Рабочая программа по дисциплине Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
технологический техникум в р.п. Новоспасское
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях
Программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 260807. 01 Повар, кондитер
2015 г.
Рекомендована Утверждаю
методической комиссией (МК) Директор ____________Л.А. Симакова
Протокол заседания от «___»__________20___г.
№___ от «____» _________20__г.
Председатель МК
________________Т.П. Баранова
Автор-разработчик:
ОГБОУ СПО ТТ в р.п. Новоспасское преподаватель М.В. Плотникова
Рецензент:
ОГБОУ СПО ТТ в р.п. Новоспасское методист В.Н. Тювакина
Содержание
Стр.
1. Паспорт программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации программы учебной дисциплины 11 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 13
Паспорт программы дисциплины.
« Социальная адаптация в современных социально-экономических условиях»
1.1 Область применения программы
Программа является частью вариативной составляющей основный профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
Программа дисциплины предназначена для образовательных учреждений среднего профессионального образования. Программа дисциплины является универсальной и может быть использована в профессиональной подготовке по профессиям СПО.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Программа учебной дисциплины входит в общепрофессиональный цикл программ СПО, профессиональный цикл программ СПО.
1.3 Цели и задачи дисциплины требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель дисциплины:
- формировать нормативно-правовых, экономических и организационных знаний и умений по вопросам становления, организации и ведения в социум и адаптироваться в современных социально-экономических условиях в условиях российской экономике и в трудовом коллективе.
Задачи дисциплины:
1. Формировать системные знания об основах современных социально-экономических условиях адаптации в коллективе.
2. Выработать организационно - управленческие умения в ведении социальной деятельности в трудовом коллективе.
3. Формировать знания об ответственности в трудовой деятельности.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
-характеризовать виды адаптаций и факторы, на нее влияющие;
-оперировать в практической деятельности динамические процессы социальной адаптации;
-определять сущность и структуру трудовой адаптации;
-разрабатывать план адаптированности человека к конкретной трудовой среде;
-составлять пакет документов для дальнейшего трудоустройства на новую работу;
-оформлять документы для партфолио и резюме;
-разрабатывать стратегию и тактику адаптационной деятельности в новом трудовом коллективе;
-соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления трудового устава;
-характеризовать механизм защиты трудовой тайны;
-различать виды ответственности предприятия;
-анализировать культурно – психологическую адаптацию и состояние предприятия;
-осуществлять основные трудовые операции и поручения;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-типологию и идентификацию процесса адаптации в социуме;
-роль среды в развитии человека в трудовом коллективе;
-технологию принятия трудовых решений;
-организационно-правовые формы деятельности нового сотрудника в трудовом коллективе;
-особенности и правила оформления документов;
-механизмы функционирования предприятия;
-основные положения оп оплате труда на предприятиях;
-основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративной культуры;
-сущность и виды ответственности нового работника перед своей организацией;
-систему показателей эффективности трудовой деятельности;
-принципы и методы оценки эффективности трудовой деятельности.
1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54часов, в том числе: обязательной аудиторией учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 18 часов, в том числе практические занятия в количестве 24 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
54
Обязательная аудиторная учебная нагрузка в том числе:
36
теория
11
практические занятия
24
Самостоятельная работа обучающихся
18
в том числе:
Самостоятельная работа над проектом
4
-подготовка творческих работ (презентаций, рефератов, докладов)
14
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины социальная адаптация в современных социально-экономических условиях.
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, проект.
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
4
Тема: 1.
Введение. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие.
В результате изучения темы обучающийся должен уметь: характеризовать виды адаптации и факторы, на нее влияющие;
знать: типологию социальной адаптации.
Содержание учебного материала
1
2
Сущность социальной адаптации. Виды адаптации. Сущность культурно-бытовой адаптации. Региональные традиции коллектива.
«Анализ факторов адаптационной».
1
Практическое занятие № 1. «Сущность и структура трудовой адаптации.
Самостоятельная работа обучающихся.
История социальной адаптации, и ее инновационные направления в России (реферат)
1
Тема: 2. Социальная адаптация это динамический процесс.
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
-оперировать в практической деятельности динамический процесс социальной адаптации;
-определять приемлемые границы адаптации;
знать:
-роль среды в развитии трудового коллектива;
-технологию принятия решений в новом трудовом коллективе;
-базовые составляющие внутренней среды фирмы.
Содержание учебного материала
1
2
Сфера адаптационных решений. Внутренняя и внешняя среда культурно – бытовой адаптации. Базовые составляющие внутренней среды трудового коллектива. Факторы косвенного воздействия на принятие управленческих решений. Технология принятия решений нового трудового коллектива. Экономические методы принятия трудовых решений.
Практическое занятие №2
Тема: «Адаптированность человека к конкретной трудовой среде».
1
Практическое занятие № 3. Сроки и процессы адаптации человека в конкретной трудовой среде.
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Факторы косвенного воздействия на трудовой коллектив управленческих решений (сообщение).
2
Тема: 3. Профессиональная адаптация
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
-разрабатывать адаптационный-план;
-составлять пакет документов для поступления на новую работу;
-оформлять документы для принятия на работу;
знать:
-организационно-правовые формы трудовой деятельности. Знать трудовой кодекс.
Содержание учебного материала
1
2
Выбор сферы деятельности в новом предприятии. Технико-экономическое обоснование создания нового коллектива: особенности и устав предприятия. Оформление документов для поступления на новую работу.
Практическое занятие № 4
Тема: «Социально-психологическая адаптация»
1
Практическое занятие № 5Тема: «Составление пакета документов для поступления на новую работу».
1
Практическое занятие № 6
Тема: «Культурно-бытовая адаптация».
1
Практическое занятие № 7.
Тема: «Бытовая адаптация».
1
Практическое занятие № 8.
Тема: «Стадии процесса адаптации работника в трудовом коллективе».
1
Практическое занятие № 9
Тема: «Адаптация трудового коллектива к новому сотруднику».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Фирменное наименование предприятия: особенности и назначение (проект).
4
Тема: 4.
Идентификация
В результате изучения темы обучающийся должен уметь:
-определять организационно- правовую форму нового предприятия;
-разрабатывать стратегию и тактику деятельности в трудовом коллективе;
знать:
-механизмы функционирования нового предприятия и его устав.
Содержание учебного материала
1
2
Разработка стратегии и тактики в новом трудовом коллективе. Структура предприятия, процессы осуществляемые на предприятии. Функции управления на предприятии. Организация планирования деятельности предприятия. Основные функции организации на предприятии. Механизм функционирования предприятия. Маркетинг и логистика предприятия.
Психологическая адаптация в новом трудовом коллективе.
1
2
Практическое занятие №10
Тема: «Нормальные сроки адаптации для разных категорий работников».
1
Практическое занятие №11
Тема: «Виды работ и особенности адаптации в новом трудовом ритме».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Способы сокращения срока адаптации в новом трудовом коллективе(сообщение)
1
Тема: 5.
Факторы трудовой адаптации
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
-сущность адаптационного риска и основные способы снижения психологического стресса в новом трудовом коллективе.
Сущность адаптационного риска. Классификация психологических стрессов. Показатели риска и методы его оценки. Основные способы снижения адаптационного риска.
1
2
Практическое занятие № 12
Тема: «Профессиограмма».
1
Практическое занятие № 13
Тест: «Правильно ли я выбрал профессию»
1
Самостоятельная работа обучающихся:
«Знаменитые и выдающиеся карьеристы нашего века» (сообщение).
2
Тема: 6.
Карьера, как индивидуально осознанные позиция и поведение на протяжении рабочей жизни человека.
В результате изучения темы обучающийся должен знать:
-основные положения оп оплате труда на новом предприятии.
Содержание учебного материала
1
2
Структура новой фирмы или организации.
Процесс управления персоналом в новой фирмы или организации.
Основные положения об оплате труда на предприятии.
Практическое занятие № 14
Тема: «Комплексная система профессиональной ориентации, адаптации и продвижения на
предприятии»
1
Практическое занятие № 15
Тема: «Адаптация и продвижение на предприятии».
1
Практическое занятие № 16
Тема: «Профессиональный отбор. Управление трудовой адаптацией работников».
1
Практическое занятие № 17
Тема: «Эффективная психическая адаптация».
1
Практическое занятие № 18
Тема: «Стрессовые ситуации в профессиональной управленческой деятельности».
1
Тема: 7.
Проблемы в психической адаптации.
В результате изучения темы обучающий должен уметь:
-соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;
знать:
-основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративные культуры.
Содержание учебного материала
1
2
Сущность культуры труда. Корпоративная культура. Трудовая этика и этикет. Возникновение и формирование культуры трудового коллектива за рубежом.
Самостоятельная работа обучающихся:
Возникновение и формирование культуры за рубежом (на выбор) (реферат).
1
Тема: 8.
Личностный потенциал работника
В результате изучения темы обучающий должен уметь:
-характеризовать механизм защиты предприятия и его тайны; Протестировать личностный потенциал работника.
знать:
-перечень сведений, подлежащих защите.
Содержание учебного материала
1
2
Сущность трудовых секретов. Отличие предприятия и тайны от коммерческой. Формирование сведений, составляющих тайну трудового коллектива. Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы и личное дело работника. Основные элементы механизма защиты тайны в новой организации.
Практическое занятие № 19
Тема: «Правильно выбранная профессия лучший путь к скорейшей адаптации в социуме».
1
Практическое занятие № 20
Тема: «Ядро любой трудовой организации составляют полностью идентифицированные работники».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Внешние и внутренние угрозы безопасности фирмы. Оформление классификационной схемы или таблицы возможных угроз безопасности фирмы. Тест: Идентификация нового специалиста по профессии «Повар, кондитер».
3
Тема: 9.
Социология труда.
В результате изучения темы обучающий должен уметь:
-различать виды ответственности перед работодателем и предприятием в котором работает новый специалист.
знать:
-сущность и виды ответственности.
Содержание учебного материала
3
2
Сущность и виды ответственности работника и специалиста. Условия возникновения гражданской ответственности работника. Способы обеспечения выполнения рабочим своих обязательств. Административная ответственность. Ответственность работника за нарушение устава предприятия. Ответственность за низкое качество продукции (работ, услуг).
Практическая работа № 21
Тема: «Определение видов ответственности работника по анализу заданных ситуаций».
1
Практическая работа № 22
Тема: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
1
Практическая работа № 23
Тема: «Социология труда».
1
Практическая работа № 24
Тема: «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Ответственность работника за нарушение трудового договора (доклад).
1
Дифференцированный зачет
1
Всего:
54
3. Условия реализации программы по дисциплине.
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы требует наличие учебного кабинета для социально-экономических дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-мебель: стеллажи, полки, шкафы.
Технические средства обучения:
-персональный компьютер;
-мультимедиа;
-видеопроектор;
-экран.
3.2. Информационное обеспечения обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:1. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, М., 1998. Стр. 206-224. 2. Виханский О.С., Наумов A.H.: "Менеджмент", М. , 1996 3. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, 13. 4. Денисенко Г.Ф.; "Охрана труда", М, 1995 5. Коротков Э.М.: "Концепция менеджмента", М, 1996 6. Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 1996. 7. Кричевский Р.Л.: "Если Вы - руководитель", М, 1996 8. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. Стр.169-177.
Дополнительные источники:
1. Ромашов О.В. Социология труда: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 320с.
2. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юридическая литература, 1997. – 448
3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе – М.:Юристъ, 1998. – 496 с.
4. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 1996. – 584 с.
3.3. Общие требования к организации образовательного процесса по дисциплине.
В тематический план программы учебной дисциплины включены 9 тем, которые отражают теоретические и практические аспекты социальной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Основной технологией реализации дисциплины выступает проблемная технология, направленная на формирование опыты решения задач в сфере Социологии и адаптации в современных социально-экономических условиях.
К каждой темы дисциплины необходимо разработать пакет информационно-методических материалов, включающих планы учебных заданий, дидактические средства, диагностические методики. Проектирование учебных заданий необходимо осуществлять с учетом принципа сотрудничества, активизации деятельности обучающихся, индивидуализации и дифференциации. При реализации планов учебных занятий целесообразно использовать различные формы организации и методы деятельности обучающихся: деловые и ролевые игры, дискуссии, семинары эвристические беседы, мини-лекции, групповые консультации, анализ и обсуждение конкретных ситуаций. Практические задания и упражнения, методы самоуправляемого обучения.
При изучении данной дисциплины рекомендуется изучить:
-участие обучающихся в различных диагностических процедурах, самостоятельной оценке достигнутого уровня сформированности умений и знаний;
-учет образовательных результатов в рабочих тетрадях. При проведении итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета можно использовать защиту бизнес - проектов.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателям в процессе проведения практических занятий и тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий (сообщений, докладов, рефератов и др.), проектов. Ниже указанные формы и методы оценки результатов обучения могут быть пересмотрены преподавателям.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения.
Уметь:
характеризовать виды адаптаций;
Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии №1.
оперировать в практической деятельности экономическими категориями;
Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии №2.
определять приемлемые границы и сроки социальной адаптации в новом коллективе нового сотрудника;
разрабатывать адаптационного план;
Экспертная оценка результата выполнения практического задания на практическом занятии №3.
составлять пакет документов для нового сотрудника
Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии №4.
оформлять документы для поступления на новую работу.
Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии №5.
определять организационно-правовую форму предприятия;
Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии : №6.
разрабатывать стратегию и тактику деятельности нового работника на предприятии;
Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №7.
соблюдать профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса;
Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №8.
характеризовать механизм защиты трудовой тайны;
Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №9.
различать виды ответственности работника;
Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №10.
анализировать социально-психической адаптации
Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №11.
осуществлять основные трудовых операции;
Экспертная оценка хода выполнения практического задания на практическом занятии: №12.
рассчитывать личностный потенциал работника и его деятельности;
Экспертная оценка хода и результата выполнения практического задания на практическом занятии: №13.
Знать:
типологию социальной адаптации;
Тестирование
Тест: «Правильно ли я выбрал профессию»;
Тестирование
Тест: «Стрессовые ситуации в профессиональной управленческой деятельности»;
Тестирование
базовые составляющие внутренней среды фирмы;
Тестирование
основные элементы культуры трудовой деятельности и корпоративной культуры;
Тестирование
перечень сведений, подлежащих защите;
Тестирование
13PAGE 15
13PAGE 14515
15