Конспект урока Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов (2 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА во 2 «Б» классе
Учитель: Карабицкая Людмила Ефимовна
Тема урока. Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
Цели и задачи: – развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова.
Познавательные: формировать умение находить в словах буквы безударных гласных звуков; развивать умение находить проверочные слова путем подбора родственных слов или изменения формы слова; создать представление о единообразном написании слова; показать значение верного написания слов для различения их по смыслу.
Регулятивные: проверять правильность выполненного задания при работе в паре, в группе и вносить корректировку. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога; комментировать собственные действия при выполнении задания.
Предметные: писать новые словарные слова; писать слово с безударной гласной, подбирая проверочное слово.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические, групповые и в парах.
Сингапурские структуры: ХАЙ ФАЙВ, СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ, ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН, СИМАЛТИНИУС РАУНД ТЭЙБЛ, БИЛЕТ НА ВЫХОД, ТЭЙК ОФ-ТАЧ ДАУН (встать-сесть)
Ожидаемые результаты: повышение активности учащихся на уроках, улучшение результатов обучения, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Русский язык
БУКВЫ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
В КОРНЕ СЛОВАТема: Нахождение проверочных слов в группе однокоренных слов.
Цель:
– развитие умений находить проверочные слова в группе однокоренных и писать буквы безударных гласных в корне слова.
Символы:
Н
ПМ
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал.Поработать час настал.Так что время не теряем,И урок наш начинаем.
Приветствие ХАЙ ФАЙВ
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Работа с пословицей
ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ
2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных листочках и по окончанию одновременно передают друг другу.
– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
– Как понимаете значение пословицы? – Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?
Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. – Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)
Отгадайте загадку и вы узнаете, кто будет нашим помощником на уроке.
Загадка.
Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.
Песенка
Минутка чистописания.
– Ёжик предлагает провести минутку чистописания и выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика
Ежик топал по дорожке.Он нес яблочки в лукошке,Чтобы их все сосчитать Нужно пальцы загибать.
– С какой целью мы проводим на каждом уроке минутку чистописания?(Чтобы продолжать учиться красиво, аккуратно, каллиграфически писать, правильно соединять буквы.)– Пропишем гласные буквы, которые обозначают 2 звука я е е ю (Показ на доске с объяснением).
Знакомство со словарным словом
– Новое слово из словарика вы узнаете, прочитав его транскрипцию. (йаблака)(Вывешивается табличка со словом.)– Сколько букв в слове яблоко? Сколько звуков? Почему?– Что такое яблоко? (Это плод дерева яблони.)– Запишите новое словарное слово, поставьте ударение, подчеркните все орфограммы, запомните непроверяемую безударную гласную.
Этимологическая страничка
– Яблоко один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.
Многозначность слова
– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы.– Как вы понимаете выражение «глазное яблоко» (тело глаза) – «Попасть в яблочко» (сердцевина в мишени для стрельбы в цель)– «Адамово яблоко» (кадык – выступ гортани)– «Державное яблоко» (символ императорской власти)– Какой вывод сделаем?– Как называется слово, которое имеет несколько значений? (Многозначное).
– Прочитайте пословицу и раскройте ее смысл.
(Яблоко от яблоньки недалеко падает говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери).
Подбор однокоренных слов
– Назовите однокоренные слова в пословице. Яблоко, яблонька. – Докажите, что они однокоренные.– Так какие же слова называют однокоренными ? (Слова образованные от одного и того же корня и имеющие одно лексическое значение.)– Запишем слово яблонька.– Какие еще однокоренные слова можно подобрать к слову яблоко. Запишем. Выделим корень во всех однокоренных словах.
Словарь: яблоко, яблонька, яблочко, яблочный.
– Как пишется корень в однокоренных словах? (Одинаково). Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1 3 3Постановка темы и цели урока
– Я хочу рассказать вам одну историю.
Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.«Мяч будет», – сказал товарищам Саша. «Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.
– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне? (Два способа. Мы можем изменить форму числа так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)– Как правильно записать это слово? с м…чом – мяч – мячом– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).
– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.(Правописание безударных гласных в корне слова.)– Какие цели поставим перед собой?
Цель. Будем учиться подбирать проверочные слова в группе однокоренных и писать слова с безударными гласными в корне.
– Составим план урока.
486219518986500План (примерный).
Учитель составляет план вместе с детьми.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙI. Открытие нового знания. – Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.
Наблюдение по учебнику.
Упр. 223 – развивается умение писать буквы безударных гласных в корне с опорой на проверочные слова.
ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН
Обдумывают, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.
Выполнение заданий в рабочей тетради
Дополнительный вопрос ко 2-й строке:
– Вова Колесников написал ещё одно проверочное слово – леска. Согласны ли вы с ним? Докажите.
Физкультминутка «Друзья»
Работа с текстом
– Прочитайте.
Около п…нька с…дят л…сные зв…рьки. На сп…не у этих см…шных зв…рьков в…дны к…лючки. Они …стры.
– Что прочитали? (Текст.) Докажите. – Какой тип текста?– Придумайте заголовок.– Какие виды орфограмм встретились в тексте?
У: во всех записанных нами словах есть орфограмма «безударный гласный в корне». Очень важно для написания безударного гласного правильно подобрать проверочное слово. Какой алгоритм поможет нам правильно написать букву в корне слова?
На доске:
Алгоритм
Читаю.
Ставлю ударение.
Определяю корень.
Подбираю проверочные слова.
Пишу букву.
– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?– Пропущенные орфограммы выделить.
Беседа после выполнения задания, подводящая к обобщающему понятию «орфограмма-буква безударного гласного в корне слова» и правилу написания букв безударных гласных в корне слова.
– Как вы определяли, какую букву надо вставить в слова.
– Сформулируйте правило написания буквы безударного гласного в корне слова.
– Как называется место в слове, где есть безударный гласный? (Орфограмма.)
– Почему здесь есть орфограмма? (Нельзя на слух определить, какую букву писать, так как есть выбор букв е или и.)
– Как называется такая орфограмма?
– Прочитайте название орфограммы и правило написания буквы безударного гласного в корне слова в рамке учебника после упр. 224 и сравните со своими выводами.
3441700-1016000– Как обозначается эта орфограмма?
– Составьте графическую схему этой орфограммы: и |
ΙV. Развитие умений – применение знания. Запись слов 4 6 1
ОБУЧАЮЩАЯ СТРУКТУРА ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН
(Обдумывают, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде.)
Выполнение заданий в рабочей тетради
Подбери для каждого слова проверочные слова. Вставь пропущенные буквы.
Вода, водичка, водный - в_дяной
Зимушка, зимний, зима - з_мовьеСветлячок, светлый, свет - св_титьГорный, гористый, горка - г_раВесенний, веснушки, вёсны- в_сна
– Какой способ проверки применили? (Подбор однокоренных слов. Изменение формы числа слова.)— Какие слова-подсказки вам помогли выполнить задание? – Какой вывод сделаем? Слова с безударными гласными надо проверять: безударный гласный звук нужно сделать ударным, т . е. подобрать такое проверочное слово, в котором этот гласный слышится отчетливо. Под ударением он произносится так, как пишется.
Учитель сообщает правило-рифмовку для лучшего запоминания:
Если гласный у тебя вызовет сомнение,
Ты его немедленно ставь под ударение.
– Вот мы преодолели следующую ступеньку на пути к мудрости.
– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
Работа с сигнальными карточками.
Графический диктант БИЛЕТ НА ВЫХОД
– Ежик приготовил для вас задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете таблицы.– Послушайте слово и подумайте, какая безударная гласная пишется в слове. Обозначьте ее точкой на пересечении номера слова и буквы.
Мясной, возить, сова, леса, река, пенек, тигрица, грачи, кора.
– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура?
о а и е я
м … сной1 .
в…зить2 .
с…ва3 .
л…са4 .
р…ка 5 .
п…нек6 .
т…грица7 .
гр…чи8 .
к…ра9 .
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
V. Итог урока.
Проверка по структуре Тэйк Оф-Тач Даун (встать-сесть)
- Встаньте у кого всё правильно.
- встаньте у кого одна ошибка.
Итак, со всеми задачами на уроке справились.
– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Над какой орфограммой работали на уроке?
– Покажите её в виде схемы. 4 4
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что? VΙ. Домашнее задание.
1. Задание № 5, тема 15 в Рабочей тетради.
2. Упр. 226. Выучить правило после упр. 224.
- Деятельность учеников: Ставить ударение, различать ударный и безударный гласные звуки.
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне.
Наблюдать за написанием и произношением слов с безударным гласным звуком в корне