Конспект урока по русскому языку на тему Имена существительные, имеющие форму одного числа(3 класс)

Русский язык
Тема: Имена существительные, имеющие форму одного числа.
Педагогические цели
Содействовать формированию умений распознавать имена существительные, имеющие форму одного числа

Тип урока
Открытие новых знаний и способов действий / решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи

Личностные результаты
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Познавательные: общеучебные – используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез.
Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу; проговаривают последовательность действий на уроке.
Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Основное содержание темы, понятия и термины
Число имен существительных: единственное, множественное. Имена существительные, употребляемые только в единственном числе. Имена существительные, употребляемые только во множественном числе. Лексическое значение слов. Текст. Синонимы

Образовательные ресурсы
Учебник, с. 22–23. Схема «Число имен существительных»


Сценарий урока

Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Приемы контроля




осуществляемые действия
формируемые умения


I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя
Приветствует учащихся.
Внимание! Проверь,
дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ли на месте?
Все ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Все, что надо, – под рукой!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принад-лежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Наблюдение

II. Чистописание
Индивидуальная. Практический. Письмо
б бб Б Бб
Списывают с образца
Вырабатывают калли-графический почерк
Правильное написание

III. Постановка учебной задачи
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
Предлагает рассмотреть рисунки на с. 22, выполнить упр. 33 и сформулировать тему урока и учебную задачу
Выполняют задание. Формулируют тему урока и учебную задачу
Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем
Беседа по вопросам


IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Число имен существительных (упр. 34)
Фронтальная, парная. Словесный, практический. Упражнение
Формулирует задание упражнения, организует его выполнение
Выполняют задания упражнения
Умеют работать в паре; контролируют действия партнера
Упражнение

2. Лексическое значение слов хлеба, зарницы, хлебозоры. Работа с текстом (упр. 35)
Фронтальная, индивидуальная Словесный, практический. Упражнение
Организует работу с текстом упражнения, разбор лексического значения выделенных слов
Читают текст, отвечают на вопросы, объясняют лексическое значение слов «хлеба», «зарницы», «хлебозоры»
Осмысленно работают с текстом, находят в нем ответы на вопросы. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других
Упражнение

Физкультминутка
Коллективная. Практический
Проводит физкульт- минутку
Выполняют движения по тексту под руковод-ством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Предложения. Текст (упр. 36)
Парная.
Практический. Упражнение
Предлагает составить из слов предложения, доказать, что полученные предложения составляют текст.
Контролирует выполнение заданий к упражнению
Составляют предложения; придумывают заголовок к тексту.
Находят синоним к слову «узор»; разбирают слово «перистая» по составу
Осуществляют анализ, приводят доказательства, делают выводы. Умеют определять главную мысль текста
Упражнение

2. Распредели-тельный диктант
Индивидуальная. Практический.
Диктант, упражнение
Предлагает записать слова под диктовку в три колонки (см. Приложение 1)
Выполняют задание
Осуществляют клас- сификацию слов по заданным критериям
Диктант, упражнение

3. Занимательный материал. Знакомство с фразеологизмом «втирать очки»
Фронтальная.
Словесный, прак-тический. Беседа, рассказ учителя, упражнение
– Запишите фразеологизм. Что вы можете сказать о числе имени существительного?
Знакомит со значением фразеологизма (см. Приложение 2)
Читают и записывают фразеологизм.
Отвечают на вопрос. Слушают объяснение учителя
Распознают имя существительное, употребляемое только во множественном числе. Высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других. Умеют объяснить смысл фразеологизма
Беседа по вопросам, упражнение

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
– Какая учебная задача была сформулирована в начале урока? Удалось ее решить?
– Какой вид работы понравился больше?
– О чем хотели бы узнать подробнее?
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее задание: упр. 37
Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.
Проверяет соответст- вующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития
Упражнение


Приложение 1
Распределить имена существительные в три группы: в 1-ю группу имена существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе, во 2-ю – имена существительные, которые употребляются только в единственном числе, в 3-ю – имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.
Молоко, ворона, молоток, кровать, сахар, салазки, ножницы, облако, завтрак, метро, осина, погода, ученик, Россия, пальто, завод, шашки, капуста, каникулы, сметана, мебель, магазин, комната.

Приложение 2
Втирать очки
Понимается как «обманывать кого-либо», представляя что-либо в неправильном, искаженном, но желательном для себя свете.
Происхождение. Сколько существует на свете игра в карты, столько существовали и шулеры – нечестные игроки. Среди прочих фокусов умели они незаметно «втирать очки» – превращать семерку в шестерку или четверку в пятерку, замазывая или вклеивая «очко» особым белым порошком прямо во время игры. Так и появилось это выражение.



15