Презентация к теме Продуктивное чтение на уроках истории
Продуктивное чтение как формирование коммуникативныхУУД Продуктивное чтение Чтение и письмо открывают человеку новый мир, особенно в наше время, при нынешних условиях разума. Путь личного самостоятельного познавательного опыта - самый тяжелый, но и самый продуктивный. Формируется индивидуальный информационный запрос (Зачем читать? Что читать?). План текста 1.группировка текста по смыслу2. выделение опорных пунктов3. расчленение текста на смысловые части и озаглавливание их4. соотнесение частей плана друг с другом. 5. выделение главной мысли или микротемы Правила продуктивного чтения 1. Вы должны применять советы, о которых будет рассказано ниже.2. Вместо пометок и разных мыслей на полях, нужно записывать конкретные задачи которые можете выполнить сами. 3. Старайтесь читать книгу один раз и не возвращаться к ней больше.4. Прочитали, выписали задачи и выполняем, не оглядываясь на подсказки. 5.Самый ценный опыт приобретается на практике, и он гораздо полезней теоретических размышлений сидя на диване. Виды работ с текстом Чтение и пометка непонятных словНахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопросЧтение, составление вопросов к прочитанному тексту, абзацуУстановление путём чтения причинно-следственных связейЧтение и разгадывание(составление) кроссворда Виды работ с текстом Чтение, заполнение схемы Чтение и заполнение таблицыЧтение с сокращением текстаЧтение, самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту Памятка по составлению плана 1. Внимательно прочитай текст.2. Выдели главные мысли текста.3. Проверь, как они соотносятся друг с другом.4. Сгруппируй текст вокруг главной мысли (раздели его на смысловые части).5. По количеству главных мыслей определи количество пунктов плана.6.Сформулируй главные мысли кратко ( запиши их в виде пунктов плана).7. Прочитай текст повторно, проверь не пропустил ли что-то. Обсуждение прочитанного формируются:а) информационнаяб) речемыслительнаяв) коммуникативнаяг)творческая культура учащихся продуктивное чтение Традиционный урок Продуктивное чтениеДо чтения До чтения Учитель готовит к восприятию текста Ученики прогнозируют содержание текста Во время чтения Во время чтенияУченики читают самостоятельно или Ученики читают, задают вслух ,выполняют задания вопросы, прогнозируют ответы, ведут диалог с автором ,проверяют себя по текстуПосле чтения После чтенияУченики отвечают на вопросы учителя, Беседуют и уточняют перечитывают текст, позицию авторавыполняют задания учителя I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. Памятка До чтения. Просмотри текст и предположи, о чём он, по названию, выделенным словам, рисункам. Какой ответ на поставленный вопрос здесь может быть? II этап Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста Памятка Во время чтения. Прочитай текст, ведя диалог с автором с помощью знаков-подсказок: В – задай вопрос автору текста; О – спрогнозируй ответ; П – проверь себя по тексту. III этап. Работа с текстом после чтения 1.Смысловая беседа по тексту.2. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.3.Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.4. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. 5.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).6. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. Памятка После чтения. Сформулируй вывод по заданию и проблеме урока. Продуктивное чтение Технологические приёмы● «Диалог» с автором. Задача учителя –научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения.● Комментированное чтение. Сопровождается пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.● Прием «Отсроченная отгадка»● Прием «Оценка текста»● Прием «Задай вопрос»● Прием «Кубик Блума»● Прием «Состав задание»● Прием «Пометка на полях»● Прием «Аналитик» Чтение продуктивное В настоящее время кардинально меняется взгляд на то, каким должен быть выпускник школы. Современные реалии требуют, чтобы он не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать.Все это может дать человеку Чтение. Желаю удачи!