Презентация Требования к структуре и содержанию рабочей программы для учащихся первых классов по коррекции НВОНР
Требования к структуре и содержанию рабочей программы для учащихся первых классов по коррекции НВОНРУчитель-логопед: Елисеева О.Н., МБОУ СШ №9
Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).НВОНР – это нарушение комбинированное.Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления. Без специального обучения дети с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением..
Структурные элементы программы1.Титульный лист. 2. Пояснительная записка. 3. Организационные условия деятельности по коррекции нарушений речевого развития.4. Содержание деятельности учителя-логопеда по коррекции выявленных недостатков в речевом развитии учащихся. 5. Планируемые результаты логопедической работы с учащимися. УУД (для детей с ОВЗ –рекомендации Института детства г. Москва Соловьева Т.А.)6. Критерии и показатели достижения детьми планируемых результатов в сфере коррекции нарушений речевого развития. 8. Описание материально-технического обеспечения процесса коррекции недостатков в речевом развитии учащихся.9. Список литературы
Пункт 3 (пример из программы)Коррекционная программа рассчитана на младших школьников. Продолжительность занятий 40 минут. Занятия проводятся 3 раза в неделю с соблюдением следующих условий:- безусловное принятие ребенка;- поддержание дружеских отношений с детьми;- стимуляция самовыражения на занятии;- поощрение способности детей контролировать собственную речь, быть внимательным, собранным.
Пункт 3.1 (пример из программы)В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия-игры, детско-родительские встречи
Пункт 4 (пример из программы)Методы: в основе которых лежит способ организации занятия;в основе которых лежит уровень деятельности детей; в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятияхОбщедидактические принципы:- принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; принцип научности; принцип систематичности и последовательности;принцип доступности и наглядности;- принцип сознательности и активности;деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребёнка.
Пункт 4.1 (пример из программы)Содержание программы:I. Диагностический блок (диагностика речевых процессов предполагает исследование состояния базовых механизмов речи).II. Коррекционный блок1 блок – развитие звукопроизношения и фонематических процессов.2 блок – развитие познавательной сферы.3 блок – развитие грамматического строя речи.4 блок – развитие связной речи.Акцент в работе над звуковой культурой речи детей постепенно смещается от обучения правильному произношению звуков, к обучению звуковому анализу слов, словообразованию, словоизменению, построению фраз, предложений, рассказов.
Календарно-тематическое планированиеп\пТема логопедического занятияДатаСодержаниеХарактеристика видов деятельностиТребования к условиямпланфактФормируемые уменияПредметныеуменияУниверсальные учебные действияДиагностика речевых процессов (4 часа)1Диагностика произношения Диагностика звуков раннего и позднего онтогенезаНормированное произношение всех звуков русского языкаУмение понимать и выполнять инструкцию Нормированное произношение всех звуков русского языка2Диагностика фонематических процессов Диагностика фонематического восприятия, слухового внимания, звукового анализа и синтеза.Уметь анализировать и дифференцировать звуки в слогах, словах и в предложениях.Умение понимать и выполнять инструкциюАнализировать и дифференцировать звуки в слогах, словах и в предложениях.
Пункт 5Планируемые результаты программы В сфере личностных УУД у учащихся будут сформированы:положительное отношение к учению; желание приобретать новые знания; способность оценивать свои действия.В сфере познавательных УУД учащиеся научатся:сотрудничать в процессе решения лингвистических задач; уметь обобщать, классифицировать группы звуков, слов, предметов;В сфере коммуникативных УУД учащиеся научатся: вести диалог с учителем и одноклассниками; задавать вопросы; слушать и отвечать на вопросы других; высказывать свою точку зрения;работать в парах и рабочих группах.
Пункт 6 Оценивание уровня результатов работы по программе:I. Фонематические процессы: умение различать оппозиционные звуки, анализировать слова.Высокий уровень – самостоятельно дифференцирует.Средний уровень – различает с помощью педагога или товарищей.Низкий уровень – затрудняется в различении.II. Произносительные навыки: произносить все звуки (мягкий и твердый вариант) русского языка нормировано совершенствовать навыки употребления в речевом контексте слов сложной слоговой структуры в предложениях, спонтанной речиВысокий уровень – произносит все звуки позднего онтогенеза в слогах, словах, предложениях правильно, без контроля логопеда, взрослых.Средний уровень - произносит все звуки позднего онтогенеза в слогах, словах, предложениях правильно, под контролем логопеда, взрослых.Низкий уровень - произносит все звуки позднего онтогенеза в слогах, словах, предложениях неправильно, под контролем логопеда, взрослых.
Содержание коррекционной работы при НВОНРI этап- нормализация звуковой стороны речи. Задачи:- Сформировать полноценные фонематические процессы.- Сформировать представления о звукобуквенном составе слова. - Сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.- Корригировать дефекты произношения
II этап- восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речиЗадачи:- Уточнение значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования.- Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.- Дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
III этап- формирование связной речиЗадачи:- Развитие и совершенствование умений и навыков связного высказывания.- Программирование смысловой структуры высказывания. - Установление связности и последовательности. - Отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения. - Формирование практических представлений о тексте.- Развитие умений и навыков анализировать текст.- Развитие умений и навыков построения самостоятельного связно высказывания.
Учебно-методический комплекс: Реализация данной программы обеспечена 1.Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М., 2006.2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М, 2006.3. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль: Академия развития, 2006. —69 с.4. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль: Академия Развития, 2006. — 64 с. — ISBN 5-9285-0157-9.5. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 2000.