Статья «Нужно ли нашим детям рисование?»
Статья «Нужно ли нашим детям рисование?»
Художником имеет право называться только тот,
кто сберег в себе вечное детство.
Александр Блок
История человечества неразрывно связана с передачей приобретений культуры от одного поколения людей к другому. Формы этой передачи многообразны: от раннего включения детей в реальную жизнедеятельность традиционных сообществ до нынешней многолетней подготовки в специально организованных учреждениях, но цель остается неизменной – передача и воспроизведение основ культуры. Но культура не просто передается по наследству: она меняется, обновляется, прорастает прежде не проявленными смыслами, образами и ценностями, идеями и открытиями – она постоянно творится новыми поколениями живущих, потому и живет сама. И чтобы жизнь ее продолжалась, недостаточно, чтобы растущий человек только осваивал и воспроизводил какие-то знания, факты, нормы и способы деятельности, то есть сохранял, наследовал культурные приобретения человечества. Надо, чтобы он вносил в мир что-либо, большое или малое, из самого себя, по внутреннему побуждению, а значит, свободно, по выражению М.М. Бахтина, приобщал те или иные стороны человеческой культуры, которая окружает его в человеческом мире, « к своей единственной жизни» и вырастал не только наследником культуры, но и ее творцом.
В нашем школьном образовании именно предметы художественного цикла позволяют ребенку воплотить в жизнь творческие идеи и стремления, получить результат, который достойно могут оценить взрослые, самореализоваться в окружающем мире, в который он только начинает входить.
В рейтинге школьных предметов на первых, не секрет, местах стоят такие дисциплины: иностранный язык, русский язык , математика, история. Зачем же художественное творчество всем детям, когда работать в области искусства заведомо будут очень немногие?
Вопрос важнее и сложнее, чем может показаться на первый взгляд, и его надо обсудить подробнее. Он касается не только психологического благополучия конкретного ребенка, хотя и это само по себе бесконечно важно, но и всей образовательной политике государства, духовного состояния и перспектив нашего общества.
Без преувеличения можно сказать, что занятия искусством сохраняют и восстанавливают целостность растущего человека. Всем известно, что современное общее образование односторонне рационализированно и направлено практически только на развитие интеллекта и памяти. При этом остается заведомо недоразвитой сенсорная сфера ребенка, а в условиях компьютеризации этот дефицит полноценного чувственного опыта становится поистине угрожающим.
Сколько раз в школе я слышала сетования детей, что урок рисования или художественного труда был заменен уроком русского языка или классным часом. И это не только в школе, одна девчушка на занятиях кружка ИЗО жаловалась, что мама не разрешает ей дома рисовать красками, потому что она может все испачкать, и только на кружке она может получить удовольствие от работы этими художественными материалами.
С другой стороны, я наблюдала как проходят занятия в одной небольшой воскресной школе Санкт-Петербурга, созданной при еще строящемся храме. Группа ребят, около десяти человек, разного возраста, сидя за круглым столом, слушали рассказ батюшки, занятие проходило в атмосфере умиротворения, доброжелательности, терпимости, разговоры ребят между собой учитель деликатно останавливал, а вот тихонечко рисовать карандашами в тетради не запрещал, что и делали большинство ребят 6-9 лет, при этом они внимательно слушали, отрывались от свого рисунка для того, чтобы рассмотреть показываемые во время повествования иллюстрации, отвечали на вопросы, чувствовали себя очень комфортно.
Должно быть не случайно в нашем языке одним и тем же словом «чувство» называют и внешние чувства, и чувства душевные. Сходна и их судьба в современном образовании: запущенной и крайне примитивной остается не только сенсорная, но и эмоционально-нравственная сфера ребенка. Не пробуждается, не получает поддержки способность отзываться душой на различные явления жизни.
Воспитание чувства прекрасного, умения видеть красоту окружающего мира, опыт индивидуальной творческой деятельности, ощущение живой связи с ушедшими и грядущими поколениями привносят в жизнь ребенка предметы гуманитарно-художественного цикла. Этого не могут заменить ни информационные технологии, ни знания языков, ни крепкое здоровье- ничто из того, что является сегодняшними приоритетами образования. Задумаемся: никогда, ни в каких условиях жизни, даже в самых невыносимых, человечество не обходилось без того, что мы называем сейчас искусством, художественным творчеством. Искусство- неотъемлемая часть человеческого способа существования в мире. А приобщение детей к искусству – одно из условий сохранения человеческого способа существования. И если общество этого не понимает и не принимает, то его будущее как человеческого общества находится под серьезной угрозой.
Хочется с другой стороны обратить внимание на такую ситуацию, имеющую место в школьном образовании. Занятия изобразительным искусством в некоторых школах ведут учителя начальной школы, то педагог, озабоченный задачей отработки вычислительные навыком по математике или грамотного письма, часто на обращает внимание на важность и значимость для детей таких дисциплин как изобразительное искусство или художественный труд. В таких случаях работы детей (рисунки, поделки) производят удручающее впечатление. А дети, умудряющиеся сохранить вопреки этой практике интерес к искусству, находят отдушину во внешкольных занятиях или ищут специальные учебные заведения.
Все это, казалось бы, служит наглядным подтверждением тезиса «талант художника дан немногим», а талант «талант всегда пробьется!» Но почему тогда у опытных педагогов изобразительного искусства, работающих с первого класса с детьми в общеобразовательных школах, работающих по программам В.С. Кузина, Б.М.Неменского общий уровень работ намного выше и яркие индивидуальности юных авторов не так уж редки.
Факт очевиден: в благоприятных условиях преподавания практически все дети оказываются способными создавать выразительные художественные произведения.
Интересные данные были получены и в научном исследовании, проведенном в Лаборатории психологических проблем художественного развития Психологического института РАО. Изучались различные проявления художественной одаренности у младших школьников, у подростков и у взрослых людей, работающих в разных видах искусства. Наиболее ярко все изучавшиеся способности проявлялись, разумеется, у взрослых художников. А вторыми оказались младшие школьники, почти всегда заметно опережавшие и детей постарше, и взрослых, профессионально не связанных с искусством, которые прочно занимали последнее место среди всех участников.
Получается, что примерно с 5 до 9 лет потенциальная художественная одаренность свойственна очень многим детям, а затем она идет на убыль, оставаясь в конце концов прерогативой узкого круга специалистов. Значит, каждый ребенок способен создавать выразительные художественные образы, получать прекрасный опыт творческой индивидуальной деятельности, удовлетворение от своего труда и результата своей работы; и это не исключение, это норма гармоничного развития. А самые благоприятные возможности предоставляет младший школьный возраст. Хотя, разумеется, и для подростка путь в искусство не закрыт.
Творческий потенциал ребенка ищет выхода, осуществления. Образовательная ситуация, в которой не предусмотрены возможности здоровой творческой самореализации в положительной, созидательной, желанной для старших форме, препятствует нормальному развитию ребенка, запирает ищущую выхода творческую силу и может стать разрушительной по своим психологическим и социальным последствиям. Это подтверждает важность художественных дисциплин в системе обязательного школьного и дополнительного художественного образования.
Если мы сохраним в ребенке художника- мы сохраним будущего человека.
Материалы статьи подготовлены на основе результатов работы круглого стола «Проблемы модернизации художественного образования», проходившего в РГПУ им. А.И.Герцена 02.11.2010;
Библиография:
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979.
Искусство и дети. – М: Искусство, 1969.
Левин В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – М.: Знание, 1988.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Художник в каждом ребенке / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская. – М: Просвещение,2008
Неменский Б.М. Педагогика искусства / Б.М.Неменский. – М.:Просвещение, 2006.