Рабочая программа по окружающему миру, 1 класс, УМК Гармония
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа по окружающему миру для 1 В класса МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку и написана на основании следующих нормативных документов:
Закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт;
примерные программы, созданные на основе федерального государственного образовательного стандарта;
Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования МБОУ педагогический лицей;
учебный план МБОУ педагогический лицей;
Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;
требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
нормативные документы Министерства образования РФ и Министерства образования Ульяновской области, регулирующие учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях;
О.Т. Поглазова. Окружающий мир: программа 1-4 классы.
Целью изучения данной программы являются:
- формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
- воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
В рабочей программе нет отличий от авторской программы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
Согласно Федерального базисного учебного плана на изучение окружающего мира в 1 классе отводится не менее 66 часов, из расчета 2 ч в неделю. Авторской программой предусмотрено для изучения окружающего мира в 1 классе 66 часов, из расчета 2 часа в неделю. Учебным планом МБОУ педагогический лицей предусмотрено для изучения окружающего мира в 1 классе В 66 часов (2 часа в неделю). Рабочая программа составлена в соответствии с примерным тематическим планированием, предложенным авторами программы, и рассчитана на 66 часов (2 часа в неделю). Расположение тем полностью соответствует программе и соответствует их распределению в учебнике О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина «Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях» - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Календарно-тематическое планирование составлено на 66 учебных часов, включает 10 часов для проведения практических работ, 2 часа для проведения контрольных работ и 8 часов для проведения экскурсий.
Рабочая программа строится на следующих принципах:
личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности;
культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип;
деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Подбираются такие методы, организационные формы и технологии обучения, которые бы обеспечили владение учащимися не только знаниями, но и предметными и общеучебными умениями и способами деятельности. Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и проблемно-поисковый.
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
- система знаний;
- умения и навыки (предметные и общие учебные);
- способы деятельности (познавательная, информационно-коммуникативная и рефлексивные);
-включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
- взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
- содержание и форма представленных реферативных, творческих, исследовательских и других видов работ;
- публичная защита творческих работ, исследований и проектов.
Промежуточный контроль проводится в форме тестов, самостоятельных работ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения курса «Окружающий мир» по данной программе у учеников будут сформированы предметные знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты освоения предмета «Окружающий мир»
У ученика начнут формироваться:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
бережное отношение к природе, культуре родного края.
У ученика могут быть сформированы:
желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, умение сотрудничать;
стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание важности сохранять своё здоровье.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
принимать (с помощью учителя, сорегуляция) учебно-познавательную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками, сорегуляция) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, задачами;
действовать согласно плану, составленному учителем;
оценивать (с помощью учителя, сорегуляция) результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение (с помощью учителя, сорегуляция);
попробует проявлять инициативу (с помощью учителя, или на интуитивном уровне) в постановке задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
осуществлять поиск учебной информации из рассказа учителя, из материалов учебника, в рабочей тетради (из рисунков, фотографий, учебного текста, литературного произведения и др.), собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов;
пользоваться простыми условными обозначениями.
Ученик получит возможность научиться:
осмысливать познавательные и практические задачи, цель наблюдений;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, понимать информацию, представленную в вербальной и наглядной формах;
классифицировать объекты окружающего мира на основе внешних существенных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик начнёт учиться:
строить речевое высказывание в устной форме;
кратко отвечать на вопросы, задавать вопросы;
адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Ученик получит возможность научиться:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
проявлять терпимость по отношению к высказываниям других.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
1-ГО КЛАССА
Ученик начнёт учиться:
выполнять правила культурного поведения в школе, в общественных местах, в транспорте; правила безопасного перехода улиц, поведения у водоёма, при встрече с опасными животными; правила экологически грамотного поведения в природе;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
определять с помощью наблюдений отличительные признаки предметов окружающего мира (цвет, размер, форма и др.);
сравнивать, находить сходства и различия предметов, объединять их в группы;
различать объекты природы и изделия человека; объекты живой и неживой природы; дикорастущие, культурные, комнатные растения; деревья, кустарники и травянистые растения; хвойные и лиственные деревья; домашних и диких животных, млекопитающих, птиц, рыб, насекомых, земноводных, пресмыкающихся; наиболее распространенные растения и животных своей местности, ядовитые растения, грибы;
называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов, животных;
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных;
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные группы растений, грибов, животных, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (по плану, предложенному учителем и на примере своей местности);
сравнивать растения, грибы, животных, предметы окружающего мира, называя их сходства и различия;
различать внешние части дерева, цветкового растения, тел млекопитающих, птиц, насекомых, рыб;
называть части тела человека;
характеризовать признаки времён года;
объяснять значение используемых условных знаков (в учебнике, в рабочей тетради, дорожных знаков и др.);
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде;
оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу;
участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за растениями и животными, сезонными изменениями в природе.
Ученик получит возможность научиться:
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
выполнять режим дня;
рассказывать о растениях, грибах, животных, объясняя условия их жизни, способы питания, защиты и другие их особенности; по результатам экскурсий о достопримечательностях родного города (села);
объяснять отличия дикорастущих и культурных растений, связи растений и животных, приспособляемость животных к среде обитания, необходимость бережного отношения к редким видам растений и животных, значение Красной книги;
классифицировать растения, грибы, животных по существенным признакам, выявлять их сходства и различия, распределять на группы по выделенным (учителем) основаниям;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
моделировать дерево, цветковое растение, гриб, насекомое и др.;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте;
интерпретировать значение используемых условных знаков для обозначения природных объектов;
осознавать необходимость бережного и сознательного отношения к своему здоровью (одежда, движение, здоровое питание, здоровый сон, соблюдение режима дня и др.);
осознать, что многообразие предметов окружающего мира можно классифицировать, распределять на группы по существенным признакам;
создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения);
понимать, что в окружающем мире огромное разнообразие живых существ, и каждое из них не только красиво, но и полезно природе и человеку; что среди растений, грибов, животных есть опасные для жизни человека; что важно сохранить разнообразие растений, грибов, животных, бережно и заботливо относиться к ним.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ раз-дела, темы
Темы
Общее количество часов
Практическая часть
практическая
работа
экскурсия
контрольная работа
1
Младший школьник
14
2
2
Окружающий мир и его изучение
8
2
1
3
Разнообразие и красота растений
14
4
1
1
4
Разнообразие грибов
3
1
5
Разнообразие и красота животных
17
2
1
6
Творения людей вокруг нас
10
1
3
1
Итого:
66
10
8
2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить и едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественно-научном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии. Например, понятие «симметричный предмет» изучается на уроках математики и окружающего мира - закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе - на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки - композиторы, на уроке изобразительного искусства - художники.
При отборе содержания курса были положены следующие концептуальные идеи: разнообразие и красота объектов окружающего мира, их изменчивость и её закономерности, взаимосвязи и взаимозависимости в природе и обществе. Учебный материал, тематически повторяющийся в разные годы обучения, служит основой для интеграции в него последующих знаний и умений в системе развития, с обогащением новыми сведениями, связями и зависимостями, с изменением уровня сложности. При этом в процессе «открытия» нового знания осуществляется переход от разрозненных фактов к их системе согласно принципам системности (целостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности) и спиральной структуре (каждый следующий виток расширяет и углубляет знания).
Исторический и обществоведческий материал в курсе представлен на макроуровне - государство Россия (его прошлое и настоящее) и микроуровне - семья, родной край (город, село, область).
Согласно культурологическому подходу учащиеся приобщаются к культурному наследию народов нашей страны, воплощённому в искусстве, религиозных верованиях, фольклоре, народных традициях, обычаях. В содержание курса интегрированы сведения об образе жизни наших предков, их материальной культуре (жилищах, одежде, предметах быта и др.), о старинных ремёслах и способах обработки природных материалов. При этом учащиеся знакомятся с нравственными ценностями и заповедями наших предков, которые определяли их отношение к природе, семье, людям.
При отборе компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познании самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему возможность выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания к нестандартной ситуации.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципов обучения перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных.
С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания.
Курс создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в вербальной и наглядной формах); планируют и выполняют небольшие исследовании по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению.
В процессе изучения курса учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы.
Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, cpaвнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочения информации об окружающем мире.
При реализации интегрированного курса «Окружающий мир» используются разнообразные формы организации учебного процесса: дидактические игры, уроки на пришкольном участке, в парке, на улицах города; уроки исследования и экспериментальной проверки каких-либо гипотез. В 1 классе учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах и фронтальной.
Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их и представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Предусмотрено выполнение краеведческих проектов. Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Таким образом, в основе отбора и структурирования учебного содержания, формы его предъявления лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на гармоничное развитие и духовно-нравственное воспитание младшего школьника. Учащиеся усваивают и используют предметные знания и умения, универсальные учебные действия в ходе решения учебно-познавательных, учебно-практических задач, обсуждая проблемы гармоничного взаимодействия человека и природы, человека и общества. Формируется личность, действующая согласно нравственным ценностям, принятым в обществе; любящая свою Родину, уважающая образ жизни, нравы и традиции народов, её населяющих; ценящая опыт предшествующих поколений, желающая беречь культурное и историческое наследие предков; интеллектуально развитая личность, проявляющая интерес к знаниям, способная добывать их и применять в учебных ситуациях и в повседневной жизни, владеющая универсальными коммуникативными, регулятивными, познавательными учебными действиями для успешного продолжения обучения в основной школе.
Курс «Окружающий мир» нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база курса направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников (осознание ценности семьи, дружбы, понимание социальных ролей, важности межличностных отношений), гражданской идентичности и воспитание патриотических чувств к своей Родине (осознание себя как гражданина своего Отечества - Российской Федерации), исторической памяти (уважения к прошлому своих предков, желание сохранять культурное и историческое наследие). Личности, стремящейся вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде; осознающей личную ответственность за здоровье - своё и окружающих, уважительно и заботливо относящейся к людям с нарушениями здоровья.
Формирование универсальных личностных действий осуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него («Твои первые уроки», «Твоя семья», «Твоя Родина», «Твоё здоровье», «Твои друзья» и др.); через погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические (и другие) ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме («Как ты думаешь ... ?», «Согласен ли ты с мнением ... ?», «Оцени, как вели себя дети...», «Оцени поступки...», «Как ты поступаешь в таких случаях?» и т. п.).
Развитие познавательных интересов, положительного отношения к учению, осознания своих способностей и желание их развивать формируется по-разному: через включение в содержание учебников дополнительных материалов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности, - репродуктивного, продуктивного и креативного (задания более сложного уровня помечены специальным значком); через предоставление возможности выбора учеником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий («Можешь ли объяснить...», «Если хочешь, выполни творческую работу...», «Выбери три задания из тестовой работы...», «Придумай задание для одноклассников...» и др.). Развитие эмоционально-образного мышления, эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержание соответствующих тем («Творения людей вокруг тебя», «Красота природная и рукотворная», «Путешествие по залам музеев»» и др.) и систему заданий, которые нацеливают учащихся на наблюдение прекрасного в окружающем их мире.
При изучении курса у младших школьников развиваются следующие познавательные способности: извлекать информацию, представленную в разной форме (вербальной, иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.) и в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков, характерных свойств; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой; проводить несложные наблюдения и опыты, делая выводы по результатам, фиксируя их в устной форме. С целью развития выше-упомянутых способностей учащимся предлагаются задания следующего рода: собрать информацию о предмете изучения (растении, животном), непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему и др.; описать наблюдаемые объекты и явления, выделяя их существенные и несущественные признаки, сравнить, распределить на группы изучаемые объекты (дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные), выявить взаимосвязи между объектами (живой и неживой природы, живых организмов в природном сообществе), приспособляемость живых организмов к среде обитания; обобщить, систематизировать информацию в словесной, табличной, схематической форме; преобразовать информацию, данную в изобразительной, схематической и модельной форме, в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (дорожные знаки и др.); сделать модель (дерева, гриба).
Для развития коммуникативных способностей ученикам предлагаются задания, выполняя которые они получают возможность обогащать опыт общения с одноклассниками, в семье, с другими людьми, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, осваивая различные способы взаимной помощи партнёру по общению. Приглашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («работаем в паре», «вместе со взрослыми», «в группе») и соответствующими словами («обсудите», «предположите», «оцените», «выполните»), которые нацеливают учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом или с группой ребят («разыграйте сценки приветствия, прощания...», «составьте сообщение от имени...», «обсудите, какие события...» и др.).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется,
необходимо наблюдать и познавать его.
Наука, искусство, практика - равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию.
Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, - основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний в мире.
Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
Соответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
Учёт возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
Совместная работа ума, сердца и рук - именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Содержание курса полностью отвечает требованиям государственного стандарта, в нём представлен обязательный базовый уровень содержания обучения по предмету «Окружающий мир».
Материал сгруппирован по темам.
В теме «Младший школьник» (14 часов) учащиеся знакомятся с изменениями, произошедшими в их жизни с приходом в школу. Знакомятся с классом, рабочим местом, со школой и пришкольным участком, а так же с правилами поведения в классе, в школе, на пришкольном участке.
Учащиеся рассуждают о необходимости учебного труда, разнообразии уроков, выясняют, какие предметы являются школьными принадлежностями, выводят обязанности ученика, учатся организовывать рабочее место в школе и дома (порядок, освещение, свежий воздух и др.). Дети учатся получать информацию, рассматривая условные знаки (способ обозначения предметов и явлений окружающего мира, указания способа действия, способ предупреждения и др.). Обсуждают безопасный маршрут от дома до школы, правила безопасного поведения на улице, в транспорте (сигналы светофора, дорожные знаки). Особое внимание уделяется навыкам культурного общения (в семье, в школе, в общественных местах), ценности добрых уважительных отношений с окружающими людьми. Последние уроки из темы посвящены здоровому образу жизни.
При изучении темы предусмотрены экскурсии по школе, на пришкольный участок.
На тему «Окружающий мир и его изучение» отводится 8 часов. Учащиеся учатся наблюдать предметы окружающего мира и характеризовать их признаки и свойства, сравнивать предметы по заданным основаниям (по цвету, форме, размеру и др.). Ученики учатся объединять предметы в группы по выделенным (заданным) признакам; рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя). Дети учатся задавать вопросы и отвечать на них, работать в паре (обсуждать варианты ответов, распределять работу), учатся работать с разрезными карточками из приложения к рабочей тетради; различать тела живой и неживой природы, называяя характерные признаки живых существ.
При изучении темы предусмотрена экскурсия в школьный двор для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала, а так же практические работы:
1) наблюдение разных предметов с целью определения с помощью органов чувств их внешних признаков, свойств;
2) работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека).
14 часов отводится на тему «Разнообразие и красота растений». В течение года дети наблюдают растения в природе во время прогулок и экскурсий, характеризуют условия, необходимые для жизни растений. На уроках учатся описывать внешний вид растений, извлекая информацию в ходе непосредственных наблюдений или работы с иллюстрациями; различать части цветкового растения (на живом растении, на рисунке, на плоскостной модели); сравнивать строение деревьев, кустарников, трав, листьев с целью выявления их отличительных признаков; различать хвойные и лиственные деревья, дикорастущие и культурные растения. Большое внимание уделяется умению группировать растения по заданным основаниям (культурные и дикорастущие; деревья, кустарники, травы; хвойные и лиственные деревья). Учащиеся рассказывают, что изготавливают из разных культурных растений. По желанию наблюдают за развитием растения из семени.
При изучении темы предусмотрены практические работы:
1) рассматривание частей растения на комнатном растении, простых и сложных листьев;
2) моделирование строения дерева (работа в паре);
3) работа с разрезными карточками (распределение растений на группы);
4) уход за комнатными растениями.
На тему «Разнообразие грибов» отводится 3 часа. На уроках ученики рассматривают муляжи (или картинки) шляпочных грибов с целью выделения общего в их строении, приводят примеры съедобных и несъедобных грибов; сравнивают грибы, объединяют их в группы.
При изучении темы предусмотрена практическая работа - лепка шляпочных грибов (работа в парах).
При изучении темы «Разнообразие и красота животных» (17 часов) учащиеся проводят простейшие наблюдения за животными (во дворе дома, за домашними питомцами), характеризуют условия, необходимые для жизни животных, описывают внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере животных своей местности). Дети сравнивают строение животных на иллюстрациях, находят их сходства и различия. Учатся выделять существенные признаки систематических групп животных (млекопитающих, птиц, насекомых, рыб), группировать животных по заданным основаниям (дикие и домашние; млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся). На уроках будет предоставлена возможность рассказать о домашних питомцах и правилах ухода за ними. Дети попытаются объяснить необходимость создания Красной книги.
При изучении темы предусмотрена практическая работа с разрезными карточками (распределение животных на группы).
Заключительная тема курса «Творения людей вокруг тебя» включает 10 часов. Учащиеся учатся наблюдать предметы, созданные людьми, и рассказывать, из каких материалов они сделаны. Обсуждают, почему нужно экономно расходовать бумагу, и рассказывают по рисункам, как можно её вторично использовать. Рассматривают изделия народных мастеров (сами изделия или иллюстрации) и различают их узоры. Знакомятся с национальными узорами, которые используются в одежде, предметах быта. Рассказывают о своих увлечениях, о своей коллекции, демонстрировать свои изделия. Наблюдают строения и растения на территории своего двора (школьного двора), на улицах родного города (села). Знакомятся с достопримечательностями родного города и святыми местами его жителей.
При изучении темы предусмотрены:
1) экскурсия в краеведческий музей;
2) заочная экскурсия в музей прикладного искусства;
3) экскурсия по ближайшим к школе улицам родного города, в парк.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методический комплекс учителя:
Медиа-презентации.
Медиапроектор.
Поглазова О.Т. Окружающий мир: программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование: 1 класс. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Поглазова О.Т., Миронова М.В. Окружающий мир: методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-методический комплекс ученика:
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир: учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
13PAGE 15
13PAGE 141315
Заголовок 915