Программа внеурочной деятельности Школа выживания
Рабочая программа
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 класс
Пояснительная записка
Нормативно-правовая база организации внеурочной деятельностиЗакон Российской Федерации "Об образовании"Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования . Федеральный закон от 01.12.2007г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373.
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности обучающихся среднего звена.
Продолжительность освоения программы 1 год( 35 часов)
Возраст обучающихся 5класс
Главными задачами обучения в школе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Актуальной проблемой современной жизни являются дорожно-транспортный травматизм, пожарная безопасность, терроризм, криминогенная опасность, экстремальные ситуации.
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, поэтому в одиночку с ними не справиться. В обществе обеспокоенность вызывает рост преступности в отношении несовершеннолетних, опасность стать жертвой несчастного случая или чьей-то халатности, кажущейся безысходностью перед судьбой.
Стихийные бедствия, автодорожные катастрофы, аварии на производстве. Правильное поведение нередко спасает даже в самой, казалось бы, безысходной ситуации. Безусловно, если человеку грозит беда, у него срабатывает инстинкт самосохранения, и он пытается спастись любым путём. Однако нередко, движимый этим инстинктом, он теряет самообладание.
Психологи установили, что дети в силу своих возрастных психологических особенностей не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку, часто завышают свои возможности. Детский организм находится в состоянии становления. Многие процессы подвижны и неустойчивы.
Отсюда и такая разная реакция детей и взрослых на одни и те же ситуации.
Чем труднее ситуация для ребёнка и чем больше сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребёнка.
Возникает необходимость познакомить детей с правилами безопасного поведения и выживания в обществе, выработать автоматизм безопасного поведения, вооружить знаниями и научить использовать опыт, накопленный в обществе.
Важно организовать такой процесс профилактической работы, который дал быобучающимся возможность получения полезных знаний, а также в ходе
разнообразной профилактической работы прививать устойчивые навыки безопасного поведения в любой ситуации.
Цель: привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой
жизненной ситуации.
Задачи:
изучить правила безопасного поведения (ПДД, ПББ, ПБП при ЧС различного характера) с учетом возрастных особенностей обучающихся 5 класса;
формировать чувство ответственности за личную и общественную безопасность;
развивать коммуникативные качества личности для ответственного и осознанного поведения во время экстремальных ситуаций;
привитие навыков оказания первой необходимой помощи в различных жизненных ситуациях;
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Личностными результатами является формирование следующих умений:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения при чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.
Метапредметные результаты - формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временн
·й перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Ученик получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргумента
Предметные результаты отражают:
1) приобретение знаний о современном уровне культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
учебно-тематический план
№
Название раздела
Общее
количество часов
1
ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности.
Пожарная безопасность
7
1.1
ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности.( вводное занятие.)
Юные помощники пожарных
2
1.2
Личная безопасность
1
1.3
Эстафета «Юные помощники пожарных»
1
1.4
Игры, головоломки
1
1.5
Учебное занятие по эвакуации
1
1.6
Итоговое занятие ( практическое тестирование)
1
2
Дорожная азбука
11
2.1
Вводное занятие «Улица и мы»
1
2.2
Обязанности пешеходов, обязанности пассажиров
2
2.3
Правила поведения на улице
1
2.4
Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки
1
2.5
Дорожные знаки. Их виды.
2
2.6
Мой друг – велосипед
2
2.7
ГИБДД помощник и друг
2
3
Азы безопасности
17
3.1
Экстренные вызовы по телефону
1
3.2
Экстремальные ситуации аварийного характера в жилищах
2
3.3
Криминогенные ситуации (правила поведения)
2
3.4
Вода и лед. Правила поведения на воде
( круглогодично)
2
3.5
Захват заложников (правила поведения)
2
3.6
Техногенные аварии и катастрофы (правила поведения)
2
3.7
Природные ЧС (правила поведения)
2
3.8
Первая помощь
3
3.9
Итоговое занятие
1
Содержание занятий
Раздел 1. Познавательная деятельность,проблемно-ценностное общение,спортивно-оздоровительная деятельность.
ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности.
Пожарная безопасность
Вводное занятие. ЗОЖ- основы личной и общественной безопасности нацеливает обучающихся на осознанное принятие норм ЗОЖ для обеспечения прежде всего личной безопасностидолжны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
Пожарная безопасность-Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности, познакомить с рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Поведение практических тренировок и практических занятий по темам. Причины возникновения пожаров. Вызов пожарной службы.
Пожар, возникший от костров. Пожар в жилом помещении.
Поведение во время пожара. Оказание первой помощи.
Посещение пожарной части и тренировочного пожарного манежа. Посещение музея.Практическое занятие: эстафеты, способствующие закреплению правил поведения при пожаре. Практические занятия: закрепление терминов по пожарной тематике. Игры,
посвящённые труду людей, связанных с пожарной охраной.
Раздел 2. Познавательная деятельность,проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность.
Дорожная азбука
Реализация программы осуществляется через сочетание разнообразных по содержанию и форме видов образовательной деятельности: проведение викторин, экскурсий на улицы города,беседы-анализ конкретных дорожных ситуаций, тесты на знание правил дорожного движения, проектные работы, тематические занятия в «городке безопасности». Знакомство с историей ПДД. Развитие дорожной грамотности детей.Подвести учащихся к мысли о необходимости соблюдать правила дорожного движения.
Совершенствовать уровень накопленных практических навыков. Воспитание ответственности у детей за своё поведение. Обучающие должны знать: Дорожные знаки.Сигналы светофора. Виды транспорта. Как безопасно перейти улицу. Причины ДТП (где можно играть, кататься на санках и коньках; правила перехода улицы при высадке из транспорта). Обязанности пассажиров. Ориентироваться в дорожных ситуациях.Оценивать своё поведение на дорогах. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.). Предполагается встреча с сотрудниками ГБДД, транспортной милиции, посещение музея.
Раздел 3. Познавательная деятельность,проблемно-ценностное общение, спортивно-оздоровительная деятельность.
Азы безопасности
Главным является развитие у обучающихся чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Раздел помогает создать поведенческую модель, направленную на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, ориентироваться в окружающем пространстве.Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера ,государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;Службы 01, 02, 03, 04 , 112 (Службы спасения: милиция, скорая помощь, пожарная охрана, аварийная газовая служба, МЧС.)Причины возникновения несчастных случаев. ПДД, гроза, электрический ток, детские шалости.Практическое занятие: оказание первой помощи при несчастных случаях.Поведение при встрече с незнакомым человеком. Вымогательство. Закон «Омерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской области».Места купания. Оснащение мест для купания. Правила поведения на воде и у воды. Помощь утопающим.Практическое занятие: оказание первой помощи утопающим.Опасные места: промоины, проруби, подтаивание, тонкий лёд. Поведение на льду. Помощь пострадавшим.Понятие «бедствие». Землетрясение. Наводнение. Буран. Снежные заносы.Предупредительный сигнал «Внимание всем!» (сирены, гудки). Понятия «аварии», «катастрофы». Химические загрязнения окружающей среды (выброс ядовитых веществ). Железнодорожная катастрофа. Правила поведения во время технологических аварий. Предполагается посещение базы МЧС, встреча с сотрудниками, посещение музея.
Итоговое занятие – В форме игры ( станции по разделам с теоретическими и практическими заданиям).
календарно-тематическое планирование
Тема
Предметныерезультаты
Метапредметные УДД
Личностные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности.
Пожарная безопасность 7 часов
ЗОЖ- основа личной и общественной безопасности.( вводное занятие.)
Юные помощники пожарных.
2 ч
ЗОЖ- как система разнообразных форм и занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека, Фактическое определение здорового образа жизни совокупность шагов, действий и стратегий, предпринимаемых в целях достижения
оптимального здоровья.
Вести здоровый образ жизни значит взять на себя ответственность за свои решения и сделать правильный выбор в пользу своего здоровья на сегодня и на будущее.
Юный помощник пожарных.
Причины пожаров (детская шалость, неосторожное обращение с огнём).Пожар в общественных местах. Паника. Правила поведения при пожаре.Лесные пожары. Горит хлебное поле. Костры и последствия их разжигания.
Личная безопасность. 1ч
Пожар в общественных местах. Паника. Правила поведения при пожаре.
Оказание первой помощи.
Эстафета «Юные помощники пожарных». 1ч
Игры, головоломки. 1 ч
Учебное занятие по эвакуации.
Итоговое занятие
( практическое тестирование). 2ч
Определять и краткохарактеризовать ЗОЖ.
Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения пожаров. Отработка практических навыков.
Правила предупреждения пожаров во время нахождения дома, на природе, в общественных местах: организация мест активного отдыха. Знания об оказание первой помощи при угарании и ожога. Отработка практических навыков.
Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности. Отработка практических навыков.
Знания в области пожарной безопасности и личной безопасности
Общаться и взаимодействовать при возникновении критических ситуаций. Отработка практических навыков.
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе
Формирование действия моделирования
Осмысление правил эстафеты.
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения предложенной ситуации.
Анализ эстафетной ситуации.
Правила предупреждения травматизма во время занятий.
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
Определять план выполнения заданий.
Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в работе команды.
Умение объяснять свой выбор во время выполнения эстафетной задачи.
Формирование умения взаимодействовать в группах (под руководством учителя) в процессе решения проблемной ситуации в игре.
Умение организовать и провести элементы эстафеты.
Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. Умение оценить сложившуюся ситуацию.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.
Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
Формирование первоначальных представлений о значении ЗОЖ укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о его позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о ЗОЖ и здоровье как факторах успешной учебы и социализации.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Формирование осознанной модели поведения связанной с предотвращением пожаров, принятие осознано правил поведения при пожаре, моделирование психологического состояния при пожаре.
Практические навыки оказании первой при само и взаимо помощи при угорании и ожогах
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, нормах безопасности.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, формирование навыков выполнения заданий связанных с умениями тушить пожар, оказывать первую помощь.
находить новые решения, возможности и способы их улучшения;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность
Дорожная азбука 11ч
Вводное занятие «Улица и мы». 1ч
Обязанности пешеходов, обязанности пассажиров. 2 ч
Правила поведения на улице. 1ч
Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки.
1ч
Дорожные знаки. Их виды.2ч
Мой друг – велосипед.2ч
ГИБДД помощник и друг. 2ч
Встреча с работниками ГИБДД
Понимать и раскрывать понятия:
Инструктаж по Правилам Безопасного Поведения.
Виды транспорта. Правила поведения в транспорте. Понятие: населённый пункт, в котором мы живём. Возможные опасные ситуации. Отработка практическихгавыков.
Соблюдение ПДД во дворах и парковых зонах.
Дорога. Правила поведения на дороге.
Овладеть знаниями и практическими умениями перехода и ориентирования на мести во время перехода на регулируемом и нерегулируемом перекрестках.
Овладеть знаниями о -Группы дорожных знаков. «Чтение» дорожной азбуки. Сигналы, останавливающие транспорт. Места, где можно двигаться группой.Отработка практических навыков.
Знак «Велосипедная дорожка». Места езды на велосипеде. Правила езды на велосипедной дорожке. Отработка практических навыков.
Освоить информацию Вы очевидец ДТП. Правила поведения при ДТП. Оказание первой помощи.ДТП с участием детей. Отработка практических навыков.
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме
Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме
Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации
понимание роли и значения знаний ПДД в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;
овладение системой знаний о ПДД систематическихприменениях с различной функциональной направленностью
Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других
Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других
Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других
Формирование способов взаимодействия с окружающим миром.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе полученных знаний.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии.
Формирование и проявление положительных качеств личности, дисциплинированности, ответственности.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе знаний о ППД.
Развитие осознанных навыков езды на велосипеде в соответствии с ПДД.
приобретение опыта организации самостоятельных осознанных, соблюдение правил ПДД, техники безопасности и профилактики травматизма;
Азы безопасности 17 ч
Экстренные вызовы по телефону(1ч)
Экстремальные ситуации аварийного характера в жилище(2ч)
Криминогенные ситуации (правила поведения) 2 ч
Вода и лед. Правила поведения на воде
( круглогодично) 2ч
Захват заложников (правила поведения) 2ч
Техногенные аварии и катастрофы (правила поведения) 2 ч
Природные ЧС (правила поведения) 2ч
Первая помощь. Итоговое занятие. 4ч
Освоить информацию о службах спасения: милиция, скорая помощь, пожарная охрана, аварийная газовая служба, МЧС.Номера телефона экстренной службы: 01, 02, 03, 04, 112, отработка практических навыков.Понятие «экстремальная ситуация». Выход из экстремальных аварийных ситуаций. Практическое занятие: разрешение предлагаемых ситуаций.
Овладение знаниями по следующим темам:Поведение при встрече с незнакомым человеком. Вымогательство. Закон «Омерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ярославской Области».Вовлечение в драку. Способы самозащиты. Шантаж по телефону. Воровствов квартире.
Овладение знаниями по следующим темам:
Поведение на воде
Места купания. Оснащение мест для купания. Правила поведения на воде и у воды. Помощь утопающим.
Практическое занятие: оказание первой помощи утопающим.
Поведение на льду
Опасные места: промоины, проруби, подтаивание, тонкий лёд. Поведение на льду. Помощь пострадавшим. Разрешающие и запрещающие знаки у водоёмов. Правила поведения на во
де и на льду. Отработка практических навыков.
Виды терроризма. Правила поведения при виде бесхозных предметов.Правила поведения заложников.Отработка практических навыков.
Освоение знаний по следующим темам: Предупредительный сигнал «Внимание всем!» (сирены, гудки). Понятия «аварии», «катастрофы». Химические загрязнения окружающей среды (выброс ядовитых веществ). Железнодорожная катастрофа. Правила поведения во время техногенных аварий. Отработка практических навыков.
Освоение и осознанное принятие следующих знаний: Стихийные бедствия. Наводнения. Снегопад. Гололед. Ураган, смерч. Отработка практических навыков.
Освоить знания по следующим тема: Виды травм. Травмы конечностей, черепа, груди, живота. Наружное кровотечение. Помощь при ушибах, кровотечениях, переломах, ожогах. Различать действия по возможности оказывать первую помощь. Отработка практических навыков.
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме отбирать способы общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослымианализировать и объективно оценивать сложившуюся ситуацию находить возможности и способы их решения
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме отбирать способы общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми анализировать и объективно оценивать сложившуюся ситуацию находить возможности и способы их решения
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме отбирать способы общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми анализировать и объективно оценивать сложившуюся ситуацию находить возможности и способы их решения
Формирование умений осознанного построения речевого высказывания в устной форме отбирать способы общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми анализировать и объективно оценивать сложившуюся ситуацию находить возможности и способы их решения.
Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения оказания первой помощи. Осознание важности совокупности полученных знаний.
Участвовать в диалоге на уроке
Умение слушать и понимать других.
Умение слушать и понимать других. Навыки работать в группе.
Умение слушать, воспринимать информацию, высказывать точку зрения.
Умение слушать, воспринимать информацию, высказывать точку зрения.
Формирование способов взаимодействия с окружающим миром (вижу, говорю, чувствую, осознаю)
Формирование умения и осознанных навыков способных сохранить жизнь и здоровья обучающихся.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачисвязанные с осознанным ведением ЗОЖ, сохранения жизни и здоровья в окружающем мире, овладение определенными видами деятельности, поиска средств ее осуществления.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предполагаемые результаты реализации программы
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах правилах поведения , дорожная грамотность,рекомендациями специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара, техногенных и социальных ЧС; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе;
2. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношенияк своему здоровью и здоровью окружающих, к личной безопасности и безопасности окружающих. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера.Принятие правил поведения во время техногенных аварий. Знания о первой помощи пострадавшим при различных ЧС. Выработка умений общаться со сверстниками и взрослыми.
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): Создание поведенческой модели, направленной на развитие коммуникабельности, умение делать самостоятельный выбор, принимать решения, оказывать посильную первую помощь, ориентироваться в окружающем пространстве. Воспитание ответственности у обучающихся за своё поведение. Умение применять полученные знания о безопасном поведении человека в опасных и ЧС природного, техногенного и социального характера. Реализовывать знания о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства.Ориентироваться в дорожных ситуациях. Оценивать своё поведение на дорогах. Воспитание у обучающихсясформированного чувства ответственного отношения к правилам личной и общественной безопасности.
Информационно- методическое обеспечение:
Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Игровые занятия в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». А.А. Михайлов. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 2009
Мультимедийные средства по ОБЖ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Учительский портал.
Настольная книга учителя основ безопасности жизнедеятельности/Сост. Б.И. Мишин. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003.
Обеспечение жизнедеятельности в экстремальных ситуациях: Учебное пособие/ под ред. А.Н. Костров.–М.:«АРМПРЕСС», 2002
Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы/ В.А. Акимов, Р.А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2008.-285
Стандарты второго поколения Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор пособие для учителей. Д.В. Григорьев, П.В. Стапанов. М.: « Просвещение», 2010
Тесты по основам безопасности жизнедеятельности. 5 класс. Электронное издание для обучения детей в диалоговом режиме. – М.: МЧС России, ООО «Кирилл и Мефодий», 2005.
13PAGE \* MERGEFORMAT141015