Рабочая программа элективного курса по истории России Личность в истории
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«ГИМНАЗИЯ № 1925»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Элективный курс по истории России
«Личность и история России»
Учитель: Ивакин Михаил Викторович
Класс: 10
Количество часов в год: 34 часа
Количество часов в неделю: 1 час
Москва
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В школьном курсе истории, из-за недостатка времени, мало времени уделяется изучению личностей, с чьими именами связаны основные вехи истории того или иного государства. А ведь именно с этими людьми связаны изменения, которые происходили в политике, культуре, науке, искусстве.
Данная программа, ориентированная на учеников старших классов, позволит расширить представление учащихся об исторических деятелях (периода: IX – конец XIX века), которые наиболее полно отразили в своей жизни и деятельности современную им эпоху, тех, кто особенной силой своей личности оставил значительный отпечаток в ходе истории всей страны.
Программа курса рассчитана на воспитание у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов, а также жизни и деятельности выдающихся личностей прошлого, чьи образы останутся современными и актуальными во все времена.
Основными целями курса являются:
развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
Способствование расширению и углублению понимания роли личности в истории
формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими развитие общества;
формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
Данный курс соответствует главной прерогативе современного образования: воспитание человека активного, самостоятельного, способного принимать осмысленные решения, ответственного соучастника истории своей страны и народа, - патриота России.
Задачами курса являются:
способствовать повышению интереса к историческим закономерностям;
сформировать у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;
развить умение самостоятельно приобретать и применять на практике знания, полученные в ходе занятий, для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач;
способствовать воспитанию патриотизма и гражданственности, социальной ответственности;
Особое место в учебно-познавательной деятельности отводится побуждению учащихся к высказыванию личностных оценок и практическому применению полученных знаний. Данный курс направлен на расширение и углубление базового уровня истории России за счет изучения жизнедеятельности исторических личностей.
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки. В ходе формирования знаний идет успешное усвоение социально-гуманитарных дисциплин, формирование понятия исторической временной перспективы, формирование понятий, связанных с историей российской цивилизации.
В процессе обучения происходит формирование следующих умений:
анализировать факты;
делать обобщения и выводы;
видеть и формулировать проблему;
анализировать свою деятельность;
искать решение, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке;
составлять план по теме выстраивать линии сравнения, выявлять взаимосвязи между понятиями, классификация, обобщение, умение делать вывод;
уметь использовать свой собственный опыт (рефлексия, абстрактная концептуализация, активное применение).
Основные методы работы:
лекции;
эвристические беседы;
работа с разноплановыми источниками
исследовательская работа (выявление проблемы, постановка, формулирование проблемы, пояснение неясных вопросов, формулирование гипотезы;
сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);
анализ и синтез собранных данных, сопоставление (соотнесение) сообщения, выступление с подготовленным сообщением;
опросы
семинары;
анализ альтернативных ситуаций;
дискуссии;
практические занятия;
конференции;
сюжетно-ролевая игра;
«мозговой штурм»;
работа в группах, парах, индивидуально;
творческие работы;
защита проектов
Учащиеся в ходе курса приобретают опыт ведения диалога и способность моделировать ситуацию. Обсуждение вопросов неоднозначной этической оценки личности, хода событий, альтернативности в оценке проблем прошлого, приобщают учащихся к творческой деятельности, системно-деятельстному подходу в изучении общественно-исторического процесса и поступкам его ключевых участников.
Тематическое планирование элективного курса по истории России
« Личность в истории »
СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение. Влияние личности на историю.
1 час
1 Роль личности в истории. Критерии причисления к историческим личностям. Памятка по характеристики исторической личности. Великие Князья - Цари-императоры в истории России. I Великие Рюриковичи.
Киевская Русь 4 часа
2 Рюрик, Синеус, Трувор – легендарные варяги.
Олег Вещий – победитель греков и основатель «Киевской Руси». 3 Игорь Старый и княгиня Ольга Святая. 4 Святослав – «Александр Македонский Восточной Европы.» 5 Дела великого князя Владимира Святого – Красно Солнышко. Эпоха феодальной раздробленности. Удельная Русь 3 часа
6 Борис и Глеб – первые (по времени канонизации русские православные святые). Правление Ярослава Мудрого. «Русская правда». Правление Владимира Мономаха. Его «Уставы». «За Русь!» (Крестовые походы на степь). Духовное завещание великого князя: «Поучение Владимира Мономаха». 7 Юрий Долгорукий. Первое летописное упоминание о Москве.Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо. Мстислав Храбрый. Поход против ордена Меченосцев.
8 Святой и благоверный князь – Александр Невский и его радения за Землю Русскую. Народный мститель - Евпатий Коловрат. Русь единая и неделимая. Объединение вокруг Москвы 5 часов
9 Иван Данилович Калита – образцовый устроитель своего удела. Образование Великого Московского княжества. 10 Защитник Отечества и государственный деятель XIVвека.
Великий князь и полководец Дмитрий Иванович Донской. 11 Самодержцы земли Русской. Иван Васильевич – «государь всея Руси». Судебник ИванаIII. 12 Роль церкви в объединении Руси. Митрополиты Пётр и Алексий. Сергий Радонежский и Андрей Рублёв – выразители идеи объединения Руси.
Ослябя и Пересвет. «Троица». 13 Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иосифляне и нестяжатели.
(Развитие взаимоотношений церкви и светской власти) Россия в XVI веке 2 часа
14 Личность царя Ивана Васильевича Грозного в русской истории. Заслуги, исторические претензии и осуждение.
Правда и ложь.
(попытка осмысления) 15 Ермак Тимофеевич. Начало освоения Сибири. Россия периода Смуты. 3 часа
16 Князь Фёдор – достойный счастья.
«Правители» эпохи «Смутного времени»: Борис Годунов, Лжедмитрий I. Царствование Василия Шуйского, «Тушинский вор» 17 Патриоты эпохи и Спасители Отечества. Гермоген, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, Иван Сусанин: в поисках национального героя. 18 Обобщающее повторение и закрепление «Исторический портрет» по периоду Рюриковичей.
+ Игра «Кто есть Кто?» Великие Романовы.
Путь к абсолютизму. Россия в XVII веке. 8 часов
19 Первые Романовы на Российском престоле. Михаил Фёдорович «Кроткий» и патриарх Филарет. 20 Алексей Михайлович царь «Тишайший», – «царь-Солнце». 21 А. Л. Ордин-Нащокин – «самый замечательный из Московских государственных деятелей XVII века». 22 Иван Юрьевич Москвитин, Ерофей Павлович Хабаров – русские путешественники и первопроходцы. 23 «Церковный раскол». Никон и Аввакум. Старообрядчество. 24 Степан Разин – Символ бунташного века и народного гнева за поруганные идеалы Правды Святой Руси. 25 Фёдор Алексеевич. – предтеча петровских преобразований. 26 Софья – правительница. Голицын. Россия в XVIII веке. 5 часов
27 Царь Пётр Алексеевич – Отец Отечества, Император Всероссийский, Великий. Модернизационный прорыв. Цивилизационная альтернатива -4: реформы Петра I. Деспотизм и европеизация в реформах Петра I.
+ «Птенцы гнезда Петрова» 28 Временщики на троне: эпоха дворцовых переворотов. (Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Елизавета Петровна, Пётр III) 29 Екатерина II Великая и её эпоха. Великие полководцы эпохи. 30 Феномен фаворитизма в России. Каковы причины и влияние фаворитизма на политическую историю России XVIII в.? (знаменитые фавориты и их деятельность) 31 Павел I и АлександрI. (нереализованные возможности) Святой старец – Фёдор Томский и император Александр I. Историческое исследование. Эпоха самодержавных преобразований. 3 часа
32 Декабристы - первые революционеры или вольнолюбивые мечтатели. /
Николай I - жандарм Европы. 33 Эпоха «Великих реформ». (Александр II - Освободитель.) 34 Александра III; кризис империи и падение самодержавия при Николае II. «Кровавый» «святой мученик» Резерв: Итоговое повторение.
В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими общеучебными универсальными умениями и навыками:
- умение пользоваться техническими средствами обучения;
- учебно-интеллектуальные умения – умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте;
- учебно-информационные умения – умение отбирать нужную информацию из различных источников, ориентироваться в различных видах источников, пользоваться справочниками и энциклопедиями;
- учебно-коммуникативные умения – умение составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом.
Кроме этого, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений для:
- приобщения к национальной истории и духовной культуре;
- формирования личности;
- выработки убеждений и потребности в сознательном, добровольном и творческом служении Отечеству и народу.
Программа курса
Вводная часть (2 часа)
Тема 1.
Человек – творец истории. Жизнь человека и история. Человек творец истории, её участник и продолжатель. Война, революция, реформа – дело рук человека.
Тема 2.
Проблема роли личности в истории. Две противоположные позиции: одна – отрицающая, другая – признающая. Тема дискуссионная, актуальная. Особенный подход в переосмыслении эпох. Поиски решения проблемы роли личности в истории на разных мировоззренческих основах.
Великие Рюриковичи (4 часа)
Тема 3.
Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик, Синеус, Трувор . Норманнская теория, её роль в русской истории. Споры об основании Древнерусского государства. Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.
Тема 4.
Реформаторы Древней Руси. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Князь – воин. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.
Тема 5.
Законодатели Древней Руси. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц. Хромец и «закон о порядках в Новгороде». Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.
Тема 6.
Носители идеалов православия и начало Русской Святости. Крещение Ольги. Борис и Глеб – князья мученики. Первый митрополит из русских – Илларион и его «Слово о Законе и Благодати»; Антоний и Феодосий Печерские. Киево- Печерский монастырь. Церковь и просвещение. Нестор и другие летописцы. Даниил Заточник, Кирилл Туровский.
Период Руси удельной (2 часа)
Тема 7.
Владимиро-Суздальская Русь. Первое летописное упоминание о Москве. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Установление ордынского ига на Руси
Тема 8.
Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Невская битва и битва на Чудском озере. Загадочная смерть Александра Невского. Новое нашествие кочевников. Чингисхан. Евпатий Коловрат.
Объединение Руси вокруг Москвы (5 часов)
Тема 9.
Русь и Орда.Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.
Тема 10.
Дмитрий Иванович Донской. Строительство белокаменного Кремля. Битва на р. Воже. Куликовская битва. Сергий Радонежский. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.
Тема 11.
Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Строительство Московского кремля, соборов, Грановитой палаты. «Судебник». Битва на реке Шелони.
Тема 12.
Иконопись и фрески. Андрей Рублев. “Троица”. Феофан Грек. Дионисий.
Тема 13.
Развитие взаимоотношений церкви и светской власти. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский. Иосифляне и нестяжатели. Вопрос о монастырских владениях. Эпохальное значение победы Иосифа.
Россия в XVI веке (2 часа)
Тема 14.
Борьба боярских группировок за власть в малолетство Ивана IV. 1547 г. - венчание Ивана на царство. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт. Внешнеполитическая деятельность.
Тема 15.
Начало освоения Сибири. Ермак Темофеевич. Казачий атаман-исторический герой России. Смерть Ермака
Россия периода Смуты (3 часа)
Тема 16.
Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян. Исторические личности в период Смуты: самозванцы и авантюристы. Василий Шуйский. Заговор против Лжедмитрия. Кто такой «Тушинский вор».
Тема 17.
Польская интервенция. Защитники земли Русской. Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский. Легенды о народных подвигах. Иван Сусанин.
Понятие народного ополчения. Первое и второе.
Тема 18.
Обобщающее повторение. Игра «Кто есть кто?»
Великие Романовы. Россия в XVII веке (8 часов)
Тема 19.
Государь Михаил Федорович «Кроткий». Управление страной с помощью отца – патриарха Филарета. Влияние смутного времени. Устранение последствий смутного времени.
Тема 20.
Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович («Тишайший»). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства. Правительство боярской знати во главе с Морозовым. Новоторговый устав. Первая рукописная газета «Куранты». Полки иноземного строя. Семья Алексея Михайловича. Претенденты на престол
Тема 21
Ордин-Нащокин. Дипломат и политик. Глава Посольского приказа. Ранние годы. Псковское восстание. Война с Польшей. Попытки создания первого Российского банка. Сторонник идей меркантилизма. Новоторговый устав. «Худородный» дворянин.
Тема 22.
Русские путешественники и первопроходцы. Хабаров. Сибирский поход. Плаванье. Амурские походы. «Чертёжи земли Даурской». Бунт против Хабарова. Москвитин. Открытие побережья Охотского моря. Сахалинский залив. Река Чиркола.
Тема 23.
Рост нетерпимости и инакомыслия. Раскол русской церкви. 1666 год. Реформы Никона. Старообрядцы. Аввакум. Большой московский собор 1667 год. Трёхъязычная ересь. Боярыня Морозова. Староверы.
Тема 24.
XVII век – “бунташное время”. Народные восстания. Личность Степана Разина. Каспийский поход. Поражение разинщины.
Тема 25.
Правление Федора. Поворот на Запад. Принятие первого государственного бюджета. Учитель- монах Симеон Полоцкий. Отмена местничества; публичные сожжения разрядных книг. Война против Османской Империи. Языков и Лихачёв. Сожжен Аввакум.
Тема 26.
Регентство Софьи. Дочь царя Алексея Михайловича. Стрелецкий бунт. Фаворит – Голицын. Вечный мир. Нерчинский договор. Свержение Петром Первым.
Россия в XVIII веке (5 часов)
Тема 27.
Потешные полки. Женитьба Петра на Евдокии Лопухиной. Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Борис Петрович Шереметев. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков. Впечатление о русском царе в Европе. Влияние личных качеств Петра на ход модернизации страны. Оценка личности Петра.
Тема 28
Екатерина I. Анна Иоанновна. Фавориты и политики. Борьба придворных группировок. Роль иностранцев в эпоху дворцовых переворотов. Бироновщина. Затейка верховников. Кондиции. Привычки Анны Иоановны. Короткое правление Иоана и Петра. Елизавета – дочь Петра Великого. Граф Шувалов. Открытие Московского университета. Союз трёх нижних юбок. Петр третий и влияние прусского короля Фридриха.
Тема 29.
Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства. Происхождение Екатерины, черты характера, приглашение в Россию. Адаптация к российской жизни. Взаимоотношения с Елизаветой Петровной и Петром III. Фаворитизм. Судьба сына Павла I. Государственный переворот. «Наказ» Уложенной комиссии. Екатерина – личность творческая, ее литературная деятельность. Неприязненные отношения с сыном. Участие в судьбе внуков Александра и Константина. Итоги правления.
Петр Румянцев. Воспитание и образование. Военная карьера и образование. Победы.
Александр Суворов. Воспитание полководца. От полководца до фельдмаршала. Измаил. Последняя компания.
Адмирал Ушаков. Юность флотоводца. Первые победы. Штурм Корфу.
Тема 30.
Понятие фаворитизма. Первая женщина на престоле. Бестужев-Рюмин. Бирон. Граф Орлов. Потёмкин. Дмитриев-Мамонов. Платон Зубов. Заключение.
Тема 31.
“Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Воспитание и образование будущего наследника. Либеральное влияние Лагарпа. Отношения с отцом и бабушкой. Женитьба. Гатчинский двор. Императорство Павла. Александр – военный губернатор Петербурга. Сближение с Аракчеевым. Заговор против отца, грех отцеубийства. Начало правления Александра. Либеральные философствования Негласного комитета. М. Сперанский. Отношения с Наполеоном. Победа над французами и участие в послевоенном устройства Европы. Аракчеевщина. Глубокая депрессия Александра. Отсутствие детей у императорской семьи. Легенды и мифы о кончине Александра I. Декабризм как реакция на непоследовательность правления Александра I.
Эпоха самодержавных преобразований (3 часа)
Тема 32.
Восстание декабристов. Четверо повешенных. Николай первый. Детские годы, перспективы царствования. Воспоминания современников. Женитьба на дочери прусского короля Шарлотте (в православии Александра Федоровна). Отречение от престола брата Константина. Начало правления. Подавление декабристского и польского восстаний. Личный быт и образ жизни. Роман с Варварой Нелидовой. Охранительный характер правления. Преклонение перед порядком во всем. Усиление государственной власти. Воспитание наследника. Реформы по укреплению государственной системы. Проблема освобождения крестьян. Восточный вопрос. Военная катастрофа. Уход из жизни. Оценки правления Николая I современниками.
Тема 33.
Александр Второй- Освободитель. Воспитатели наследника. Авторитаризм отца. Тяжелый груз наследства. Коронация. Поиск путей реформирования страны. «Великие реформы». Либеральная бюрократия у трона. Авторитарно-патриархальные представления о государственном устройстве. Личная жизнь. Серия покушений на царя. Роман с Екатериной Долгорукой. Подготовка младшего сына к государственной деятельности. М.Т. Лорис-Меликов. Трагическая кончина. Значение реформаторской деятельности Александра II.
Тема 34
Александр III. Детские годы. Наставник К.П. Победоносцев. Характер Александра. Участие в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. в качестве наследника престола. Оппозиционность либеральному курсу отца. Женитьба на бывшей невесте старшего брата датской принцессе Дагмаре (Марии Федоровне). Семейная жизнь. Тяжесть утраты отца. «Манифест о незыблемости самодержавия». Контрреформы Александра III. Усиление консерваторов при дворе (И.Д. Делянов, М.Н. Катков, В.П. Мещерский). Еврейский вопрос в России. Тандем с С.Ю. Витте. Строжайшая экономия во всем. Миротворческая деятельность царя. Железнодорожная катастрофа и последующее ухудшение здоровья. Результаты государственного правления Александра III.
Курс рассчитан 34 -35 часов.
Список литературы:
Борис Акунин «История российского государства», 2016
А. В. Морозова, Л. Е., Демкин, «История России в лицах: государственные деятели XVI века» - М., 2001
Л.Н. Гумилев «От Руси до России» - 2016
Николай Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей», 2016
А.Ф. Замалеев, Е.А.Овчинникова, «Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности» – Л., 2001
Великие государственные деятели России. - М., 1996.
Жития и творения русских святых. – М., 1993.
Замалеев, А.Ф., Овчинникова, Е.А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 2001.
Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.
Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. - М., 1993.
История государства Российского: жизнеописания. IX-XVI вв. - М., 1996.
История государства Российского: жизнеописания. XVII век. - М., 1997.
История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века:биографическая энциклопедия. - М., 1993.
Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I-XII.-Калуга, 1993.
Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. - М., 1990.
Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. - 1995.- №5-6.
Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. - 1992.- №10.
Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. - 1996.- №10.
Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. - М., 2001.
Никольский, Н.М. История русской церкви. – Минск, 1991.
Перхавко, В. Б. История России в лицах: Х-начало XVII в. - М., 2000.
Романовы. Исторические портреты: кн. Первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.
Интернет источники:
Интернет источники Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия до 21 в.»: HYPERLINK "http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm" http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm.
Библиотека литературы Древней Руси: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2070Древнерусская литература: http://old-russian.narod.ru/.
Исторические источники в Интернете.В электронной версии: http://www.hist.msu.ruХрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней./Сост. А.С. Орлов и др. М.: Проспект, 2006. В электронной версии: http://www.takelink.ruЭлектронная библиотека Хронос. Всемирная история в Интернете В электронной версии: http://www.hrono.ru/Электронная библиотека ModernLib.Ru http://www.modernlib.ru/books+ Авторские презентации
При разработке программы использован опыт из опубликованной программы: История России. 10-11 классы. История России в лицах. Х – ХVII вв. Личность и история России: элективные курсы / сост. Н.И. Чеботарёва. – Волгоград: Учитель, 2007.
Привнесено не мало нового, программа реализована в ГБОУ гимназии №1925.
Учитель истории и обществознания – Ивакин Михаил Викторович