КВН по математике для старшего и среднего звена
КВН
по математике для учеников среднего и старшего звена
Учитель МОУ СОШ № 34 города Магнитогорска
Захаркина Ирина Андреевна
1. Без счёта не будет на улице света. Без счёта не может подняться ракета.
2. Без счёта письмо не найдёт адресата. И в прятки сыграть не сумеют ребята.
3. Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа!
КВН
Ход игры. Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами встретились, чтобы провести заседание клуба веселых и находчивых – КВН. Эта игра для умных и находчивых, великодушных, добрых и чутких. Сегодня состоится не совсем обычный КВН, а турнир любителей прекрасной науки – математики. Учитель. Ребята, как вы думаете, зачем нужно знать математику?
Учитель. Издавна люди называют математику царицей наук, потому что математика применяется в различных областях знаний. Один из важнейших разделов математики – арифметика. Арифметика – это наука о числах, свойствах чисел и действиями над ними.Время, в которое мы живём, называют эрой математизации знаний. Без математики, без её законов, невозможно запустить космический корабль, спроектировать ядерный реактор, проложить дорогу, работать на ферме, в поле, магазине. Поэтому математику справедливо называют царицей наук, золотым ключом, без которого не откроешь двери ни в физику, ни в химию, ни в технику. И, кроме этого, математику уже затем учить следует, говорил М.В. Ломоносов, что она ум в порядок приводит. «Математика царица всех наук». Так считали многие известные ученые, писатели и художники. В своей жизни вы, наверное, неоднократно слышали высказывания великих людей о математике. Вот и сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. "Математика открывает свои тайны только тому, кто занимается ею с чистой любовью, ради ее собственной красоты” Архимед "Величие человека – в его способности мыслить”. Блез Паскаль "Природа говорит на языке математики”. Галилео Галилей
Наши соревнования – это, прежде всего – игра. Дружелюбное отношение в КВНе – закон. И в этой игре проявляются все лучшие качества наших участников: юмор; способность оценить шутку другого; товарищество; находчивость. Оценивать наше соревнование будет всезнающее и справедливейшее жюри (представление жюри). И пусть сильней кипит борьба, Острей соревнование. Успех решает не судьба, А только ваши знания. Первый конкурс «ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД». Учитель. Команды по очереди дружно говорят своё название и девиз. Капитан команды 1:
Наша команда:
" Дважды два”.
Наш девиз:
Мы команда хоть куда! Нас удача ждет всегда!
Задача для соперников:
В зоопарке он стоял,Обезьянок все считал.Две играли на песке,Три уселись на доске,А двенадцать спинки грели.Сосчитать вы всех успели?
Вас приветствует команда
«Пятерочки».
Наш девиз:
Чтоб врачом, моряком или летчиком стать, Надо твердо на "5” математику знать! Задача для соперников
Мы только с парохода,Мы только из похода – Одиннадцать недельГостили на воде.А сколько это дней?Считай-ка поскорей!
I «ЛОГОГРИФЫ». Учитель. В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово.
1) Арифметический я знак, В задачнике найдешь меня Во многих строчках, Лишь "О” ты вставишь, Зная как , И я – географическая точка. (Плюс-полюс). 2) Я – цифра меньше 10, Меня тебе легко найти. Но если букве "Я” Прикажешь рядом встать: Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! (Семь – семья).
3) Я нелюбимая оценка в дневнике, Из-за меня у школьников мрачнеет вся природа, Но если внутрь меня поставить "Е”, То среди женского я рода. (Два – Дева) 4) С буквой «Р» с овцы стригут, В нити прочные прядут. А без «Р» нужна для счёта, Цифрой быть её работа. (Шерсть – шесть)
II Блиц-опрос.
Вопросы для 1 команды:
Четырёхугольник с прямыми углами. (Прямоугольник)
Результат сложения. (Сумма)
Что больше 2 см или 23 мм? (23 мм)
Какую часть часа составляет 20 мин.? ( 1 /3 )
График квадратичной функции? (Парабола)
Утверждение, не требующее доказательства. (Аксиома)
Самое маленькое трёхзначное число. (Сто)
Отношение синуса А к косинусу А. (Тангенс)
Раздел геометрии, изучающий фигуры на плоскости. (Планиметрия)
Треугольная пирамида. (Тетраэдр)
Угол, на который поворачивается солдат по команде «Кругом» (1800)
Направленный отрезок (вектор)
Сколько вершин у ромба (четыре)
Прямоугольник с равными сторонами. (Квадрат)
Хорда, проходящая через центр окружности? (Диаметр)
Вопросы для 2 команды:
Утверждение, требующее доказательства. (Теорема)
Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника? (3)
Результат вычитания? (Разность)
Что больше – 10 или – 15? ( - 10)
Сколько секунд в часе? (3600)
Луч, делящий угол пополам. (Биссектриса)
Наибольшее трёхзначное число. (999)
Отношение противолежащего катета к гипотенузе. (Синус)
Мы изучаем планиметрию и стереометрию, а вместе это (Геометрия)
Параллелепипед, у которого все рёбра равны. (Куб)
Сотая часть числа (процент)
Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
Тысячная доля килограмма (грамм)
Числа со знаком «минус». (отрицательные)
Какую часть часа составляет 1 минута? (1/60)
.III Задачи. (Г.Остер «Задачник»)
В бублике 1 дырка, а в кренделе в два раза больше. На сколько меньше дырок в 7 бубликах, чем в 12 кренделях? (7б – 7д, 12кр – 24д. на 17 дырок)
Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 минут, когда его укусила оса, он орал на 3 минуты больше, но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть с мылом, Кузя орал в два раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 9 минут. Сколько минут орал уже вымытый Кузя? (16 мин орал, 7 мин орал уже вымытый)
Вовочка твёрдо решил стукнуть старшеклассника Егора по лбу доской прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а длина 60 см. подойдёт ли для этого дела доска прямоугольной формы, ширина которой 15 см, а площадь 900 кв см? (Да)
Кощей Бессмертный, Баба Яга и Змей Горыныч обменяли 2 вагона клюквы на 3 вагона жвачки. Общий вес клюквы, уехавшей в 2 вагонах, на 15 тонн меньше общего веса приехавшей в 3 вагонах жвачки. Узнай сколько тонн клюквы уехало и сколько тонн жвачки приехало, если известно, что в каждом из вышеупомянутых вагонов одинаковое количество тонн клюквы или жвачки. (30 тонн клюквы и 45 тонн жвачки)
В поисках Царевны Лягушки Иван Царевич обследовал 4 болота. На каждом болоте было по 357 кочек, а на каждой кочке сидело по 9 лягушек. Сколько лягушек перецеловал Иван Царевич в поисках невесты? (12852)
На педсовет собрались 40 строгих учительниц и все по очереди стали ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника? (8 ч)
IV
Конкурс для болельщиков.
Аукцион математических терминов.
Аукцион пословиц, содержащих числа.
V НМО (неопознанный математический объект)
Здесь находится одна из наиболее встречающихся фигур. Одно из замечательных свойств этой фигуры используется в приготовлении самых устойчивых столов, подставок. ( треугольник)
Древний геометрический инструмент, который был изобретён в Древней Греции, часто используется архитекторами, младшие школьники применяют его не по назначению, а старшими школьниками он почти не используется. (Циркуль)
VI Используя знаки действий, напишите число 100
1 команда 2 команда
пятью пятерками пятью единицами
(5*5*5-5*5 = 100) (111-11=100)
VII Каждая команда получает одно утверждение, которое она должна сформулировать как аксиому, теорему, определение.
Например: Тише едешь – дальше будешь.
Аксиома. Тише едешь – дальше будешь.
Если тише едешь, то дальше будешь.
Медленная езда – есть большее расстояние.
1 команда. Баба с возу – кобыле легче.
2 команда. У сами нянек – дитя без глазу.
VIII Конкурс «Робинзон Крузо»
Командам предлагается научить Пятницу геометрии, учитывая, что ему знакомы лишь несколько слов: «У», «На», «И», «Под», «Над». Всё остальное нужно показывать с помощью жестов.
Определение квадрата.
Определение равнобедренного треугольника.
IX Конкурс «Угадай мелодию»
Командам даются подсказки, с помощью которых они должны угадать песню и исполнить её отрывок.
- песня про подарок в форме незатейливой геометрической фигуры, ограниченной двумя концентрическими окружностями. («Колечко»).
- песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке мега («Миллион алых роз»).
- песня про страшное скопление водяных паров в атмосфере («Тучи»).
- песня про отсутствие движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки («Мальчик хочет в Тамбов»).
- песня о двух агрегатных состояниях воды, одно из которых привело к гибели «Титаника» («Айсберг»)
- песня о вращении геометрического тела правильной формы, падение которого привело к краху («Крутится, вертится шар голубой»)
X «Итоговый цейтнот»:
Команды по очереди называют художественные произведения (рассказы, сказки, пословицы, поговорки, песни, в которых встречаются математические термины и числа (по 1 баллу за правильный ответ).
XI Темная лошадка.
1. Назовите имена:
a) трех поросят в сказке «Три поросенка» (Наф-наф, Ниф-ниф, Нуф-нуф)
b) трех толстяков в сказке Ю.Олеши «Три толстяка (Без имен)
c) трех мушкетеров в романе А.Дюма «Три мушкетера» и их слуг. (Атос, Партос, Арамис, Гримо, Мушкетон, Базен)
d) Трех былинных героев на картине «Три богатыря» художника Восницова: (Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец)
e) Трех медведей из сказки Толстого «Три медведя» (Анастасия Петровна, Михаил Потапыч, Мишутка)
ПИФАГОР
(6-й век до н.э.)
Пифагор родился на греческом острове Самос в Эгейском море и, по сохранившимся преданиям, много путешествовал. Жил в Египте, Вавилоне, совершил путешествие в Индию, знакомился с достижениями науки этих стран. Потом он поселился на юге нынешней Италии, где основал пифагорейский союз – общество философов. Отличительным знаком этого общества была пятиконечная звезда – пентаграмма, которая у них называлась «Здоровье».
Пифагорейцы много занимались наукой, особенно математикой. Самой знаменитой из открытых ими теорем стала теорема Пифагора, гласящая , что сумма площадей квадратов, построенных на катетах прямоугольного треугольника, равна площади квадрата, построенного на его гипотенузе. Получающуюся при этом картинку школьники с давних пор прозвали «пифагоровыми штанами».
Пифагорейцы изучили варианты, в которых величины всех сторон прямоугольного треугольника выражаются целыми числами. Вообще они придавали числам очень большое значение, считая, что через них можно выразить все закономерности в мире. И сами числа они наделили разнообразными свойствами. Например, они считали, что 5 символизирует цвет, 6 – холод, 7 – разум, здоровье и свет, 8 – любовь и дружбу и т.д.
Числа, равные сумме всех своих делителей, такие, как 6, 28, 496, 8128, они считали совершенными, а дружественными числами называли такие пары чисел, из которых каждое равнялось сумме делителей второго числа. Это пифагорейцы разделили числа на четные и нечетные и заметили, что если складывать последовательно нечетные числа 1+3+5+7+, то после каждого сложения будут получаться числа, являющиеся квадратами: 1, 4, 9, 16
К числу математических наук пифагорейцы относили арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Да, да, музыку! Они установили, что высота звучания струны зависит от ее длины, то есть вновь от числа, и создали первую математическую теорию музыки.
Большое внимание пифагорейца уделяли также физическим упражнениям, а сам Пифагор был олимпийским чемпионом по кулачному бою.
Пифагорейцы знали, что Земля – шар, который вращается вокруг Солнца, как и все остальные планеты. Но затем эти знания были забыты, и через две тысячи лет польскому астроному Копернику пришлось вновь отстаивать эту теорию строения Вселенной, которую церковники называли пифагорейской.
ЕВКЛИД
(ок. 365 до н. э. - 270 до н. э.)
Об этом выдающемся древнегреческом математике, жившим в 3-м в. до н. э., сохранилось мало сведений. Он был родом из Афин и жил в Александрии. Преподавал математику, астрономию. Согласно преданию, царь Птолемей I, желавший изучить геометрию, потребовал, чтобы Евклид нашел для него путь в науку быстрый и легкий, поскольку непристойно следовать той же дорогой, которой идут все. На это Евклид ответил, что царского пути в геометрию нет, надо трудиться, старательно изучать теоремы, решать задачи.
До нас дошли немногие его сочинения. Основные из них – 15 книг под общим названием «Начала». Два тысячелетия эти книги оставались энциклопедией геометрии. И в наши дни в учебниках геометрии можно найти многие теоремы Евклида. Недаром изучаемую в школе геометрию называют евклидовой. Чем же замечательна его книга? В ней очень хорошо, продуманно изложены все знания по геометрии, накопленные к тому времени, и, главное, впервые была сделана попытка дать аксиоматическое изложение геометрии.
Среди сформулированных Евклидом аксиом имеются, например, следующие: «через две точки можно провести прямую» (рис.3), «все прямые углы равны между собой» (рис.4), «через точку можно провести только одну прямую, параллельную данной» (рис.5).
После Евклида математики многих поколений стремились улучшить, дополнить его систему аксиом геометрии. Большую роль сыграли исследования Архимеда . Но лишь к концу 19-го столетия (спустя две с лишним тысячи лет после Евклида!) был получен логически безупречный список аксиом геометрии.
И хотя мы теперь знаем, что в аксиомах Евклида было много несовершенного, неокончательного, но идея об аксиоматическом построении науки, высказанная еще Аристотелем – учителем Евклида и творцом логики, была очень ценной, плодотворной. Она определила на два тысячелетия дальнейшее развитие геометрии. Известны также его работы по астрономии, оптике, теории музыки.