РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ 02. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И УСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Министерство образования Пензенской области
ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»
Отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПМ 02. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И УСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИИ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
г. Пенза – 2016 г
Согласовано: ___________ Утверждаю:
______________________________ Начальник ОКХ и УЗР ГАПОУ ПО ПМПК
_____________________________ _________А.В. Зарывахин
«____»____________2016 г. «____»______________2016г
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии/ специальности ПМ 02. «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения»
Организация-разработчик: ГАПОУ ПО «Пензенский многопрофильный колледж»
Разработчик: Канайкина Екатерина Александровна
Савичева Татьяна Федоровна
Программа по профессиональному модулю «ПМ 02.» рассмотрена и одобрена на заседании МЦК профессиональных дисциплин по укрупненной группе специальности 21.00.00. «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия»
Протокол № ____ от _______________ 2016 г.
Председатель МЦК ____________________ /Мартышкина Т.Н../
Содержание
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ - 4
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ - 6
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля - 7
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ - 15
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) -
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 02. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И УСТРОЙСТВО ТЕРРИТОРИЙ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
1.1.Область применения рабочей программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.04. Землеустройство (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения в соответствующих профессиональных компетенциях (ПК):
1. Подготавливать материалы почвенных, геоботанических, гидрологических других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель
2. Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований.
3.Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства.
4.Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.
5.Осуществлять перенесение проектов землеустройства в натуру, для организации и устройства территорий различного назначения.
6.Планировать и организовывать землеустроительные работы на производственном участке.
Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
подготовки материалов почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель;
разработки проектов образования новых и упорядочение существующих землевладений и землепользований;
составление проектов внутрихозяйственного землеустройства;
анализ рабочих проектов по использованию и охране земель;
перенесение проектов землеустройства в натуру для организации и устройства территорий различного назначения;
планирования и организации землеустроительных работ на производственном участке.
уметь:
выявлять гидрографическую сеть, границы водосборных площадей;
анализировать механический состав почв, физические свойства почв, читать и составлять почвенные карты и картограммы, профили;
проводить анализ результатов геоботанических обследований;
оценивать водный режим почв;
оформлять проектную и юридическую документацию по отводу земель и внутрихозяйственному землеустройству;
выполнять работу по отводу земельных участков;
анализировать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований;
определять размеры возможных потерь и убытков при изъятии земель;
проектировать севообороты на землях сельскохозяйственного назначения;
разрабатывать проекты устройства территорий пастбищ, сенокосов, многолетних насаждений;
оформлять планы землепользований и проекты внутрихозяйственного землеустройства в соответствии с требованиями стандартов;
рассчитывать технико- экономичсекие показатели рабочих проектов по использованию и охране земель;
составлять сметы на производство работ по рекультивации нарушенных земель и культуртехнических работ;
подготавливать геодезические данные и составлять рабочие чертежи;
применять компьютерную графику для сельскохозяйственных угодий;
определять площади земельных участков различной конфигурации в натуре и на плане;
оформлять договора и дополнительные соглашения на производство землеустроительных работ.
Знать:
виды работ при выполнении почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий, их значение для землеустройства и кадастра;
технологию землеустроительного проектирования, сущность и правовой режим землевладений и землепользования, порядок их образования;
способы определения площадей;
виды недостатков землевладений и землепользований, их влияние на использование земель и способы устранения;
принципы организации и планирования землеустроительных работ;
состав рабочих проектов по использованию и охране земель и методику их составления;
региональные особенности землеустройства;
способы и порядок перенесения проекта землеустройства в натуру;
содержание и прядок составления договоров на выполнение землеустроительных работ;
принципы организации и планирования землеустроительных работ;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:
Всего – 897 часов, в том числе:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося – 825 часов, включая:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 550 часов;
Самостоятельной работы обучающегося – 275 часов;
Производственная практика – 72 часа;
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатами освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциям
Код Наименование результата обучения
ПК 2.1 Подготавливать материалы почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель.
ПК 2.2 Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований.
ПК 2.3 Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства.
ПК 2.4 Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель.
ПК 2.5
Осуществлять перенесение проектов землеустройства в натуру, для организации и устройства территорий различного назначения.
ПК 2.6 Планировать и организовывать землеустроительные работы на производственном участке.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях
ОК 4.
ОК 5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессионального и личного развития Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
ОК 8. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных
компетенций Наименование
разделов
профессионального
модуля Всего
часов Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса Практика
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегосяСамостоятельная работа обучающегосяУчебная,
Часов Производственная
(по профилю специальности),
часов
Всего
часов В т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов В т.ч. курсовая работа
(проект),часов Всего, часов В т.ч. курсовая работа
(проект),часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
ПК 2.1 МДК.02.01.Подготовка материалов для проектирования территорий 192 128 52 - 64 - - -
ПК 2.2-2.5 МДК.02.02.разработка и анализ проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства 378 252 148 25 126 - - ПК 2.6 МДК.02.03.Организация и технология производства землеустроительных работ 255 170 52 - 85 - - Итого:
825 550 252 25 275 - - Производственная практика 72
72
Всего: 897 550 252 25 275 72
Содержание и обучение по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ.02.Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения 897 МДК 02.01.Подготовка материалов для проектирования территорий
192 Тема 1.1. Земля как объект землеустройства.
Содержание
36 Состояние сельскохозяйственных земель в РФ. Понятие о земельном фонде. Земельный кадастр. Бонитировка почв. Понятие о сельскохозяйственных угодий. Размещение сельскохозяйственных угодий. Развитие земельной реформы. Развитие земельного налогообложения. Нормативная цена земли. Сельскохозяйственные карты и атласы. Участие специалистов сельского хозяйства в геодезических и землеустроительных работах. 22 2
Лабораторные работы 14 2
выполнение проектного плана кормового севооборота 4 2
выполнение проектного плана овощного севооборота 4 2
выполнение схематической карты агропочвенных зон 6 2
Тема 1.2. Экологическое
обоснование землеустройства.
Содержание 28
Природные условия и ресурсы сельского зозяйства. Общество и природа.Природные условия и ресурсы сельского хозяйства. Подготовка материалов
почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель. Понятие о
районировании территории, природно-климатических зонах. Антропогенные изменения природы и их влияние на сельское хозяйство. Условия рационального природопользования, охрана и улучшения природы при сельскохозяйственном производстве. Изменение водного баланса и микроклимата. Экологическая экспертиза проектов. Основные принципы и критерии экологической экспертизы. 2
Лабораторные работы
1. Составление таблицы экономического районирования РФ
2.Составление кроссворда по данной теме 4
2
2 2
2
2
Тема 1.3 Основы землеустройства сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности
Понятие и задачи землеустройства. Проектные работы, выполняемые при межхозяйственном землеустройстве, по созданию новых хозяйств, распределении земель. сельскохозяйственное картографирование административных районов. Материалы необходимые для составления проекта внутрихозяйственного землеустройства. Землеустроительные работы по оформлению документов на право пользование землей. Проведение земельно-оценочных работ. Лицензирование деятельности по проведению проектно-изыскательских работ, связанных с использованием земель.
40 3
Лабораторные работы
Составление схемы разработки проекта внутрихозяйственного землеустройства
Выполнение плана землепользования
Выполнение межевого знака
Выполнение плановой основы фрагмента проекта организации экологически стабильной территории земельного массива.
20
4
8
2
6 Тема 1.4. Контроль состояния и картографирование динамики сельскохозяйственных ресурсов Мониторинг. Понятие о мониторинге –системе слежения за состоянием природной среды. Мониторинг загрязнения окружающей природной среды. Создание базовой инвентаризационной картографической документации. Прогнозные карты изменения природной среды. 8 2
Тема 1.5.Графическое оформление материалов по землеустройству и земельному кадастру. Содержание 16
Оформление и выдача землеустроительных документов
2
Лабораторные работы.
Выполнение компоновки проекта внутрихозяйственного землеустройства.
Вычерчивание проекта внутрихозяйственного землеустройства.
фоновое оформление проекта внутрихозяйственного землеустройства.
Выполнение картуша проекта.
Выполнение экспликации проекта внутрихозяйственного землеустройства
Шрифтовое оформление проекта внутрихозяйственного землеустройства
14
2
4
2
2
2
2 Самостоятельная работа при изучении МДК 02.01
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя
Оформление практических работ, и подготовка к их защите
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Вычерчивание и окраска гуртового пастбищного участка
Вычерчивание условных шрифтовых знаков
Вычерчивание элементов топографической графики
Шрифтовое оформление плана в/х з/у
64 МДК.02.02.Разработка и анализ проектов межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства 378 Понятие о землеустройстве. Введение. Роль земли в промышленности, сельском хозяйстве и лесном хозяйстве. Земля как объект социально-экономических интересов. Земля как важнейший компонент окружающей среды. Понятие рационального использования земли, земельных отношений, земельного строя общества. Определение землеустройства. Землеустройство как составная часть хозяйственного механизма
страны. 2 История землеустройства. Возникновение землеустройства. Историческая связь землеустройства и земельного кадастра. Сущность и содержание земельных реформ в России на различных исторических этапах развития общества. Значение современного землеустройства. Закономерности землеустройства и механизм их проявления и использования. 2 Система землеустройства в Российской Федерации. Определение категории земель, угодий, землевладений, землепользований. Состояние и использование земельного фонда России. Виды землеустройства. Основные принципы землеустройства и их влияние на организацию территории. Виды землеустроительной документации. Землеустроительные органы в России и их компетенция. Участники землеустройства их права и обязанности. Организация землеустройства и ее осуществление. Основные источники финансирования проектно-изыскательных работ по землеустройству. Землеустроительные карты. 2 Понятие о землеустроительном проектировании. Возникновение землеустроительного проектирования. Определение землеустроительного проектирования. Место и значение землеустроительного проектирования в общей системе землеустройства. Основные методы землеустроительного проектирования. 2 Основы методики и технологии землеустроительного проектирования. Последовательность действий при разработке проектов землеустройства. Одностадийные, двухстадийные и комплексные проекты землеустройства. Отличие эскизного проекта от технического. Классификация проектов землеустройства. Состав проектной документации. Технологии землеустроительного проектирования. Отличие составной части проекта от элемента проекта. Виды предпроектной документации. 2 Значение, содержание и задачи межхозяйственного землеустройства. Понятие и основные принципы межхозяйственного землеустройства. Понятие отвода земель и его проведение. Объекты и условия, вызывающие необходимость проведения межхозяйственного землеустройства. Содержание землеустроительных работ при
установлении на местности границ административно-территориальных обоснований. Установление границы территории с особым правовым режимом.
6 Образование землевладений и землепользований сельскохозяйственного назначения. Разработка проектов образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований. Формирование фондов специального назначения. Место расположение фондов специального назначения. Земли, используемые не по целевому назначению, неэффективно используемые, выбывшие из оборота, переведенные в менее ценные угодья.
4 Упорядочение существующих землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий. Влияние недостатков на землевладения и землепользования. Основные виды недостатков землевладения и землепользования. Способы устранения недостатков. Землеустроительные работы, проводимые на землях реорганизуемых сельскохозяйственных предприятий.
4 Образование землепользований несельскохозяйственного назначения. Понятие и виды отводов земель для несельскохозяйственных целей. Основные требования к предоставлению земель предприятиям несельскохозяйственного назначения. Составные части проекта образования землепользования несельскохозяйственного назначения. Понятие городской черты. Особенности передачи земель в ведение сельской администрации. Основные содержания работ по инвентаризации.
2 Лабораторные работы
22 1 Вычерчивание опорного межевого знака 2 2 Оформление проектной и юридической документации по отводу земель сельскохозяйственным предприятиям и КФХ 3 Анализ проектов образования землевладений сельскохозяйственных предприятий
4 Образование землепользований и организация территорий коллективных садов 2 5 Подготовка проектов по упорядочению и устранению недостатков землевладений 2 6 Выполнение отвода земли для несельскохозяйственных нужд
6 Содержание и порядок проведения внутрихозяйственного землеустройства. Задачи и содержание внутрихозяйственного землеустройства. Учет при землеустройстве экологических факторов. Порядок проведения внутрихозяйственного землеустройства. Этапы внутрихозяйственного землеустройства. Содержание проекта, его основные части. Методика разработки проекта внутрихозяйственного землеустройства. Составление проектов внутрихозяйственного землеустройства. 4 Подготовительные и обследовательские работы при внутрихозяйственном землеустройстве. Содержание подготовительных работ. Землеустроительная подготовка. Подбор, изучение, проверка и оценка существующих проектов и предпроектных разработок, планово-картографического материала, земельно-кадастровой информации и данных почвенных, геоботанических обследований. Полевое землеустроительное обследование, его задачи и содержание. Содержание журнала, чертежа и акта землеустроительного обследования, разработка задания на проектирование, его содержание, согласование и утверждение. 2 Установление организационно-производственной структуры хозяйства, состава, числа и размеров производственных подразделений.
Отраслевая структура. Территориальная организационно-производственная структура. Комбинированная организационно-производственная структура. 2 Размещение производственных подразделений и хозяйственных центров. Понятие о производственных подразделениях и хозяйственных центров сельскохозяйственных предприятий. Производственные подразделения в современных условиях. Основные требования к производственным подразделениям и хозяйственным центрам. Виды хозяйственных центров. Земельный массив производственного подразделения.
6 Размещение внутрихозяйственных дорог. Классификация внутрихозяйственных дорог, этапы их проектирования. Порядок проведения дорожного обследования. Требования к размещению внутрихозяйственных дорог и методика составления проекта их размещения. Сбор материалов, характеризующих состояние дорожной сети. Расчет затрат на их строительство. 2 Организация угодий и севооборотов. Угодья, их классификация. Структура угодий севооборотов. Методика организации угодий, понятие их трансформации. Укрупнение мелких сельскохозяйственных угодий и спрямление границ. Поверхностное и коренное улучшение сенокосов и пастбищ. Установление структуры и состава сельскохозяйственных угодий, их размещение. Проектирование системы севооборотов хозяйства. Система севооборотов, их типы и виды. Проектирование кормовых севооборотов, их назначение и виды, требования к размещению. 10 Устройство территории севооборотов. Элементы устройства территории севооборотов, их взаимосвязь. Понятие о поле и рабочем участке, требования к ним. Размещение полей севооборотов и рабочих участков. Компактность полей. Проектирование полей с учетом почвенного покрова, рельефа. Виды лесных полос, их размещение. Виды полых дорог. Размещение основных, вспомогательных дорог и линий обслуживания. Ширина и густота сети дорог. Виды полевых станов, требования к участку, предназначенному под полевой стан, его размеры. Размещение источников полевого водоснабжения. 8 Устройство территории многолетних насаждений. Подбор и размещение сортов многолетних насаждений, кварталов, клеток, дорожной сети, защитных лесных полос. Пальметтные сады. Промышленные сады и виноградники, особенности устройства их территории. Реконструкция садов и виноградников, организация территории садов, виноградников и ягодников. Устройство территории плодопитомников. 4 Устройство территории пастбищ. Значение пастбищного содержания скота. Устройство территории пастбищ. Расчет площади кормовых угодий, закрепленных за гуртами и отарами. Составление зеленого конвейера. Выделение пастбищ для содержания скота в личном подсобном хозяйстве. Организация пастбищеоборотов. Размещение гуртовых и отарных участков, загонов очередного стравливания, скотопрогонов, летних лагерей 8 Устройство территории сенокосов. Устройство территории сенокосов, задачи их рационального использования. Закрепление сенокосов за бригадами. Проектирование сенокосооборотов, дорог, полевых станов и водных источников. Экономическое обоснование проекта устройства территории сенокосов. 2 Особенности внутрихозяйственного землеустройства крестьянских фермерских хозяйств. Размеры крестьянских фермерских хозяйств зависимости от их специализации, зоны расположения и численности трудоспособных. Содержание внутрихозяйственного землеустройства КФХ. Размещение усадьбы фермы, элементов производственной и социальной инфраструктуры, сада, огорода. Организация севооборотов. Устройство территории севооборотов и кормовых угодий. 2 Экологическая, экономическая и социальная эффективность проекта внутрихозяйственного землеустройства. Основные показатели экологической эффективности проекта. Содержание экономической эффективности. Техническое обоснование. Агроэкономическое обоснование. Экономическое обоснование. Социальная эффективность проекта. 2 Оформление и выдача документации на осуществление проектов внутрихозяйственного землеустройства. Содержание текстовой и графической части проекта, оформление документации. Сдача и хранение землеустроительно-технической документации. Осуществление перенесения проектов землеустройства в натуру для организации и устройства территорий различного назначения. Авторский надзор и его задачи.
Обязательная аудиторная нагрузка по курсовому проекту 6
25 Лабораторные работы
118 7 Подготовка плановой основы для оставления проекта внутрихозяйственного землеустройства графическим способом с построением координатной сетки при помощи линейки Дробышева. 10 8 Подготовка задания на проектирование проекта внутрихозяйственного землеустройства 2 9 Вычисление площадей и составление экспликации земель на год землеустройства с применением чертежных инструментов, планиметров и персональных микроЭВМ8 10 Составление картограмм крутизны склонов и размещение эродированных почв на основе планово-картографических материалов 6 11 Размещение эродированных почв на основе планово-картографических материалов 2 12 Установление объектов и сроков трансформации и улучшения сельскохозяйственных угодий 4 13-15 анализ проектов размещения производственных подразделений, населенных пунктов, хозяйственных центров и земельных массив бригад. 12 16 Составление схемы размещения внутрихозяйственных магистральных дорог на плане землевладении. 4 17 Трансформация угодий по производственному подразделению. Расчет экономической эффективности трансформации 2 18 Расчет потребности скота в кормах по производственному подразделению. Расчет зеленого конвейера по производственному подразделению 4 19 Расчет посевных площадей под кормовые культуры, распределение посевных площадей 2 20 Организация угодий и проектирование системы севооборотов с учетом особенностей землевладений на территории производственного подразделения сельскохозяйственного предприятия. 2 21 Проектирование системы севооборотов 6 22 Анализ существующего состава угодий и его соответствие специализации 2 23 Устройство территории кормового или полевого севооборотов, определение площади полей и их равновеликости. 6 24 Оценка размещения полей, рабочих участков по условиям конфигурации 2 25 Схема размещения полезащитных лесных полос 4 26 Оценка размещения защитных лесных полос в производственном подразделении 2 27 Размещение полевых дорог и полевого стана 2 28 Анализ существующего устройства территории производственного подразделения 4 29 Устройство территории многолетних насаждений. 4 30 Выполнение плановой основы для устройства территории пастбищ 6 31 Составление баланса кормов на пастбищный период 4 32 Анализ современного состояния и использования пастбищ 4 33 Устройство территории сенокосов 4 34 Изучение современного состояния использования сенокосов 2 35 Составление схемы внутрихозяйственного землеустройства крестьянского (фермерского) хозяйства. 8 Самостоятельная работа при изучении МДК 02.02
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя
Оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление схемы планировки и застройки населенных пунктов и производственных центров.
Угодья, условия и режим их использования.
Размещение полезащитных лесных полос.
Порядок и типовые решения устройства территории севооборотов.
Размещение скотопрогонов.
Землеустроительное обслуживание сельскохозяйственного предприятия.
Работа над курсовым проектом. 126 Примерная тематика курсовых проектов по модулю:
Образование землевладений и землепользований сельскохозяйственного назначения.
Образование землепользований несельскохозяйственного назначения.
Противоэрозионная организация территории сельскохозяйственного предприятия.
Рабочий проект создания полезащитных лесных полос.
Организация и оплата труда в проектном институте по землеустройству.
Внутрихозяйственное землеустройство сельскохозяйственного предприятия. 25 Производственная практика 72 МДК.02.03. Организация и технология производства землеустроительных работ 170 Введение Содержание
Задачи и содержание МДК.02.03. Связь с другими дисциплинами учебного плана. Понятие «организация» и его использование в землеустройстве. 2 Тема 1.1. Исторический опыт землеустройства в нашей стране Содержание 2
Развитие землеустройства до 19 века.(генеральное и специальное межевание). Землеустроительные работы в ходе реформы 1861года. Столыпинское землеустройство.
землеустройство в первые годы советской власти( 1917-1927гг), землеустройство в период коллективизации (1928-1937гг),землеустройство в довоенные и послевоенные годы( 1938-1954), освоение новых земель(1954-1965гг). развитие землеустройства в 1965-1990гг. Тема 1.2. Состояние землеустройства на современном этапе Содержание 6 1.Этапы земельной реформы 1991года их содержание. Ее недостатки. Современное состояние землеустройства. Тема 1.3. Задачи, структура и организация землеустроительных органов в Российской Федерации Содержание Задачи землеустроительной службы на современном этапе. Республиканские , областные и районные органы по землеустройству, их функции, структура и подчиненность. 6 Решение вопросов землеустройства местными органами самоуправления. 6 Практические занятия 6 Изучение нормативно-правовых документов в сфере планирования, организации и содержания землеустроительных и кадастровых работ. 6 Тема 1.4 Землеустроительный процесс. Содержание 18 1.Понятие о землеустроительном процессе. Элементы (стадии) землеустроительного процесса.
2. Землеустроительное делопроизводство. Общие требования к землеустроительному делопроизводству.
3.Зонирование территории различного назначения.
4. Документация при составлении схем землеустройства района (области, края), межхозяйственного, внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных предприятий, КФХ. 6
6
2
4
Практические занятия 8 Оформление землеустроительной документации Тема 1.5. Нормирование землеустроительных работ Содержание 10 1.Нормирование работ в проектных и изыскательских подразделения по землеустройству. 2.Нормы времени и нормы работы.
3.Расценки за единицу работы. Типовые нормы времени на проектные и изыскательские работы. 2
2
6 Практическое занятие. 8 Расчет норм времени выработки потребности в кадрах для проведения землеустроительных работ. Сведение расчетов в таблицу.
Изучение организационной структуры землеустроительного предприятия 4
4 Тема 1.6. Планирование землеустроительных работ Содержание 16 1.Основы планирования землеустроительных работ.
2. Перспективные, годовые и оперативные планы землеустроительных работ. Содержание перспективного плана по землеустройству.
3.Составные части годового производственного плана землеустроительных работ. Их содержание.
4. Порядок формирования и утверждения производственных планов. Госбюджетные и договорные землеустроительные работы. 4
4
4
4 Практическое занятие. 8 Составление сметы на выполнение землеустроительных работ.
Оформление договоров и дополнительных соглашений на производство землеустроительных работ. 4
4 Тема 1.7. Финансирование землеустроительных работ. Содержание. 10 1.Система планирования. Экономического стимулирования и финансирования организационных подразделений по землеустройству.
2.Источники и порядок финансирования землеустроительных работ.
3.Порядок расчета с организациями за договорные работы. Структура затрат на землеустроительные работы. 4
2
4 Практическое занятия. 12 Расчет стоимости работ на проложение теодолитного хода, по выполнению горизонтальной съемки, составление и вычерчивания плана границ земельного участка.
Расчет стоимости работ на составление и вычерчивание плана границ земельного участка.
Расчет стоимости работ по описанию и согласованию границ землепользований , формированию землеустроительного дела и описанию смежеств. 4
4
4
Тема 1.8. Организация труда на изыскательских и проектных работах. Содержание. 10 1.Современные формы организации труда на изыскательских и проектных работах по землеустройству.
2.Разделение труда. Классификация проектно-изыскательских работ по землеустройству и их выполнение.
3.Комплектование проектных производственных подразделений по землеустройству. Кадровый фукционал. 4
2
4 Тема 1.9. Оплата труда на проектных и изыскательских работах. Содержание. 4 Формы, системы и порядок оплаты труда работников в проектных и изыскательских подразделениях по землеустройству. Система премирования работников. Тема 1.10. Организация работы землеустроительной службы района Содержание 10 1.Главные инженеры – землеустроители в районах их прав и обязанности.
2.Организация землеустроительных работ в районе, контроль за их выполнением. Государственный контроль за использованием земель землевладельцами и землепользователями района. Контроль за выполнением проектов рекультивации земель. 4
6
Практическое занятие. 8 Составление в виде схемы структуры землеустроительных органов района.
Составление сметы на организацию и производство работ по рекультивации земель. 4
4 Тема 1.11. Учет и отчетность в проектных подразделениях по землеустройству. Содержание 10 1.Учет и хранение государственных актов на право пользования землей и другими земельно-правовыми и земельно-устроительными документами.
2.Ведение государственной земельно-кадастровой книги района (города), проверка правильности ведения земельно-кадастровых книг предприятия, учреждения, организации.
3.Форма, сроки, порядок составления и предоставления отчетов. 4
4
2
Практическое занятие.
Урок тестирование. 2
2 Тема 1.12. Развитие землеустроительной науки в РФ. Содержание 2 Первые исследования в области землемерного дела, землеустроительная наука в советский период. Тенденции развития и задачи землеустроительной науки в современных условиях. 2 Тема 1.13. Землеустроительное образование в РФ. Содержание. 2 Зарождение землеустроительного образования и его развитие. Подготовка кадров для землеустроительной отрасли: новые подходы в условиях международного сотрудничества. Тема 1.14. Землеустройство за рубежом. Содержание. 4 Организация и технология землеустройства за рубежом. Международные сотрудничество в области землеустройства. Тема 1.15. Инновации в землеустройстве. Содержание. 2 Эффективные технологии в области землеустройства. Самостоятельная работа при изучении МДК 02.03.
Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя
Оформление практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Составить структуру землеустроительных органов своего района.
Особенности землеустроительного процесса в отдельных зонах страны. Хранение землеустроительных документов.
Оформление договоров и дополнительных соглашений. Проверка. Приемка и документация на выполнение проектно-изыскательских работ по землеустройству. Определение качества выполнения работ.
Себестоимость работ и ее структура.
Фонды экономического стимулирования. Их образования.
Обеспечение специалистов необходимыми материалами и документами. Задачи научной организации труда при проведении землеустроительных работ.
Рассмотрение жалоб и заявлений по вопросам использования земель и подготовка решений по ним.
8. Техник – землеустроитель в районе , его права и обязанности. 85
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест:
- комплект документации по организации и устройству территорий;
- комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия (карты, диаграммы, схемы)
Реализация профессионального модуля предполагает обязательную производственную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1 .№ 78-ФЗ от 18 июня 2001г. «О землеустройстве»
2.№ 101-ФЗ от 24 июня 2002г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»
3.№ 74-ФЗ от 11 инля 2003г. «О крестьянских (фермерских ) хозяйствах»
4.№ 172 от 21 декабря 2004г. «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую»
5.№ 93-ФЗ от 30 июня 2006г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные оъекты недвижимого имущества. Закон о дачной амнистии»
6.№ 136-ФЗ от 25 октября 2001г. «Земельный кодекс»
7.Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства. От 17 февраля 2003г
8.Методические рекомендации по проведению межевания оъектов землеустройства. От 17 февраля 2003г.
9..Волков С.Н., Конокотин Н.Г., Юнусов А.Г.
Землеустроительное проектирование и организация землеустроительных работ.-М.: Колос, 1998, 462 с.
10. Гендельман Ю.И.Землеустроительное проектирование.-М.: Агропромиздат, 1986-511 с.
11.Веселовская Л.Ф. Землеустройство –М.: Юркнига, 2004, 256 с.
Дополнительные источники:
1.Волков С.Н. Экономическая эффективность внутрихозяйственного землеустройства. – М.: Изд-но МИИС, 2013
2.Выполнение землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов. Рекомендации.-М.: Роскомзем, 2012
3..Землеустроительное проектирование. Методические указания и задания для выполнения лабораторных работ и переработки проекта. – М.: МИИЗ, 2013
4.Инструкция по межеванию земель. – М.: Росклмзем,
5.Журналы «Землеустройство и земельный кадастр».
Интернет-ресурс:
Lib.ugsha.ru, Usfeu.ru, www.geo.web.ruОбщие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения» является освоение теоретического материала для получения первичных профессиональных навыков.
При работе над курсовым проектом обучающимся оказываются консультации.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам):
-наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения» и специальности «Землеустройство»;
-опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы;
-прохождение стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Подготавливать материалы почвенных, геоботанических, гидрологических и других изысканий для землеустроительного проектирования и кадастровой оценки земель - формирование сведений о почвенных и других изысканий
- правильность подготовки материалов;
- учет агроэкологической классификации земель
- сбор планово-картографического материала Текущий контроль в форме
– защиты лабораторных и практических занятий;
- самостоятельных работ по тема МДК
- МДК.02.01 – экзамен
- МДК.02.03. – экзамен
МДК.02.03. – дифференцированный зачет
Защита курсового проекта
Отчет по производственной практике
Комплексный экзамен профессиональному модулю
Разрабатывать проекты образования новых и упорядочения существующих землевладений и землепользований - образование новых землевладений и землепользований;
- определение составных частей проекта;
- выбор способов образования новых землевладений.
- определение видов угодий
- разработка проекта образования новых землевладений; Составлять проекты внутрихозяйственного землеустройства - содержание внутрихозяйственного землеустройства
- размещение производственных подразделений и хозяйственных центров;
-размещение внутрихозяйственных магистральных дорог;
- организация угодий и севооборотов;
- расчет зеленого конвейера;
- качество выполнения графической и текстовой частей проекта;
Анализировать рабочие проекты по использованию и охране земель - качество анализа рабочих проектов
- классификация рабочих проектов;
- оформление землеустроительных документов;
- осуществление рабочего проекта;
- составление рабочих проектов;
- выбор технологии производства работ;
- составление смет; Осуществлять перенесение проектов землеустройства в натуру, для организации и устройства территории различного назначения - определение способов перенесения проекта в натуру;
- выполнение геодезических расчетов;
- осуществление перенесения проекта в натуру;
- определение площадей земельных участков различной конфигурации в натуре и на плане; Планировать и организовывать землеустроительные работы на производственном участке - комплектация проектных подразделений (отделы, секторы, группы)
- определение видов надбавок и поощрений;
- грамотная организация труда на землеустроительных работах;
- планирование землеустроительных работ на производственном участке;
- составление смет на производство землеустроительных работ
- оформление договоров и дополнительных соглашений на производство на землеустроительных работ;
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенция, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих им умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
Понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
- демонстрируя интерес к будущей профессии;
- повышая качество обучения по профессиональному модулю;
- участвуя в студенческих олимпиадах, научных конференциях Наблюдение; мониторинг, результаты участия в олимпиадах, конкурсах (призовые места, свидетельства об участии, звание лауреатов)
Организовывает свою собственную деятельность, определяет методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивает их эффективность и качество. - выбирая и применяя методы и способы решения профессиональных задач в области проектирования, организации и устройства территорий различного назначения;
- оценивая эффективность и качество выполнения; Наблюдение; мониторинг, результаты участия в олимпиадах, конкурсах (призовые места, свидетельства об участии, звание лауреатов)
Решает проблемы, оценивает риски и принимает решения в нестандартных ситуациях. - принимая решения по смоделированной нестандартной ситуации с оценкой возможных рисков при ее реализации Интерпретация результатов наблюдения за смоделированной нестандартной ситуацией на учебной практике
Осуществляет поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личного развития. - отобранная на основе анализа и оценки информация позволяет ставить и решать профессиональные задачи и задачи профессионального и личностного развития Оценка представленной информации в форме накопительных оценок и т.п.
Работает в коллективе и команде, взаимодействует с студентами, руководством и социальными партнерами
- эффективность взаимодействия с студентами, преподавателями, социальными партнерами в организации методического обеспечения образовательного процесс Интерпретация результатов наблюдений за деятельность студента в процессе освоения образовательной программы
Самостоятельно определяет задачи профессионального и
личностного развития, занимается самообразованием, осознанно планирует повышение квалификации
Верно определены задачи профессионального и личностного развития;
План самообразования обоснован задачами профессионального и личностного развития и включает мероприятия по повышению квалификации; Оценка плана самообразования на производственной практике;
Использует информационно- коммуникационные технологии для совершения профессиональной деятельности.
- при разработке, оформлении и предоставлении методического обеспечения использованы информационно-коммуникационные технологии (сетевые, мультимедиа, интерактивные) Интерпретация результатов наблюдений за деятельность студента в процессе освоения образовательной программы
Исполняет воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)
- эффективность использования полученных профессиональных знаний для использования воинской обязанности Экспертная оценка на военных сборах
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу профессионального модуля «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения»
для специальности 21.02.04 «Землеустройство» (углубленной подготовки), очной формы обучения, срок обучения нормативный, разработанный преподавателем «Пензенского многопрофильного колледжа» (отделение комунального хозяйства и управления земельными ресурсами) Савичевой Т.Ф.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 21.02.04. «Землеустройство» (углубленной подготовки)
В данной рабочей программе представлены изучаемые разделы и темы, обеспечивающие успешное усвоение студентами учебного материала. Предусмотренные практические занятия нацелены на формирование уровня подготовки студента, определенного Государственными требованиями.
Структура рабочей программы соответствует рекомендациям по разработке рабочих программ Министерства образования и науки РФ. Структура рабочей программы логична. Сначала разбираются теоретические вопросы тем, а затем полученные знания закрепляют на практике, формирую профессиональные навыки специалиста по землеустройству.
В содержание профессионального модуля входят: паспорт рабочей программы, результаты освоения, структура и содержание, условия реализации, контроль и оценка результатов освоения.
Программа является авторской. Написание программы продиктовано нуждами учебного процесса. В ней реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, учетные особенности обучения по специальности 21.02.04. « Землеустройство.»В целом рецензируемая программа ориентирована на подготовку студентов к использованию полученных навыков своей профессиональной деятельности.
Рецензент ______________________ Н.В. КувардинаРЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу профессионального модуля «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения»
для специальности 21.02.04 «Землеустройство» (углубленный подготовки), очной формы обучения, срок обучения нормативный, разработанный преподавателем «Пензенского многопрофильного колледжа» (отделение коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами) Савичевой Т.Ф.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 21.02.04 «Землеустройство» (углубленной подготовки)
В содержание профессионального модуля входят: паспорт рабочей программы, результаты освоения, структура и содержание, условия реализации, контроль и оценка результатов освоения. Запланированные практические занятия нацелены на формирование профессиональной деятельности. Предусмотренная самостоятельная работа студентов по отдельным темам позволяет обеспечить максимальную нагрузку при изучении профессионального модуля.
Структура рабочей программы соответствует рекомендациям по разработке рабочих программ Министерства образования и науки РФ. Структура рабочей программы логична. Сначала разбираются теоретические вопросы тем, а затем полученные знания закрепляют на практике.
Программа является авторской. Написание программы продиктовано нуждами учебного процесса. В ней реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, учтены особенности обучения по специальности 21.02.04 «Землеустройство». Тематическое планирование соответствует содержанию программы. В тематическом плане указано количество учебных часов, которое целесообразно отводит на изучение материала, практические, самостоятельные работы и учебную практику, что соответствует учебному плану по специальности.
В целом рецензируемая программа ориентирована на подготовку студентов к использованию полученных навыков в своей профессиональной деятельности.
Рецензент
(Ф.И.О., должность, место работы)
______________ (подпись)
РЕЦЕНЗИЯ
На рабочую программу профессионального модуля «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения»
для специальности 120701 «Землеустройство» (базовой подготовки), очной формы обучения, срок обучения нормативный, разработанный преподавателем «Пензенского многопрофильного колледжа» (отделение управления земельными ресурсами) Савичева Т.Ф.
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 120701 «Землеустройство» (базовой подготовки)
В данной рабочей программе представлены изучаемые разделы и темы, обеспечивающие успешное освоение студентами учебного материала. Предусмотренные практические занятия нацелены на формирование уровня подготовки студента, определенного Государственными требованиями.
Структура рабочей программы соответствует рекомендациям по разработке рабочих программ Министерства образования и науки РФ. Структура рабочей программы логична. Сначала разбираются теоретические вопросы тем, а затем полученные знания закрепляются на практике, формируя профессиональные навыки специалиста по землеустройству.
В содержание профессионального модуля входят: паспорт рабочей программы, результаты освоения, структура и содержание, условия реализации, контроль и оценка результатов освоения.
Программа является авторской. Написание программы продиктовано нуждами учебного процесса. В ней реализованы дидактические принципы обучения: целостность, структурность, учтены особенности обучения по специальности 120701 «Землеустройство»
В целом рецензируемая программа ориентирована на подготовку студентов к использованию полученных навыков в своей профессиональной деятельности.
Рецензент ______________ Н.В. КувардинаВыписка
из протокола от 1 сентября 2012 года
заседания методической комиссии землеустроительных дисциплин и
менеджмента
Присутствовали:
Волкова Н.Н.
Кувардина Н.В.
Савичева Т.Ф.
Судьина Т.А.
Мартышкина Т.Н.
Родионова М.Н.
Повестка:
Изменение в рабочей программе профессионального модуля ПМ.02. «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения», специальность 120701 «Землеустройство»
Для повышения качества подготовки специалистов -землеустроителей, конкурентоспособных на рынке труда, целесообразно увеличить количество часов по лабораторно-практическим занятиям на 30 часов за счет уменьшения часов по теоретическому курсу.
Постановили:
Внести изменения в рабочую программу профессионального модуля ПМ.02. «Проектирование, организация и устройство территорий различного назначения».
Председатель комиссии
Землеустроительных дисциплинВолкова Н.Н.
и менеджмента:
Основные источники:
1.Федеральный закон .№ 78-ФЗ от 18 июня 2001г. «О землеустройстве»
2.Федеральный закон № 74-ФЗ от 11 инля 2003г. «О крестьянских (фермерских ) хозяйствах»
Федеральный закон № 136-ФЗ от 25 октября 2001г. «Земельный кодекс»
Методические рекомендации по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства. От 17 февраля 2003г
.Волков С.Н., Теоретические основы землеустройства Т 1
.-М.: Колос, 2001, 496 с.
Гендельман Ю.И.Землеустроительное проектирование.-М.: Агропромиздат, 1986-511 с.
11.Веселовская Л.Ф. Землеустройство –М.: Юркнига, 2004, 256 с.
Дополнительные источники:
1.Волков С.Н. Экономическая эффективность внутрихозяйственного землеустройства. – М.: Изд-но МИИС, 2013
3.Выполнение землеустроительных работ при реорганизации колхозов и совхозов. Рекомендации.-М.: Роскомзем, 2008
4.Землеустроительное проектирование. Методические указания и задания для выполнения лабораторных работ и переработки проекта. – М.: МИИЗ, 2001
5.Журналы «Землеустройство и земельный кадастр».
Интернет-ресурс:
Lib.ugsha.ru Usfeu.ru www.geo.web.ru
Общие требования к организации образовательного процесса
Обязательным условием допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля «Проектирование,