по правилам без всякой объективности.
Б. Игра без правил по объективным причинам.
В. Причина игры с объективностью без правил.
7. Что означает слово « теэтет»?
А. Разговор с глазу на глаз.
Б. Союз греческих букв теэ и тета.
В. Имя древнегреческого математика.
8. Американский математик Нивен утверждал, что математику нельзя изучать , наблюдая , как это делает…
А.Другой математик. Б, Сосед. В. Жена.
9. Гониометрия – это учение о …
А. Гонениях на геометрию.
Б. Способах измерения углов.
В. Графическом методе решения тригонометрических уравнений.10. Математик XVI века Лудольф вычислил это число с тридцатью пятью десятичными знаками после запятой и завещал вырезать это число на могильном камне. Это число …
А. e .Б. π . В. 3.
11. « В n- мерном пространстве мы становимся слишком плоскими». Это высказывание является …
А, Медицинским высказыванием.
Б. Монологом из фильма « Матрица».
В, Цитатой из лекции по алгебре.
12. Хи – это …
А. Корейское блюдо с добавлением уксуса.
Б. Восклицание преподавателя с уксусным видом.
В. Греческая буква алфавита.
13. Намалевал художник на холстине
И слава по миру идёт о той картине,
В ней разместился в аккурат…
Продолжение является строка…
А. Российский нефтяной магнат.
Б. Сибирский овощной салат.
В.Чернее чёрного квадрат.
14. Какую глупость вы бы не придумали, найдётся человек, который эту глупость сделает». Данное высказывание является…
А. Аксиомой. Б. Теоремой о существовании.
В. Жизненной позицией.
15.Пифагор является одной из наиболее интересных личностей в истории. Он основал религию , которая нашла своё воплощение в особом религиозном ордене. Выберете из представленных вариантов предписание, которое действительно являлось предписанием пифагорейского ордена.
А.Не плюй в колодец.
Б. Не подставляй ногу.
В. Не откусывай от целой булки.
16. « Обычно у противных детей очень хорошие родители. Вот у вас , наверное, очень правильные родители!» Что это есть?
А. Вывод . от противного.
Б. Противный вывод.
В. Метод воздействия.
17.Русские дети в городе Лос–Анджелесе решили пошутить и запустили в школу трёх свиней . При этом написали на них краской номера 1, 2 и 4. Неделю американская полиция искала…
А. Детей, которые это сделали.
Б. Свиней , которые разбежались.
В. Свинью под номером 3.
18.12 февраля 1535 года между извесными итальянцами того времени Фиори и Тартальей состоялся поединок, на котром тарталья одержал блестящую победу.
А.Это была битва на мечах.Б.Это был бой без правил.
В Это был математический бой.
Ответы: 1. А.2. Б. 3.В. 4.В.5.В.6.А.7.В.8.Б.9.Б.10.Б.11.В.12.В.13.В.14.В.15.В.16.В.17.В.18. В.
Во внеклассном мероприятии участвовали обучающиеся группы 1-1.
Активное участие приняли обучающиеся Абашидзе К.Г., Дерновая Е.Д., Домогатская Ж.А., Николаев А.А., Боброва В.С.Большое количество баллов набрала Домогатская Ж.А.( ответила на наибольшее количество вопросов - 10).