Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по дисциплине Русский язык и культура речи


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
в г. Алатыре
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО
ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
для студентов специальностей
23.02.06 Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог
1. Тепловозы 2. Вагоны
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
08.02.10 Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство
23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам)
Алатырь
2017
Методические указания по выполнению самостоятельных работ по учебной дисциплине Русский язык и культура речи разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины Русский язык и культура речипо всем специальностям и Положения о самостоятельной работе студентов от 12.10.2012 года.
Разработчик(и):
филиалСамГУПС в г.Алатыре преподаватель Матвеева Н.А.
(место работы) (занимаемая должность, фамилия, инициалы)
Рассмотрено и одобрено на заседании предметной (цикловой) комиссии
общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол №_______ от «_____» ______________ 20____г.
Председатель ПЦК ________________________ /Н.А.Матвеева/
Содержание
Пояснительная записка 4
Самостоятельная работа №1. Словари и их роль в жизни людей. Понятия «язык» и «речь»: что общего и в чем различие. 6
Самостоятельная работа № 2. Особенности звучащей речи. Варианты русского литературного произношения. 7
Самостоятельная работа № 3. Наблюдение за собственнымпроизношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении. 8
Самостоятельная работа № 4. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения. 9
Самостоятельная работа №5. Современный молодежный жаргон: тематика, происхождение. использование в речи. 10
Самостоятельная работа №6. Вопрос об интерфиксе в русском языке. Потенциальное и окказиональное словообразование. 11
Самостоятельная работа № 7. Ошибки при употреблении в речи форм личных местоимений. 12
Самостоятельная работа №8. Принципы организации сложноподчиненного и сложносочиненного предложений. 13
Самостоятельная работа №9. Особенности использования средств синтаксической выразительности в текстах современной периодической
печати. 14
Самостоятельная работа № 10.Трудные случаи правописания. 15
Самостоятельная работа № 11. Роль пунктуации и орфографии в речи. Цитирование. 16
Самостоятельная работа № 12. Структурные разделы стилистики. 17
Самостоятельная работа № 13. Особенности разговорной речи молодежи. Разновидности речи по функциональному назначению. 18
Литература 19
Пояснительная записка
Организация самостоятельной работы студентов выступает одним из ключевых вопросов в современном образовательном процессе. Это связано не только с долей увеличения самостоятельной работы при освоении учебных дисциплин, но, прежде всего, с современным пониманием образования как выстраивания жизненной стратегии личности, включением в «образование длиною в жизнь».
Под самостоятельной работой студентов сегодня понимается вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата. В настоящее время существуют две общепринятых формы самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа проводится под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию. Внеаудиторная, т. е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняется самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, – в лаборатории или мастерской. Сегодня при организации работы студентов большее значение приобретает внеаудиторная самостоятельная работа.
Внеаудиторная самостоятельная работа (далее самостоятельная работа) – планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Таким образом, самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как форма обучения и вид учебного труда, осуществляемый без непосредственного вмешательства преподавателя, а с другой – как средство вовлечения обучающихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство формирования у них методов её организации.
Материал для самостоятельной работы студентов должен строиться преподавателем по следующим позициям:
1. В первую очередь необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе? Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.
2. Определить способы логической и методической обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач:
- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;
- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;
- формирование умений вычленять главное.
6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.
7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.
Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.
Методы самостоятельной работы студентов:
- наблюдение за единичными объектами;
- сравнительно-аналитические наблюдения;
- решение учебных и профессиональных задач;
- работа с различными источниками информации;
- исследовательская деятельность;
Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.
Самостоятельная работа №1 (1ч)
Словари и их роль в жизни людей. Понятия «язык» и «речь»: что общего и в чем различие.
Цель работы:Развитие речи студентов, их умения четко и грамотно выражать свои мысли.
Задание. Написать сочинение на тему: "Какую роль играют словари в моей жизни" (указать, какие именно).
Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа
Самостоятельная работа №2 (1ч)
Особенности звучащей речи.
Варианты русского литературного произношения.
Цель работы: Ознакомление со словами, имеющими варианты в произношении, научиться работать со словарной статьей.
Задание. Выписать из орфоэпического словаря 8 словарных статей с вариативным произношением слов.
Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.
Самостоятельная работа №3 (1ч)
Наблюдение за собственным произношением, учет и классификация собственных ошибок в произношении и словесном ударении.
Цель работы: Рефлексия, контроль студентов за собственной речью и произношением отдельных слов.
Задание. Составить классификацию своих орфоэпических ошибок.
Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.
Самостоятельная работа №4 (1ч)
Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.

Цель работы: Развивать умение работать с научной литературой, составлять сжатый конспект.
Задание. Подготовить сообщение на тему: «Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения».
Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.
Самостоятельная работа №5 (1ч)
Современный молодежный жаргон: тематика, происхождение. использование в речи.
Цель работы:Исследовательская работа, наблюдение за живой речью своих сверстников.
Задание. Подготовить небольшой словарь молодежных слов, наиболее часто употребляемых молодыми людьми из своего окружения.
Формы контроля (самоконтроля): Исследовательскаяработа.
Самостоятельная работа №6 (1ч)
Вопрос об интерфиксе в русском языке. Потенциальное и окказиональное словообразование
Цель работы: Развивать умение студентов работать с научной литературой, конспектировать теоретический материал.
Задание. Подготовить выступление на 3-4 минуты по теме (на выбор)
1.Вопрос об интерфиксе в русском языке.
2. Потенциальное и окказиональное словообразование
Формы контроля (самоконтроля): Конспект.
Самостоятельная работа №7 (1ч)
Ошибки при употреблении в речи форм личных местоимений.
Цель работы:Проверить знания студентов о склонении личных и притяжательных местоимений.
Задание. Составить текст с ошибочным употреблением падежных форм местоимений. Подготовить исправленный вариант.
Формы контроля (самоконтроля): Взаимопроверка.
Самостоятельная работа №8 (1ч)
Принципы организации сложноподчиненного и сложносочиненного предложений
Цель работы: Изучение нового материала на основе имеющихся знаний.
Задание. Подготовить иллюстрацию теоретического материала (привести по 4 примера ССП, СПП).
Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.
Самостоятельная работа №9 (1ч)
Особенности использования средств синтаксической выразительности в текстах современной периодической печати
Цель работы: Развивать умение работать с различными источниками информации с целью выполнения определенного лингвистического задания.
Задание. Привести пример статьи из газеты/ журнала/интернет-ресурса, иллюстрирующей выразительные возможности русского синтаксиса (инверсия, неполные предложения, односоставные предложения и т.д.).
Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.
Самостоятельная работа №10 (1ч)
Трудные случаи правописания.
Цель работы:Запомнить трудные случаи правописания некоторых слов.
Задание. Составить предложения со словами, которые вызывают наибольшее затруднение при написании.
Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.
Самостоятельная работа №11 (1ч)
Роль пунктуации и орфографии в речи. Цитирование.
Цель работы: Развивать умение грамотно оформлять цитаты, применяя его в своем тексте.
Задание. Составить текст на свободную тему с применением цитирования.
Формы контроля (самоконтроля): Письменная работа.
Самостоятельная работа №12 (1ч)
Структурные разделы стилистики.
Цель работы: Развивать умение работать с научными статьями, вычленять основную информацию на заданную тему.
Задание. Подготовить сообщение на тему "Структурные разделы стилистики".
Формы контроля (самоконтроля): Конспект.
Самостоятельная работа №13 (1ч)
Особенности разговорной речи молодежи.
Разновидности речи по функциональному назначению.
Цель работы: Развивать у студентов языковое чутье, наблюдательность, внимательность к слову.
Задание. Сделать аудиозапись либо записать речь своего сверстника/ диалог двух сверстников. Проанализировать речь с точки зрения грамотности, чистоты, точности, выразительности.
Формы контроля (самоконтроля): Наблюдение, анализ.
Литература
1.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. –М.: АБРИС-ПРЕСС,2010. -234с.
2.Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник.- М.: Форум, 2010.-167с.
3.Русский язык и культура речи:Учебное пособие /Самойлова Е.А. – М.:ИД ФОРУМ, 2010.- 234с.
4.Русский язык и культура речи: Учебник / под ред. Черняк В.Д. – М.: САГА: ФОРУМ, 2008.- 246с.
5.Сборник упражнений и тестовых заданий по культуре речи. Учебнопособие.- СПб., Москва:САГА: ФОРУМ,2010.- 46с.
Дополнительные источники:
1.Булыко А.Н. Современный словарь иностранных слов.- М.: Мартин, 2007. -456с.
2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка.- М.: 2010.- 356с.
3.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: 2010.-356с.
4.Зубова Е.Н. Орфоэпический словарь: М.: ООО Дом Славянской книги,2009.-367с.
5.Иванова Т.А., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире: Комплексный справочник.- М.: Русский язык.- Медиа, 2010. -123с.
6.Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. М.:2010.- 46с.
7.Львов М.Р. Школьный словарь антонимов.- М.:2010.- 364с.
8.Орфографический словарь русского языка / отв. ред. Лопатин В.В., М.:2010.-564с.
9.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.-М.: Оникс, 2008.- 456с.
10.Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию: М.:2010.-356с1.Власенков А.И., Потемкина Т.В. Русский язык: Учеб. пособие. – М.: 2010. – 269 с.