Сочинение — отзыв на прочитанное произведение
Сочинение-отзыв по тексту в 5-6 классах якутской школы или как добиться от двоечника написания сочинения.
Разработала учитель русского языка и литературы «МБОУ 2- Нерюктяйинская СОШ им. Н.М.Корнилова» Олёкминского района РС(Я) Андреева Сардана Револиевна.
Тема разработки «Обучение сочинению-отзыву по тексту в среднем звене общеобразовательной школы». Выбор этой темы объясняется тем, что сочинение – одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Тем более задание С экзаменационной работы представляет собой письменный анализ содержания предложенного текста в виде сочинения-рассуждения. Считаю, что подготовку к ЕГЭ по русскому языку необходимо начинать с 5 класса.
Я работаю в якутских классах и знаю, что для учащихся якутской школы этот жанр письменного высказывания представляет особую трудность. Мои слабые ученики отказывались писать сочинение по тексту, мотивируя это тем, что они не умеют писать, у них ничего не получится и т.п. Столкнувшись с такой проблемой, я пришла к своему методу обучения сочинению – методу подробных ответов на вопросы по тексту, даже придумала шуточное название «Сочинение-отзыв по тексту в 5-6 классах якутской школы или как добиться от двоечника написания сочинения». Впервые апробировала этот метод на уроках литературы в 5 классе по рассказу Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася». После изучения произведения, на подготовительном уроке ученикам было предложено работать по тексту в группах. Каждая группа работала со своей частью вопросов, ребята обсуждали и записывали подробные ответы, и у каждой группы получилась своя часть сочинения. После выступления и обсуждения групп каждому ученику уже не составило большого затруднения написать свое индивидуальное сочинение дома. Конечно, не у всех ребят вышло идеально, но никто из них не пришел с невыполненным домашним заданием.
Этот метод подходит именно на начальном этапе работы обучения написанию сочинения-отзыва по тексту. Главное нужно подбирать интересные, динамичные небольшие по объему тексты и составить такие вопросы, чтобы ученики могли раскрыть основную мысль, проблему и высказать свое собственное мнение. Метод был представлен мною на курсах повышения квалификации «ИРО и ПК» в 2010 г., получил одобрение многих моих коллег и республиканского сертификат о распространении педагогического опыта.
Подготовка к ЕГЭ (части С) в средних классах является актуальным вопросом современной школы.
Проблема
Ученики якутских школ испытывают определенные затруднения в написании сочинений.
Цель
Научить учеников 5-6 классов писать сочинения-отзывы по тексту способом подробных ответов на вопросы.
Задачи
- подобрать небольшие по объему интересные тексты;
- составить вопросы по тексту.
Гипотеза
Если подготовить хорошо продуманные вопросы к тексту, то любой ученик сможет написать сочинение-отзыв, подробно отвечая на вопросы.
Вопросы для написания сочинения-отзыва по рассказу Ю.Яковлева «Рыцарь Вася».
Какое произведение ты прочитал? Кто автор?
Кто является главным героем рассказа?
За что приятели прозвали Васю Тюфяком?
Что скрывалось за некрасивой, толстой оболочкой мальчика?
Каким он представлялся себе в мечтах?
Как проходила жизнь главного героя?
Какой случай произошел на реке?
Как поступил Тюфяк?
Как повел себя Димка Ковалев?
Почему Тюфяк не рассказал правду директору?
Как ты относишься к поступку одноклассника Васи Димки Ковалева?
Что можно сказать о Ковалеве как о человеке?
Вася - рыцарь или Тюфяк?
Какие качества характера Васи тебе нравятся, а какие нет?
Какое окончание рассказа ты бы хотел?
Нужны ли в нашей жизни такие благородные и смелые люди как Вася? Почему?
Результат
Проведен подготовительный урок по написанию сочинения по теме «Рыцарь или Тюфяк?» Работая в парах, ученики 5 класса составили устное сочинение. 100% учеников написали домашнее сочинение, подробно ответив на вопросы.