Открытый урок по познанию мира на тему Охрана животного мира


18.02.2015г Познание мира 3 «в» класс Тема: Охрана животного мира. Цель: 1. формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; познакомить учащихся с героями Великой Отечественной войны; представителями животных Красной книги; 2. развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей; 3. способствовать у учащихся охрану и защиту животных, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: ТСО, карта заповедников Казахстана.
Ход урока
I. Орг. момент. Деление на группы, работа с пазлами. (танк, самолет, вертолет) - Ребята посмотрите на рисунки. Что вы видите? Да это виды военной техники (транспорта). В этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Этот праздник дорог каждому. И сегодняшний наш урок посвящен этой великой дате. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней, и ночей тоже, и каждый час, каждая минута того времени были для всей страны и для каждого человека страшным и жестоким испытанием. Путь к победе был долгим и трудным, и прийти к ней удалось благодаря героизму, мужеству и мастерству советских солдат и офицеров, отваге партизан и подпольщиков, каждый день рисковавших жизнью в тылу врага; подвигам тружеников тыла, день и ночь стоявших у станков, и работавших на полях страны, чтобы обеспечить фронт боеприпасами и продовольствием. «Никто не забыт, ничто не забыто» эти слова часто звучат в праздничные дни. Эпиграф урока: «Никто не забыт, ничто не забыто»
- Обратите внимание на доску. Что вы видите в центре? (звезду) Красная звезда – геральдический знак, который был символом Красной Армии, присутствовал на флаге и гербе СССР. Первоначально «Значок красноармейца» носился на груди, потом на головных уборах. Вокруг звезды расположены фигуры, фигуры эти непростые. В каждой из них задание. Более 1 миллиона 700 тысяч казахстанцев, были участниками войны, около пятисот из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Выполнив все задания мы узнаем кто они герои.
- В период Великой Отечественной войны за героизм и мужество награждали медалями. Я тоже приготовила медали за ваши правильные ответы.
II. «Мозговая атака» - проверка домашнего задания. (1 задание) – Ребята, на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. 1. Среда обитания животных. – Что называется средой обитания животных? (Благоприятные условия для жизни животных) – Соотнеси животных со средой обитания. ( иллюстрации) 1группа – пустыня 2 группа – лес 3 группа – река ( верблюд, сайгак, джейран, волк, олень, сова, лебедь, сом, цапля) – На прошлом уроке мы говорили о роли животных в жизни людей. 1 группа – пища (……. ), предметы домашней обстановки. 2 группа – обувь, одежда (…… ) 3 группа – лекарства помощники. (2 фигура) – Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе? - Без животных возможно представить жизнь? (Нет невозможно, они одевают, обувают, кормят человека) А растения какую роль играют? (Растения создают важные условия для существования всех живых организмов. Без них животные и человек не выжили бы. )III. Сообщение темы и цели урока. Звери, рыбы, пауки и птицы Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. – Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Тема нашего урока «Охрана животного мира». На этом уроке мы поговорим о том, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру. Запись в тетрадях. (даты, темы урока.)
1. Изучение нового материала. – Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (ответы детей) Причины исчезновения животных: 1. Вырубка лесов (в лесу обитают животные) 2. Уничтожение растений. (есть животные питающиеся раст. пищей) 3. Загрязнение воды. (среда обитания многих животных и птиц) 4. Охота. (на животных и птиц приносящих потомство) 5. Разрушение и загрязнение почв. (3 фигура)
2. Беседа. Ребята как я уже сказала в природе все взаимосвязано. Любая хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на растительный и животный мир. Люди вырубают леса, при этом страдает не только растительный мир. Многие животные, птицы, насекомые обитают в лесу, тем самым они лишаются мест обитания. А сколько животных, птиц, насекомых, рыб погибают в водоемах. Потому что они загрязняются сточными водами, которые текут с заводов и фабрик с ядовитыми веществами. Еще некоторые туристы бросают мусор в воду, оставляют его на траве.
Часто суда, перевозящие нефть, терпят аварию. И нефть выливается в море, растекается по его поверхности маслянистым жирным пятном. От этого страдают птицы, животные. Птицы, тело которых покрывается нефтью, погибают: перья их слипаются, и они не могут взлететь. Погибают рыбы, водоросли, живущие в воде. Они задыхаются, потому что пленка нефти не пропускает в воду кислород. А насекомые, например красивых бабочек
ловят все, кому не лень. А птицы ее не трогают. Яркие пятна на крыльях предупреждают птиц о том, что трогать ее нельзя, она несъедобная. А в минуту опасности может даже испугать птицу шипением. Бабочек с каждым годом нас становится все меньше и меньше.
Человеческая неблагодарность не знает границ. Лягушек мы относим к нелюбимым человеком существам, к «противным». А они уничтожают 2 % вредных насекомых. Это огромное количество.
Да, то, что делает человек с природой, ужасное преступление. Но ведь человек может хоть что – то исправить. Именно человек создал Красную книгу. – С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. – Для чего нужна Красная книга? (Она информирует – какие животные в опасности. Она призывает изучать природу.) – Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная Книга? В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
– А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга – это сигнал опасности – призыв к разуму и совести каждого. Именно он создает заповедники и охраняет их. Человек принимает меры. В нашей стране создано 10 заповедников, где запрещена охота на животных и птиц , рыбная ловля, где нельзя рвать растения.
Работа по карте.
IV. Работа с учебником. Чтение текста. Стр.150 Беседа по прочитанному. – С какой целью создают заповедники? (в целях охраны исчезающих животных) – Сколько заповедников создано в Казахстане? (10) Работа по карте. – Где кроме заповедников охраняются животные? (в заказниках, национальных парках и зоопарках.) – Как вы понимаете выражение «на грани исчезновения»? (животные которые могут исчезнуть)
Ребята есть животные, насекомые, птицы которых много на земле, но это не значит, что мы должны их убивать, уничтожать их. Мы тоже должны их беречь.
К сожалению, некоторых животных мы можем увидеть только на рисунках.
И у нашей страны есть своя Красная книга. (Запись в тетради) В Красную книга Казахстана внесены 128 видов и подвидов позвоночных, 18 рыб и круглоротых, 3 земноводных, 10 пресмыкающихся, 57 птиц и земноводных птиц, 40 млекопитающих. Ребята давайте эти данные запишем в тетрадь.
- Что нужно делать для сохранения животного мира на Земле?
V. Физминутка.VI. Знакомство с животными Красной книги. (составление кластера) – Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Рассказы учащихся о животных)
Тигр – прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча - олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда - то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр - самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.
Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.
Белый медведь Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.
( убирается 4 фигура)
VII. Составление крылатых выражений. Очень часто мы сравниваем свои повадки с повадками животных. Как часто мы слышим в свой адрес сравнение, с каким – либо животным! Давайте вспомним, как мы говорим. Голодный как бык Грязный как лиса Трусливый как волк Неуклюжий как свинья Хитрая как заяц Здоровый как медведь (5 фигура)
Вот вы выполнили все задания. Кто они эти герои ВОВ?
1. Бауржан Момышулы. В годы войны совершил подвиг в битве за Москву. Вывел без потерь свой батальон из окружения. Его назначают старшим лейтенантом за то, что смог выполнить приказ – стоять насмерть. Бауыржан Момышулы закончил войну командиром гвардейской дивизии в звании полковника. Учился в Академии Генштаба, был профессором Академии тыла. Потом вышел в отставку и стал писателем. 2. Ракымжан Кошкарбаев. Всем известен подвиг Ракымжана Кошкарбаева в годы Великой Отечественной войны. Он одним из первых водрузил на Рейхстаг в Берлине красное знамя. Ракымжан воспитывался в детском доме. Его мать умерла, когда ему было 4 года. В 18 лет он попал в армию. Ракымжан Кошкарбаев скончался в 1988 году. В 2001 году ему посмертно присвоено звание «Халық қаһарманы». Подвиг героя высоко оценил Президент Республики Н.Назарбаев, подчеркнув его воспитательное и патриотическое значение. 3. Маншук Маметова. 20-летняя студентка медицинского института уходит добровольцем на фронт. На фронте она стала пулеметчицей. Вскоре на ее груди засверкал значок «Отличник - пулеметчик». Было холодное осеннее утро. Шел бой за Невель. Надо было во чтобы не стало захватит высоту. Напряжение боя настигло предела и в этот момент вперед метнулась девичья фигура. Взрывной волной опрокинуло девушку. Пулеметчица Маншук Маметова в том бою уничтожила более семидесяти фашистских солдат и офицеров. Тогда же она была смертельно ранена. Маншук Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 4. Алия Молдагулова. Жила в Ленинграде в детском доме, но родилась в далекой казахской степи. Во время войны оставляет учебу в авиационном техникуме и подает заявление с просьбой принять в ряды Красной Армии. Алия Молдагулова с отличием заканчивает снайперскую школу и отправляется на фронт. 12 января 1944 года батальон участвует в тяжелых боях за деревню Казачиха. Положение осложнилось тем, что был убит командир роты. И ситуацию спасает Алия, но была смертельно ранена. Чтобы вдохновить бойцов она поднялась из окопы и воскликнув: «Вперед, товарищ!» - бросилась в атаку. Деревня была взята. Посмертно за этот подвиг Алие Молдагуловой было присвоено звание Героя Советского Союза. 5. Хиуаз Доспанова. Хиуаз Доспанова родилась 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области. В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу №1 города Уральска, а вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба. После окончания школы едет в Москву и подает документы на поступление в Военно – воздушную академию им. Жуковского. После отказа подала заявление в Первый московский медицинский университет, приняли её без экзаменов. Менее, чем через год началась война. Хиуаз Доспанова – единственная летчица – казашка Великой Отечественной войны, штурман – стрелок.
Итог урока. – О чем мы говорили? Какой праздник мы будем праздновать 9 мая? (Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.)
Какой вывод следует сделать из того, что узнали на уроке? (Представить человека вне природы невозможно...без воздуха, без воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дает нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Беречь необходимо и тех животных, которых еще много и не внесены в Красную книгу.)
Рефлексия. «Что я могу сделать для сохранения животных на Земле». Домашнее задание: задание на стр. 151.
18.02.2015г Познание мира 3 «в» класс Тема: Охрана животного мира. Цель: 1. формирование представления о негативном и позитивном влиянии деятельности человека на многообразие видов животных; познакомить учащихся с героями Великой Отечественной войны; представителями животных Красной книги; 2. развивать речь учащихся, умение делать выводы, анализировать свои ответы и ответы товарищей; 3. воспитывать бережное отношение к природе, к животному миру.
Оборудование: ТСО, карта заповедников Казахстана.
Ход урока
I. Орг. момент. Деление на группы, работа с пазлами. (танк, самолет, вертолет) - Ребята посмотрите на рисунки. Что вы видите? Да это виды военной техники (транспорта). В этом году мы отмечаем 70-летие Великой Победы. Этот праздник дорог каждому. И сегодняшний наш урок посвящен этой великой дате. Великая Отечественная война продолжалась 1418 дней, и ночей тоже, и каждый час, каждая минута того времени были для всей страны и для каждого человека страшным и жестоким испытанием. Путь к победе был долгим и трудным, и прийти к ней удалось благодаря героизму, мужеству и мастерству советских солдат и офицеров, отваге партизан и подпольщиков, каждый день рисковавших жизнью в тылу врага; подвигам тружеников тыла, день и ночь стоявших у станков, и работавших на полях страны, чтобы обеспечить фронт боеприпасами и продовольствием. «Никто не забыт, ничто не забыто» эти слова часто звучат в праздничные дни. Эпиграф урока: «Никто не забыт, ничто не забыто»
– Обратите внимание на доску. Что вы видите в центре? (звезду) Красная звезда – геральдический знак, который был символом Красной Армии, присутствовал на флаге и гербе СССР. Первоначально «Значок красноармейца» носился на груди, потом на головных уборах. Вокруг звезды расположены фигуры, фигуры эти непростые. В каждой из них задание. Более 1 миллиона 700 тысяч казахстанцев, были участниками войны, около пятисот из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза.  – В период Великой Отечественной войны за героизм и мужество награждали медалями. Я тоже приготовила медали за ваши правильные ответы.
II. «Мозговая атака» - проверка домашнего задания. (1 задание) – Ребята, на предыдущих уроках вы изучали темы о животных. 1. Среда обитания животных. – Что называется средой обитания животных? (Благоприятные условия для жизни животных) – Соотнеси животных со средой обитания. ( иллюстрации) 1группа – пустыня 2 группа – лес 3 группа – река ( верблюд, сайгак, джейран, волк, олень, сова, лебедь, сом, цапля) – Какое значение имеют животные в жизни человека и в природе? 1 группа – пища (……. ), предметы домашней обстановки. 2 группа – обувь, одежда (…… ) 3 группа – лекарства помощники.
III. Сообщение темы и цели урока. Звери, рыбы, пауки и птицы Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они На планете мы останемся одни. – Кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Тема нашего урока «Охрана животного мира». На этом уроке мы поговорим о том, почему нужно охранять животных, как надо относиться к окружающему миру. Запись в тетрадях. (даты, темы урока.)
1. Изучение нового материала. – Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле? (ответы детей)
Причины исчезновения животных: 1. Вырубка лесов 2. Уничтожение растений. 3. Загрязнение воды. 4. Охота. 5. Разрушение и загрязнение почв. Любая хозяйственная деятельность человека оказывает влияние на животный мир.
2. Беседа. – С начала 17 века на Земле вымерло более 500 видов животных, в основном по вине человека. Поэтому люди решили выпустить Красную книгу. – Для чего нужна Красная книга? (Она информирует – какие животные в опасности. Она призывает изучать природу.) – Хотите узнать, откуда к нам пришла Красная Книга? В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан Международный союз охраны природы. Тогда была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений. И ученые решили назвать этот список Красной книгой.
– А как вы думаете, почему назвали книгу именно Красной, а не желтой, синей? (Красный цвет – это значит внимание, стоп, не убивайте животных, не губите растения.) Красная книга – это сигнал опасности. Это не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях.
IV. Работа с учебником. Чтение текста. Стр.150 Беседа по прочитанному. – С какой целью создают заповедники? – Сколько заповедников создано в Казахстане? Работа по карте. – Где кроме заповедников охраняются животные? – Как вы понимаете выражение «на грани исчезновения»? К сожалению, некоторых животных мы можем увидеть только на рисунках.
И у нашей страны есть своя Красная книга. (Запись в тетради) В Красную книга Казахстана внесены 128 видов и подвидов позвоночных, 18 рыб и круглоротых, 3 земноводных, 10 пресмыкающихся, 57 птиц и земноводных птиц, 40 млекопитающих. Ребята давайте эти данные запишем в тетрадь.
V. Физминутка.VI. Знакомство с животными Красной книги. – Давайте послушаем сообщения о животных, которые нуждаются в охране и все они занесены в Красную книгу. (Составление кластера.)
Тигр – прекрасный охотник. Он быстро бегает, способен долго преследовать добычу. Обычно он нападает из засады. Любимая его добыча - олени, дикие свиньи, антилопы. Если охота неудачна, тигр ест лягушек, мышей, саранчу. Когда - то их было много, а теперь тигры стали редкими животными, потому что их уничтожали из-за красивого ценного меха. Оказался на грани вымирания амурский тигр - самый крупный подвид тигра в мире. Его длина более 3–х метров. Сильный, ловкий, красивый зверь. Сейчас тигры взяты под охрану во всём мире.
Морж - самое крупное ластоногое животное северного полушария. Длина его тела достигает 4 метров, а масса около двух тонны. Живут моржи только на мелководных участках морей. Питаются они моллюсками, червями, ракообразными, которых достают со дна. Когда-то моржи водились во всех арктических морях, их насчитывали сотни и даже тысячи зверей. Теперь эти звери уцелели в считанных местах. Но современные условия обитания не дают гарантии того, что эти животные сохранятся на долгие годы.
Белый медведь Владыка Арктики – белый медведь. Это самый крупный зверь. Живёт он почти 40 лет. У него нет постоянного дома. У медведицы бывает 2-3 малыша. Медвежата появляются на свет беспомощными. Весит медвежонок 800 грамм, а длина туловища – 30 см. подошвы лапок голые, коготки прозрачные. А нос розовый. Питается рыбой, тюленями, молодыми моржами. Издавна люди охотятся на белых медведей. Они используют их мясо в пищу, жир – для хозяйственных целей, шкуру – для одежды. В результате началось сокращение численности белых медведей.
( убирается 4 фигура)
VII. Составление крылатых выражений. Очень часто мы сравниваем свои повадки с повадками животных. Как часто мы слышим в свой адрес сравнение, с каким – либо животным! Давайте вспомним, как мы говорим. Голодный как бык Грязный как лиса Трусливый как волк Неуклюжий как свинья Хитрая как заяц Здоровый как медведь
Герои Великой Отечественной войны.
1. Бауржан Момышулы. В годы войны совершил подвиг в битве за Москву. Вывел без потерь свой батальон из окружения. Его назначают старшим лейтенантом за то, что смог выполнить приказ – стоять насмерть. Бауыржан Момышулы закончил войну командиром гвардейской дивизии в звании полковника. Учился в Академии Генштаба, был профессором Академии тыла. Потом вышел в отставку и стал писателем. 2. Ракымжан Кошкарбаев. Всем известен подвиг Ракымжана Кошкарбаева в годы Великой Отечественной войны. Он одним из первых водрузил на Рейхстаг в Берлине красное знамя. Ракымжан воспитывался в детском доме. Его мать умерла, когда ему было 4 года. В 18 лет он попал в армию. Ракымжан Кошкарбаев скончался в 1988 году. В 2001 году ему посмертно присвоено звание «Халық қаһарманы». Подвиг героя высоко оценил Президент Республики Н.Назарбаев, подчеркнув его воспитательное и патриотическое значение. 3. Маншук Маметова. 20-летняя студентка медицинского института уходит добровольцем на фронт. На фронте она стала пулеметчицей. Вскоре на ее груди засверкал значок «Отличник - пулеметчик». Было холодное осеннее утро. Шел бой за Невель. Надо было во чтобы не стало захватит высоту. Напряжение боя настигло предела и в этот момент вперед метнулась девичья фигура. Взрывной волной опрокинуло девушку. Пулеметчица Маншук Маметова в том бою уничтожила более семидесяти фашистских солдат и офицеров. Тогда же она была смертельно ранена. Маншук Маметовой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 4. Алия Молдагулова. Жила в Ленинграде в детском доме, но родилась в далекой казахской степи. Во время войны оставляет учебу в авиационном техникуме и подает заявление с просьбой принять в ряды Красной Армии. Алия Молдагулова с отличием заканчивает снайперскую школу и отправляется на фронт. 12 января 1944 года батальон участвует в тяжелых боях за деревню Казачиха. Положение осложнилось тем, что был убит командир роты. И ситуацию спасает Алия, но была смертельно ранена. Чтобы вдохновить бойцов она поднялась из окопы и воскликнув: «Вперед, товарищ!» - бросилась в атаку. Деревня была взята. Посмертно за этот подвиг Алие Молдагуловой было присвоено звание Героя Советского Союза. 5. Хиуаз Доспанова. Хиуаз Доспанова родилась 15 мая 1922 года в селе Ганюшкино Гурьевской области. В 1940 году окончила с золотой медалью среднюю школу №1 города Уральска, а вместе с аттестатом получила удостоверение пилота запаса местного аэроклуба. После окончания школы едет в Москву и подает документы на поступление в Военно – воздушную академию им.Жуковского. После отказа подала заявление в Первый московский медицинский университет, приняли её без экзаменов. Менее, чем через год началась война. Хиуаз Доспанова – единственная летчица – казашка Великой Отечественной войны, штурман – стрелок.
Итог урока. – О чем мы говорили? Какой праздник мы будем праздновать 9 мая? Какой вывод следует сделать из того, что узнали на уроке? (Беречь необходимо и тех животных, которых еще много и не внесены в Красную книгу.) Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.
Рефлексия. «Что я могу сделать для сохранения животных на Земле». Домашнее задание: задание на стр. 151.