Методические рекомендации на тему Использование инновационных технологий на уроках физкультуры
Учитель физической культуры общеобразовательной школы №1
отдела образования администрации города КировскоеРацеева Наталья Васильевна2015 годМетодическая разработка на тему:
«Использование инновационных технологий на уроках физкультуры
для повышения заинтересованности учащихся в занятиях
физической культурой и спортом»
«Человек – высшее творение природы.
Но для того, чтобы наслаждаться её сокровищами,
он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию:
быть здоровым».
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду. Способствуют этому и основные задачи школы по физическому воспитанию:
охрана и укрепление здоровья детей;
формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха;
тренировки и укрепления здоровья;
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Работа по физическому воспитанию в школе отличается большим многообразием форм, которые требуют от учащихся проявления организованности, самодеятельности, инициативы, самостоятельности, что способствует воспитанию организационных навыков, активности, находчивости. Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников.
Проблема, над которой я работаю уже пятый год, на мой взгляд, одна из самых важных в формировании физически здорового поколения:
«Использование инновационных технологий на уроках физкультуры для повышения заинтересованности учащихся в занятиях физической культурой и спортом». Само физическое воспитание и создание положительного эмоционального настроя учащихся в процессе двигательной активности это 99% успеха в освоении предлагаемых заданий и 100% успеха в решении задачи по формированию желания выполнять физические упражнения ежедневно.
Девиз моей работы: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».
Главная задача физической культуры - укрепление и сохранение здоровья школьников, поэтому очень важный момент в укреплении здоровья - обязательная ежедневная утренняя гимнастика, которую я постоянно пропагандирую. Оказываю необходимую помощь учащимся в её организации, подборе упражнений для индивидуальных заданий, в определении правильной нагрузки. Мною составлен примерный режим дня для учащихся 1-6 классов, так как правильная организация рабочего дня способствует укреплению здоровья ребенка.
Как же повысить эффективность развития физических качеств учащихся в процессе учебных занятий? Прежде всего через реализацию инновационных технологий, направленных на развитие у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, развитие таких физических качеств как сила, ловкость, выносливость, гибкость, быстрота.
Для этого использую здоровье сберегающие технологии. В физическом воспитании это совокупность приёмов, методов, методик, средств обучения и подходов к образовательному процессу.
В нем выполняются как минимум 4 требования:
Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе, помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом.
Не допускать чрезмерной изнуряющей физической, эмоциональной нагрузки при усвоении учебного материала.
Обеспечение такого подхода к образовательному процессу, который гарантировал бы поддержание только благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Для выполнения этих требования применяю следующие группы средств:
Средства двигательной направленности.
Оздоровительные силы природы.
Гигиенические факторы.
Комплексное применение этих средств позволяет решить задачи
педагогики оздоровления.
К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия:
движение;
физические упражнения;
физкультминутки и подвижные перемены;
эмоциональные разрядки и минутки «покоя»;
гимнастика;
лечебная физкультура, подвижные игры;
специально организованная двигательная активность ребенка;
массаж, самомассаж;
тренинги и др.
На своих уроках с целью повышения эмоциональности и дальнейшей мотивации к занятиям физической культурой использую игровые технологии. Игровая деятельность занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия, развивает стереотипы поведения в человеческих общностях.
Игровая деятельность на уроках в школе дает возможность повысить у обучающихся интерес к учебным занятиям, позволяет усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогает детям в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях. Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала учащихся и к более глубокому, осмысленному и быстрому усвоению материала. Самоценность игры заключается в том, что она осуществляется не под давлением жизненной необходимости.
Игра – это проявление желания действовать. Игровые формы работы в учебном процессе могут нести ряд функций:
обучающая;
воспитательная;
развивающая;
психотехническая;
коммуникативная;
развлекательная;
релаксационная.
Нынешние темпы современной жизни требуют более активно использовать игровые технологии для воспитания подрастающего поколения. Сейчас очевидно, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, общего комфортного состояния. Подвижные игры, направленные на закрепление и совершенствование навыков бега, прыжков и метаний, на развитие скоростных, и силовых способностей, навыков ориентирования в пространстве и т.п. использую в процессе работы над разделом «Легкая атлетика». А вот игры и эстафеты на овладение тактико-техническими навыками изучаемых спортивных игр применяю в разделе «Спортивные игры». В процессе освоения раздела «Гимнастика» провожу подвижные игры с элементами ориентирования в пространстве.
Учащиеся 5-7 классов с удовольствием играют в подвижные игры, которые провожу в конце урока для закрепления приобретенных в процессе урока навыков.
Игра «Отруби хвост»
Играют от 10 до 20 человек и более. Для игры нужен волейбольный мяч. Участники игры делятся на две равные команды. По жребию одна команда – «хвост», другая – водящая. Водящая команда образует большой круг, ее задача – передавая друг другу мяч, как можно больше выбить игроков «хвоста» за определенный промежуток времени. «Хвост» – в центре круга, стоят друг за другом, руки на поясе друг у друга. Капитан впереди отбивает летящий мяч руками и ногами, а вся колонна отклоняется в сторону за капитаном. Если кого-либо из игроков выбили мячом, он выходит из игры. Побеждает команда, затратившая меньше времени на выбивание.
Игра «Я знаю»
Играют по двое и больше детей. Первый по жребию начинает ладонью ударять по мячу и с каждым ударом говорить: «Я знаю пять имен девочек: Аня – раз, Маша – два, Лариса – три», и т.д. Но если с ударом мяча не сказал имя, то передает мяч следующему игроку. (Можно говорить 5 имен мальчиков, 5 марок машин, названий цветов и т.д.).
Большим подспорьем учителю в повышении заинтересованности учащихся в занятиях физической культурой и спортом являются нестандартные уроки с применением игровых технологий.
В 5-6 классах использую игру «Путешествие в джунгли». Учащиеся разбиваются на 4 группы, каждая из которых выполняет свое задание. Детям нравится, когда упражнения носят кодовое название:
- «Лазание по лианам» - лазание по канату;
- «Прыжок пантеры» - тройной прыжок с места;
- «Охота на зверя» - метание мяча в цель;
- «Доставка убитого зверя» - перетягивание каната.
Уровень физической подготовки у детей разный, поэтому невозможно ставить перед ними одинаковые задачи. В связи с этим при выполнении отдельных упражнений (чаще всего во время круговой тренировки) важно разделить учащихся на группы таким образом, чтобы в одной группе оказались дети приблизительно одинаковой физической подготовленности. Например, во время «челночного бега» сильный бежит с сильным, а менее подготовленный с равным себе. А в финальном забеге состязаются победители всех групп на равных, что стимулирует детей и они не чувствуют никакой дискриминации.
XXI век - век высоких компьютерных технологий. Это значит, что использование ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) в школе - процесс объективный и вполне закономерный. Использование
ИКТ на уроках физической культуры, как это ни странно звучит, - это полезная и интересная форма работы и для ученика, и для учителя. Уроки физической культуры включают большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов. И тут без ИКТ не обойтись. Современный педагог готов «добывать» необходимую информацию, систематизировать и наглядно достойно представлять её. Учащиеся лучше воспринимают эту информацию: «Лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать!». Показать видеофрагмент, фотографию, схему иной раз бывает полезнее корявого показа двигательного действия! Учащиеся уже подготовлены к созданию презентаций и по заданию учителя делают их быстро. Интерес (нашего времени), считаю, состоит в том, чтобы от умения создавать нами и учащимися презентации перейти к «осмысленному и глубокому» проектному методу, что предполагает затрату времени, творческую направленность, последовательность действий по перспективному плану, организационную работу в группах.
Когда используются компьютерные технологии в образовательном процессе, урок проходит более интересным, наглядным и динамичным. Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биографии спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам непосредственно. Поэтому необходимо использовать различные виды наглядности. Сам факт проведения урока физической культуры в кабинете, оснащенном компьютерной техникой, интригует детей, у них появляется внешняя мотивация. Из внешней мотивации «вырастает» интерес к предмету.
В чём же ещё заключается эффективность применения компьютера на уроке? В основной школе закладываются основы техники двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, низкий старт в лёгкой атлетике и т.д.), которые востребованы на всём протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе – овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать правильное представление обучающихся о технике двигательных действий по всем программам, учитель физической культуры должен быть очень хорошо подготовлен профессионально. ИКТ в определенные моменты может заменить учителя, который в силу объективных причин не может показать учащимся те или иные двигательные упражнения и действия. Записанные на видео уроки помогут учащимся увидеть свои движения, ошибки, недочёты.
С внедрением ИКТ изменяется содержание деятельности преподавателя, который становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой – требует высокого уровня технологической и методической подготовленности.
Объективно оценить теоретические знания учащихся позволяет использование тестирующих компьютерных программ на уроках физической культуры, при подготовке к олимпиаде по предмету «физическая культура».
Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные виды деятельности на уроке, эффективнее организовать контроль и учёт знаний учащихся. За использованием информационных технологий будущее. Рано или поздно использование компьютера в учебной деятельности станет массовым, обыденным явлением.
Физическое воспитание учащихся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни, к общественно полезному труду.
Осуществляемое в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, физическое воспитание содействует всестороннему развитию школьников. Поэтому уроки физической культуры проходят в тесной связи с остальными предметами через разнообразные приемы, формы, игры. Так, проводя на уроках с учениками младших классов эстафеты, включаю элементы уроков математики и английского языка: расчет по порядку номеров проводится на английском языке, в ходе эстафеты дети решают математические примеры. Так прослеживаются межпредметные связи в учебном процессе.
Ни для кого не секрет, что уроки физкультуры для старшеклассников не являются такими значимыми и любимыми, как для учеников начальных и средних классов: возрастает нагрузка по основным предметам плюс подготовительные курсы в вузе, занятия с репетиторами и т.д. Что же делать преподавателю физической культуры, который хочет, чтобы его ученики не просто осваивали программу, а приходили в спортивный зал увлеченно и заинтересованно? Чем увлечь, как заинтересовать? По сути дела, уроки физкультуры в старших классах – это обобщение всех тех умений и навыков, которые ученики развивали на уроках в средней и младшей школе. Для преподавателя работа в старшей школе радостна и одновременно ответственна: ребята выходят на финишную прямую, уже манят к себе стены выбранного вуза, и кто-то из них может сказать: «Да ну ее, физкультуру, лучше я физикой больше позанимаюсь». И мне, как учителю физкультуры, очень бы хотелось, чтобы девушки в старшей школе чувствовали и понимали состояние своих физических возможностей, ощущали необходимость физического самосовершенствования, в том числе и потому, что рядом с ними есть те, кто стремится им подражать. Это ученицы средних классов.
Поэтому работая со старшеклассницами, я стараюсь больше внимания уделять их потребностям и особенностям. Например, девочкам, которые собираются поступать в вузы, готовящие специалистов для работы в силовых структурах, предлагаю на уроках выполнять больше силовых упражнений, упражнений на выносливость: сгибание и разгибание рук в упоре лежа от пола, подтягивание из виса, повторный бег на короткие дистанции (30-60 м). И наоборот, тем, кто больше внимания уделяет своей фигуре, делаю акцент на прыжки через скакалку, упражнения для укрепления мышц брюшного пресса, активные и пассивные наклоны.
Формирование потребности в занятиях физкультурой и спортом происходит не только на уроках, но и во внеурочное время. Ежегодно принимаю активное участие в составлении годового плана спортивно-массовой работы школы.
Традиционными в школе стали «Малые Олимпийские игры» для учащихся 5-11 классов, которые проводятся в сентябре ко Всемирному дню физкультурника. Руковожу и сборной командой школы по туризму.
Школьная туристическая команда «Одуванчики» неоднократно занимала в городских соревнованиях по туризму 1 место.
На протяжении последних пяти лет команда 4-ых классов нашей школы занимала 1 место в городских соревнованиях «Веселые старты» и не раз была приглашена в Донецк для участия в областных соревнованиях. Уже более 4-х лет совместно с практическим психологом школы провожу «танцевальные» перемены (ІІІ перемена – 20 мин.) для учащихся 1-ых классов. Танцевальные движения под детскую и современную музыку дают возможность детям не только интересно и активно проводить перемену, учить танцевальные движения, но и «выплеснуть» накопившуюся за три урока энергию, подвигаться, и попрыгать.
Улучшать уровень методической подготовки, свое профессиональное мастерство – задачи, стоящие перед каждым учителем. Работая над проблемой «Использование инновационных технологий на уроках физкультуры для повышения заинтересованности учащихся в занятиях физической культурой и спортом», стараюсь обогатить свои знания, знакомлюсь с опытом работы лучших учителей, принимаю участие в методической работе школы и города. Провожу мастер-класс по теме «Волейбол» для учителей физической культуры города. Провожу открытые уроки.
С сообщениями по проблеме, над которой работаю, выступаю на заседаниях педагогического совета школы, на городским семинарах учителей физкультуры.
В заключении хочу отметить, что использование инновационных технологий в физическом воспитании - это, в первую очередь, творческий подход к педагогическому процессу с целью повысить интерес к занятиям физической культуры и спортом – это главная цель, к которой мы стремимся в связи с задачей повышения уровня процесса обучения физической культуре для сохранения здоровья.