Программный материал по биологии для обучающихся в системе СПО
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии (профессиям) начального профессионального образования (далее НПО):
23.01.07 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»;
Организация-разработчик: ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
Разработчик: Арбузова Е.И., преподаватель ОГАПОУ «Яковлевский политехнический техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
8
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО:
23.01.07 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»;
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Общепрофессиональный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Биология
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов;
применять в жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
Учащиеся должны знать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории.
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом;
сущность биологических процессов: размножения, формирование приспособленности, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
лабораторные занятия
10
контрольные работы
7
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
6
Рефераты:
Органические вещества растительной клетки, доказательства их наличия в растении.
Неорганические вещества клеток растений. Доказательства их наличия и роли в растении. Прокариотические организмы и их роль в биоценозах.
Практическое значение прокариотических организмов (на примерах конкретных видов). Предпосылки возникновения эволюционной теории Ч.Дарвина.
Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции.
Воздействие человека на природу на различных этапах развития человеческого общества.
Причины и границы устойчивости биосферы к воздействию деятельности людей.
Биоценозы (экосистемы) разного уровня и их соподчиненность в глобальной экосистеме – биосфере.
Опасность глобальных нарушений в биосфере. Озоновые «дыры», кислотные дожди, смоги и их предотвращение.
Экологические кризисы и экологические катастрофы. Предотвращение их возникновения.Устойчивое развитие природы и общества.
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1
«Общая биология».
Тема 1.1
1
Введение
1
1
1
Сущность жизни и свойство живого.
Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. . Изучение основных закономерностей возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной ее организации. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира и в практической деятельности людей
1
1
Тема 1.2
Основы цитологии
16
1
Клеточная теория. Химический состав клетки.
Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Строение и функции клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.
1
1
2
Неорганические вещества клетки.
Химический состав клетки. Вода, азот, углерод, водород и другие неорганические вещества клетки.
1
1
3
Органические молекулы: углеводы, жиры, липиды.
Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке.
1
1
4
Лабораторная работа № 1 «Доказательство белковой природы фермента расщепляющего перекись водорода»
1
2
5
Органические вещества клетки.
Белки, Биологические полимеры. Функции белков.
1
1
Лабораторная работа №3 «Роль ферментов в ускорении реакции в клетке»
6
Биологические полимеры: нуклеиновые кислоты.
1
1
7
АТФ и другие органические соединения клетки
1
1
8
Строение клетки.( Цитоплазма, ядро, клеточный цент, рибосомы. Строение клетки: ЭПС, комплекс Гольджи. Митохондрии).
1
1
Лабораторная работа №4 «Изучение плазмолиза и деплазмолиза растительной клетки».
9
Особенности строения прокариотических и эукариотических клеток.
Прокариотические и эукариотические клетки.
1
1
10
Вирусы и бактериофаги.
Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.
1
11
Лабораторная работа №2 «Изучение строения растительной клетки под микроскопом»
1
2
12
Энергетический обмен в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен.
1
1
Лабораторная работа №5 «Выявление активности амилазы».
13
Фотосинтез: хемосинтез.
(Световая фаза и темновая фаза фотосинтеза, фотон, фотолиз)
1
1
14
Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке.
(Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК. Ген. Генетический код. Биосинтез белка).
1
1
15
Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме
(Оперон, структурные гены, оператор, репрессор)
1
1
16
Контрольно-обобщающий урок №1 «Основы цитологии».
1
3
Самостоятельная работа: Строение клетки. Генетический код. Транскрипция. Синтез белка в клетке. Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме
8
Раздел 2
Размножение и индивидуальное развитие организма.
18
Тема 2.1
Размножение организма.
7
1
Жизненный цикл клетки
(Митотический цикл. Апоптоз. Интерфаза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период.)
1
1
2
Митоз. Амитоз.
(Кариокинез. Цитокинез. Веретено деления. Амитоз.)
1
1
3
Мейоз
(Мейоз. Конъюгация. Кроссинговер)
1
1
4
Формы размножения. Бесполое размножение.
(Бесполое размножение. Вегетативное размножение.)
1
1
5
Формы размножения. Половое размножение. Гаметогенез.
(Гаметы. Гермафродиты. Конъюгация.Копуляция.)
1
1
6
Онтогенез.
(Типы онтогенеза. Метаморфоз. плацента).
1
1
7
Контрольно-обобщабщий урок № 2 «Формы размножения и индивидуальное развитие»
1
3
Самостоятельная работа: работа с учебным материалом- Жизненный цикл клетки
(Митотический цикл. Апоптоз. Интерф Формы размножения. аза. Пресинтетический период. Синтетический период. Постсинтетический период.)
3
Тема 2.2
Основы генетики
8
1
Гибридологический метод. Моногибридное скрещивание .
Гибридологический метод. Чистые линии. Аллельные гены. Гомозиготы. Доминантные и рецессивные гены.
1
1
2
Дигибридное скрещивание
Решетка Пиннета. Закон независимого наследования признаков.
1
1
3
Взаимодействие неаллельных генов
Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерное действие гена.
1
1
4
Хромосомная теория наследственности.
Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Кроссинговер. Генетические карты.
1
1
5
Генетика определения полов
Признаки сцепленные с полом. Аутосомы. Половые хромосомы. Гомогаметный пол. Гетерогаметный пол.
1
1
6
Виды мутаций.
Генные, хромосомные и геномные мутации. Виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, инверсия, дупликация. Полиплоидия.
1
1
7
Решение задач по генетике.
1
2
8
Контрольно- обобщающий урок №3 «Основы генетики»
1
3
Самостоятельная работа: работа с учебным материалом - Гибридологический метод.
Гибридологический метод. Чистые линии. Аллельные гены. Гомозиготы. Доминантные и рецессивные гены.
4
Тема 2.3 Генетика человека
3
1
Методы исследования генетики человека
Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.
1
1
2
Генетика и здоровье.
Генные заболевания. Аутосомно – доминантное наследование. Аутосомно – рецессивное наследование.
1
1
3
Генетика и здоровье.