Что бы не было беды. Занятие по безопасности жизнедеятельности
Занятие «Что бы не было беды»
Цели: познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать "опасными», формирование и развитие у учащихся устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям
Задачи:
развивать умение учащихся находить решение в сложных ситуациях
Закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных на занятиях.
развивать способы умственных действий, кругозор детей;
воспитывать бережное отношение к своей жизни, находчивость, собранность
Сплочение коллектива школы.
Дата:
Участники: ученики 5,6 классов
Ответственные за проведение: Аблаева С.С.
Оборудование и материалы: проектор, ПК, компьютерная презентация, карточки с ситуациями, разрезанные карточки с правила безопасного поведения
Ход занятия:
Организационный этап (участники рассаживаются, разбиваются на 3 группы)
Мотивация деятельности учащихся. Учитель: Сегодня мы проверим классный час по гражданской защите и зачитывает стихи:
Чтобы вдруг не настигла стихия,Не накрыла внезапно беда,Мы должны принять меры такие,Чтоб отпор был готов ей всегда!
Для победы решенья ищите,Пред стихией нельзя отступать,Солидарность с гражданской защитойВам поможет с бедой совладать.
Учитель: Как вы думаете, ребята, о чём мы сегодня будем говорить (Что бы не было беды…) Учитель показывает 1 слайд с названием занятия.
А как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия (учащиеся говорят о том, что мы должны найти выходы из различных ситуаций) Учитель показывает слайд с целью занятия.
Учитель: Следующим этапом нашей деятельности, будет определить какие же опасности подстерегают ребёнка в его жизни в обществе. Я буду показывать вам картинки, а вы определите эти опасности
(слайд 2 – Опасности на улице); Учащиеся определяют
(слайд 3 – Опасности дома); Учащиеся определяют
(слайд 4 – В общественном месте); Учащиеся определяют
(слайд 5 – Опасности на природе (природные катаклизмы); Учащиеся определяютИтог: (слайд 6 – Схема опасности для ребёнка)
Первичное применение ранее полученных знаний. Учащиеся разгадывают кроссворд «Причины опасностей» (слайд 6 – по мере того, как ученики отгадывают на доске в клетках кроссворда появляются ответы)
Причины опасностей
Вопросы
По горизонтали
3. Лечебное средство, которое при неправильном использовании является причиной отравления.
4. Что "бежит" по проводам?
6. Живое существо, которое может укусить.
По вертикали
1. То, что на проезжей части таит в себе опасность для пешехода.
2. Причина потопа.
5. Причина пожара.
Ответы
По горизонтали: 3. Лекарство. 4. Электричество. 6. Животное.
По вертикали: 1. Транспорт. 2. Вода. 5. Огонь.
Применение учащимися знаний в стандартных условиях. Работа в группах
Учитель: На данном этапе нашего занятия, ребята, мы попробуем с вами разобрать несколько ситуаций, и вы попробуете найти выход из этих непростых ситуаций, опираясь на свой уже опыт. Вы все поделены на три группы, и для каждой группы будет время на обдумывание вашего поведения.
Ситуация 1.
В холодную погоду родители разожгли в доме камин. Когда огонь прогорел, родители занялись работой во дворе. Дети достали горячие угольки, сложили их в коробочку из-под конфет, поставили на подоконник и, подражая взрослым, стали на них дуть. Появился огонь, дети обрадовались и стали дуть сильнее. Незаметно загорелась коробка, затем штора и подоконник. Тут дети испугались, спрятались под стол и оттуда наблюдали за пламенем. Комната стала наполняться дымом. Ваши действия
Ситуация 2
Вы пришли с родителями в крупный магазин. Вдруг раздался взрыв, люди побежали, началась паника. В суматохе кто-то вас толкнул, вы выронили сумку и потеряли из виду родителей. Ваши дальнейшие действия?
Ситуация 3
И так, представь себе такую ситуацию. В школе закончились уроки, и ты один вышел на улицу, на которой есть аптека, школа, магазин, автобусная остановка. Ты идёшь домой, и вдруг... к тебе подходит незнакомая женщина.
Женщина. Здравствуй... (называет ребенка по имени). Я подруга твоей мамы, она попросила проводить тебя домой, и взять у вас дома её документы.
Что ты будешь делать?
Ситуация 4.
Вы идёте по улице и видите, что у вас на пути собака. Она что-то очень быстро и жадно ест. Когда вы уже поравнялись с ней, то она начала яростно рычать на вас и скалить зубы. Что вы предпримите?
Ситуация 5
Вы заплыли в море далеко, даже несмотря на то, что ваша мама вам не разрешала. Вы очень устали. Вдруг вы увидели, что невдалеке от вас проплывает лодка с людьми на борту. Что вы сделаете?
Ситуация 6
Вы решили покататься на качелях. Ваш друг, чья очередь была сейчас кататься, раскачал качели очень высоко. Они ужасно скрипели, и вам стало страшно. Что вы сделаете?
Беседа учителя.- Среди многих умений, которые нужны в жизни каждому человеку, есть одно очень важное - умение правильно действовать в случае любой опасности. Чем больше ты знаешь о разных видах опасности, тем увереннее ты будешь себя чувствовать. А это очень важно. Если человек уверен в себе, в своих знаниях, он обязательно сумеет справиться с опасностью, даже незнакомой.
- Опасное происшествие в разговорной речи взрослые часто называют «экстремальной ситуацией». Это ситуация, которая, как правило, угрожает здоровью и жизни. Это могут быть — пожар в квартире, столкновение со злой собакой или встреча со злоумышленником. В любом случае в такой ситуации потребуется умение преодолеть страх и растерянность, подавить внутреннюю панику. Чтобы всё это тебя не застало врасплох, надо ещё раз вспомнить о главных правилах безопасного поведения:
- Конечно, опасности бывают разные. И не всё, к сожалению, можно предвидеть. Например, учёные до сих пор не могут точно предсказывать, где и когда произойдёт землетрясение. И самые хитроумные приборы не могут заранее сказать, сколько будет разрушительных баллов: они регистрируют только то, что уже произошло.
- Наводнение и шторм предвидеть легче. Но избежать их, как и другие стихийные бедствия, невозможно.
- Стечение людских ошибок может привести к авиакатастрофе, кораблекрушению, аварии на большом заводе или крупной электростанции. Когда опасность угрожает сразу многим людям, тогда ситуацию, по официальной терминологии, называют чрезвычайной. И справиться с ней своими силами нельзя. Здесь приходят на помощь специально подготовленные люди — спасатели. Они умеют вытаскивать раненых из завалов землетрясений и обвалов шахт, знают, как справиться с отравляющим дымом во время пожара на химическом заводе, могут подняться на вершину неприступной горы, где разбился самолёт.
- В нашем правительстве есть специальное министерство, которое так и называется — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Именно оно руководит отрядами спасателей, готовит их, снабжает всем необходимым и посылает туда, где случилась беда (слайд 7 – МЧС России, эмблема, фото)
- Опасные ситуации складываются для каждого индивидуально, и ты не можешь предвидеть, в каком конкретном виде она когда-нибудь встретится. В опасную минуту тебе самому придется принимать решение, основанное на знаниях, полученных в школе.
Учитель: А сейчас мы вместе с вами выработаем правила безопасного поведения. Каждой команде я даю разрезанное на отдельные слова или правило. Вы его соединяете в правильном порядке (слайд 8 – по мере того как дети соединяют воедино правила, они появляются на доске)
1.БЫТЬ БЛИТЕЛЬНЫМ И ПРЕДВИДЕТЬ НАДВИГАЮЩЮЮСЯ ОПАСНОСТЬ.
2.ПО ВОЗМОЖНОСТИ, ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ ВСЕМИ ВОЗМОЖНЫМИ СПОСОБАМИ.
3.ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ — ДЕЙСТВОВАТЬ, КАКОЙ БЫ БЕЗНАДЕЖНОЙ СИТУАЦИЯ НИ КАЗАЛАСЬ
Творческий перенос знаний и навыков в новые условия
Учащиеся должны разгадать слова лозунга. Для этого из каждого слова взять тот слог, который указан в коде, а затем все полученные слоги сложить, получаются слова, из которых и составляется заданное выражение (слайд 9).
3-1 (творог, ящик)
2-2-3-5 с конца (берег, зола, пастух, крайность) -
в твоих
1-3 с конца (руины, закладках)
Выражение «Твоя безопасность – в твоих руках!»
Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Ребята, и мне всё равно кажется, что для ребёнка самая безопасная атмосфера – это его дом. Дом, где вас любят, где вас всегда ждут ваши родители, место, где вы можете заняться любимым делом, и где вас не обидят. Есть такая поговорка в народе «Мой дом – моя крепость». На доске вы видите изображение дома. И для того, чтобы он стал счастливым и красивым, нужно посадить яркие цветы вокруг него. Перед вами лежат цветочки из бумаги. И те, кому сегодня понравился наш урок, те ребята, которые сегодня для себя узнали что-то новое, посадите, пожалуйста, цветы на клумбу возле дома. Ну а те, кому не понравился сегодняшний урок, налепите кляксы на забор.