Выступление на педсовете «Формирование УУД в рамках проектной деятельности»
Формирование УУД в рамках проектной деятельности
Выступление для педсовета подготовила
Андреева Е.В., учитель биологии и химии.
МБОУ «Школа № 155 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г.Перми
Сегодня обществу, государству нужна личность, способная в течение всей жизни учиться, решать нестандартные задачи, быть изменчивой (гибкой к среде), но менять мир на фундаменте вечных ценностей. Нужен опыт решения проблем, который будет использован за рамками образовательного процесса в познавательной, трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейной и других сферах жизни.
Т.О.меняется парадигма образования. Основной же задачей образования становится ОБУЧЕНИЕ УМЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНО ДОБЫВАТЬ НУЖНУЮ ИНФОРМАЦИЮ, вычленять проблемы и искать пути их рационального решения, уметь критически анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач.
В соответствии с новыми ФГОС изменяются направления в работе учителя, на первое место выступают
деятельностный подход в обучении
необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять
знание о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую
Все это можно решить посредством совместной учебной проектной деятельности.
Одним из результатов ФГОС является формирование УУД (метапредметных результатов).
Существует несколько подходов к определению универсальных учебных действий:
Способность к саморазвитию, самосовершенствованию путем приобретения социального опыта
Это обобщенные способы действий во всех компонентах учебной деятельности.
В основе технологии развития универсальных учебных действий, так же как и в начальной школе, в основе развития УУД в основной
школе лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося призна тся основой достижения
развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения
как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над
заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению
представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и
одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное
руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием
обучающихся в выборе методов обучения. Вс это прида т особую актуальность задаче развития в основной школе универсальных учебных
действий.
Решение задачи развития универсальных учебных действий в основной
школе происходит не только на занятиях по отдельным учебным предметам,
но и в ходе внеурочной деятельности, а также в рамках
надпредметных программ курсов и дисциплин (факультативов, кружков, элективов).
Среди технологий, методов и при мов развития УУД в основной школе
особое место занимают учебные ситуации и учебные проекты которые специализированы для развития определ нных УУД. Они могут быть построены на предметном содержании и носить надпредметный характер.
Виды УУД и их содержательный аспект
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание)
Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические)
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка)
Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией).
Какие метапредметные результаты (УУД) формируюся при учебном проектировании?
Регулятивные универсальные учебные действия
определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.
использовать в работе литературу, инструменты, приборы
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций
оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);
анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого,
оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).
Познавательные универсальные учебные действия
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);
анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;
применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, составлять план простого эксперимента;
исследовать собственные нестандартные способы решения;
преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.
К коммуникативным действиям
планировать учебное сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
задавать вопросы инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
управлять поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий;
выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций, понимать точку зрения другого;
участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.
К личностным
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
мотивировать свои действия;
выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность,
помощь и др.
выражать положительное отношение к процессу познания:
проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Качества и умения 21 века, разработанные организацией «Партнерство по Качествам и умениям 21 века»
1. Умения, необходимые для обучения и инноваций
Творческий подход и новаторство
Проявление оригинальности и изобретательности в работе
Развитие, применение и доведение новых идей до других
Открытость и готовность к новым и разноплановым перспективам
Реализация творческих идей для внесения ощутимого и значимого и вклада в область, в которой осуществляются инновации.
2.Критическое мышление и способность решать проблемы
Использование здравого смысла во взаимопонимании
Умение принимать решения в сложных ситуациях
Понимание взаимосвязей в системах
Определение и постановка значимых вопросов, проясняющих различные точки зрения и приводящих к наилучшим решениям.
Структурирование, анализ и обобщение информации для решения задачи получения ответов на вопросы
3.Коммуникабельность и сотрудничество
Четкое и эффективное выражение мыслей и идей в устной и письменной речи
Проявление способности к эффективной работе с разными командами
Проявление гибкости и желания находить компромиссы для достижения общей цели.
Готовность разделить ответственность за совместную работу
4.Умения, касающиеся средств массовой информации и технологии
Информационная грамотность
Рациональное и эффективное получение информации, ее критическое и компетентное оценивание, точное и творческое использование информации для текущих вопросов и задач.
Владение основными понятиями этических и юридических норм в отношении получения и использования информации.
Медиаграмотность
Учебный проект в 6 кл «Дары Старого и Нового света»
Обзор учебной темы
В ходе данного проекта ученики, распределенные в команды, вначале исследуют и анализируют материал о происхождении растений, а затем в творческой форме представляют свои данные учащимся класса ( выпускают плакат о растении, его родине, о чем говорит название растения, как растение попало в нашу страну)
В итоге проекта ученики демонстрируют знания о происхождении растений и отвечают на основополагающий вопрос «Зачем нужно знать Родину растения?».
Образовательная: ознакомить учащихся с происхождением, историей культивирования и использованием некоторых культурных растений (картофель, капуста, томат), расширить знания учащихся о представителях покрытосеменных растений, раскрыть значение даров Старого и Нового Света для человечества.
Развивающая: продолжить развитие познавательного интереса школьников, умения учащихся работать с дополнительной литературой, текстом.
Воспитательная: продолжить воспитание чувства коллективизма, ответственности каждого ученика за результат совместной деятельности.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох! ..
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле:
Картошка?
Капуста?
Морковка?
Горох?
Петрушка иль свёкла?
Ох!..
Хозяйка тем временем ножик взяла.
И ножиком этим крошить начала:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу.
Ох!..
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка,
Капуста,
Морковка,
Горох,
Петрушка и свёкла.
Ох!..
И суп овощной оказался неплох!
Учитель: А как давно хозяйки стали готовить блюда из овощей? Питались ли наши предки свеклой и картофелем? А вы знаете, откуда родом картофель?
Зачем нужно знать Родину растения?
-разделение на группы, работа по поиску информации об 1 растении, защита работы- выпуск газеты о названии растения, его родине, условиях произрастания, « путешествии» растения в нашу страну.
Этапы
Требования
Универсальные
учебные действия
Сообщение целей и задач проекта
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)
Регулятивные целеполагания, коммуникативные
Планирование
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
(учитель помогает, советует)
Регулятивные планирования
Практическая деятельность учащихся
Защита работы
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
(учитель консультирует)
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде
Осуществление контроля
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
(учитель консультирует)
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные
Осуществление коррекции
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
(учитель консультирует, советует, помогает)
Коммуникативные, регулятивные коррекции
Оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
(учитель консультирует)
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные
Итог урока
Проводится рефлексия
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные
Домашнее задание
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Познавательные, регулятивные, коммуникативные
Используемые ресурсы
1.Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М. А. Ступницкая. – М. : первое сентября, 2010. – 44 с.
2.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. http://standart.edu.ru/
Рисунок 3Рисунок 21Рисунок 1215