Внеклассное занятие по русскому языку. КВН «Заседание в интеллектуальном клубе»

Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 45
г.Сургут ХМАО
Савко Елена Геннадьевна

КВН «Заседание в интеллектуальном клубе»
Внеклассное занятие по русскому языку
3 класс
Цель:
- раскрыть богатство словаря русского языка, разнообразие способов выражения мысли;
- расширять словарный запас детей; развивать речь обучающихся
- воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, интереса к слову.

Подготовлены плакаты:
«Язык – это история народа.
Язык – это путь цивилизации и культуры
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка
является не праздным занятием от нечего делать,
но насущной необходимостью.
А.И.Куприн»

«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.
К.Бальмонт»

«Нет силы более могучей, чем знание:
Человек, вооруженный знанием, - непобедимым!»
А.М.Горький

I. Начало.
Представление жюри.
Представление команд.
Первая команда «Слово» : Мы веселые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием мы с вами
В КВН будем играть.

Вторая команда «Предложение»: Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.

Третья команда «Буквы»: И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.

Четвертая команда «Слоги»: И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней -
Наша дружба крепнет с ней!

Пятая команда «Звуки»: У нас приветствие готово
Ребятам из команд напротив:
«Соперник наш, не позабудь:
К победе очень труден путь».

Приветствие для жюри: (хором капитаны команд)
Пусть глаз ваш будет остр, как игла,
А совесть чиста, как вода.


Все участники поют песню о КВН на мелодию песни «Улыбка» (м. Шаинского В.В)

Любит КВН наш дружный класс
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри.
Путь к победе труден,
Что ни говори.

Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,
Ты, богат, родной язык,
Ты наш друг,
И в это все мы будем верить.

II. Разминка.

Объясни значение выражения: (один вопрос для каждой команды)

- Золотые руки (трудолюбивые, умелые)
- золотое кольцо (сделано из золота)
- Золотая осень (красивая, листва желтая)
- Золотое сердце (доброе, отзывчивое)
- Золотой характер (добрый, мягкий)

Ответьте, о ком или о чем говорится: (по два вопроса для команды)

- «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (ДНЕВНИК)
- Что такое «ручкохранилище»? (ПЕНАЛ)

- Земля, которую может покрутить каждый желающий. (ГЛОБУС)
- Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей» (ГЛАГОЛ)

- Как называется школьный известняк. (МЕЛ)
- Слово белый по отношению к слову чёрный. (АНТОНИМ)

- Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором» (ЛАСТИК)
- Он бывает между корнем и окончанием. (СУФФИКС)

- Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге?
(КОРЕНЬ)
- Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (ЗВОНОК)



III. Конкурс фразеологизмов.

- Найди к каждому устойчивому сочетанию (фразеологизму) в левой колонке антоним в правой:


Держать ухо востро. У чёрта на куличках.
Держать в ежовых рукавицах. Сесть в калошу.
Лясы точить. Ворон считать.
Рукой подать. Воды в рот набрать.
Не ударить в грязь лицом. Отбиться от рук.

IV. Конкурс капитанов.

- Найди слово в слове (карточки)

ХЛЕВ ЩЕЛЬ СТОЛБ УДОЧКА МАГАЗИН ГАСТРОНОМ КОСА ЗУБР УКОЛ ТОЧКИ

(лев ель стол дочка газ, маг астроном, трон оса зуб кол очки)


- Пока капитаны думают и выполняют свои работы, задания для команд.
«Назови одним словом»:

- Храбрый человек (ХРАБРЕЦ)
- Болтливый человек (БОЛТУН)

- Ленивый человек (ЛЕНТЯЙ)
- Мудрый человек (МУДРЕЦ)

- Богатый человек (БОГАЧ)
- Грубый человек (ГРУБИЯН)

- Сильный человек (СИЛАЧ)
- Веселый человек (ВЕСЕЛЬЧАК)

- Бедный человек (БЕДНЯК)
- Трусливый человек (ТРУС)

V. Конкурс «Народные приметы»

- Из двух частей составьте народные приметы.

Синица пищит - к морозу
Дым столбом - к долгой весне
Длинные сосульки - ожидай оттепели
Шумит хвойный лес - дождь предвещают
Ласточки низко летают - к грозе

VI. Конкурс «Наборщик»

- Из букв слова «КАРТОФЕЛЬ» составить как можно больше других слов.

(кофта, ель, торф, факт, кафель, кафе, форель, катер, ток, лак, кот, рот, роль, так, тело, лето, отель, трек, трал, трель, кол, акт, река, лекарь, корь, артель, токарь, крот, кора)


VII. Конкурс пословиц.

- Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность.
- Ваше задание, отгадать пословицу по двум словам.

Первая команда – «СВЕТ», «ТЬМА» (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Вторая команда – «ТРУД», «ЛЕНЬ» (Труд кормит, а лень портит)
Третья команда – «ВСТРЕЧАЮТ», «ПРОВОЖАЮТ» (По одежке встречают, по уму
провожают)
Четвертая команда – «ПОГИБАЙ», «ВЫРУЧАЙ» (Сам погибай, а товарища
выручай)
Пятая команда – «ИЩИ», «БЕРЕГИ» (Друга ищи, а найдешь – береги)


VIII. «Ребусы».

- Капитаны команд вытягивают по два ребуса для своей команды.
Обсуждение в командах. Капитаны доказывают правильность ребуса.

Шуточные вопросы.

- Пока жюри подводит итоги, шуточные вопросы:

- Какую ноту кладут в суп? (СОЛЬ)
- Из какого крана нельзя брать воду? (ПОДЪЕМНОГО)
- Какой лук не кладут в суп? (ОРУЖИЕ)
- Как записать «сухая трава» четырьмя буквами? (СЕНО)
- Чем оканчивается «день» и «ночь»? (Ь)

IХ. Итоги. Награждение победителей.













Используемая литература:
Газета «Педагогическое творчество» №1, 2007г., Мытищи
«Открытые уроки» Т.В.Титкова, Э.З.Горбачева. Москва «ВАКО», 2008г.
«Я иду на урок в начальную школу». Библиотека «Первого сентября».
М.: Издательство «первое сентября», 2000г.
15