Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка
Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках английского языка
В настоящее время не надо никого убеждать в необходимости перехода к личностно-ориентированному обучению. Становится очевидным, что не объём знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни. Сейчас нужно не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
В этой связи всё более актуальными становятся поиски новых форм уроков, возникает необходимость из урока в урок использовать проблемные ситуации, диалоговые, игровые, задачные, проблемные технологии, а не преподносить материал как сумму фактов, не подвергшейся критической оценке.
Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективное оценивание положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
В России тема критического мышления изучалась в научных исследованиях Е.В. Волкова «Критическое мышление: принципы и признаки», Г.В. Сориной «критическое мышление: история и современный статус», Н.Л. Московской и В.П. Муякиной «критическое мышление как образовательная ценность», Е. И. Федотовской «Методика развития критического мышления как важного фактора формирования иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах».
За рубежом известны работы Д. Клустера «Что такое критическое мышление?», Г. Линдсея, К. С. Халла, Р. Ф. Томсона «Творческое и критическое мышление, Поля Р. У. «Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире» и Халпера «Психология критического мышления». Западная психолого-педагогическая традиция располагает целым рядом отдельных исследований (P. Facione, N. Facione, C. Giancarlo, R. Ennis, S. Norris, G. Salomon), посвящённых изучению установок на критическое мышление, методик их развития и диагностики.
К примеру, Д. Халперн в своей работе «Психология критического мышления» определяет критическое мышление как направленное мышление. По мнению ученого оно отличается взвешенностью, логичностью, и целенаправленностью. Критическое мышление отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. HYPERLINK "http://doc4web.ru/go.html?href=%23sdfootnote1sym" \t "_blank" 1Мы предлагаем понимать под критическим мышлением самонаправляемое, самодисциплинируемое, самооценивающее и самокорректирующее мышление. Это предполагает соглашение со строгими стандартами, что влечет за собой эффективную коммуникацию и способность решать проблемы, и обязательство преодолевать наш природный эгоцентризм и социоцентризм.
Г.В. Сорина считает, что критическое мышление предполагает наличие навыков рефлексии относительно собственной мыслительной деятельности, умение работать с понятиями, суждениями, умозаключениями, вопросами, развитие способностей к аналитической деятельности, а также к оценке аналогичных возможностей других людей. HYPERLINK "http://doc4web.ru/go.html?href=%23sdfootnote2sym" \t "_blank" 2Критическому мышлению в целом свойственна практическая ориентация. В силу этого оно может быть проинтерпретировано как форма практической логики, рассмотренной внутри и в зависимости от контекста рассуждения и индивидуальных особенностей рассуждающего субъекта.
Вместе с тем одна из важнейших особенностей критического мышления заключается в том, что оно учит анализу и конструированию рассуждений, получению знания вне зависимости от профессиональной сферы деятельности.
Критическое мышление ориентируется на анализ «естественных» рассуждений, не стремясь подогнать их под стандартные структуры формальной логики. HYPERLINK "http://doc4web.ru/go.html?href=%23sdfootnote3sym" \t "_blank" 3Изучение английского языка играет огромную роль в развитии критического мышления подростков, определяемую спецификой его как учебного предмета и особенностями используемых технологий обучения. В связи с этим И.А. Зимняя подчеркивает, что именно в нашей стране в практике преподавания иностранного языка была впервые поставлена задача обучения мышлению на иностранном языке. HYPERLINK "http://doc4web.ru/go.html?href=%23sdfootnote4sym" \t "_blank" 4 Основной целью развития критического мышления подростков является расширение мыслительных компетенций для эффективного решения социальных, учебных и практических проблем.
Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка, как правило, включает в себя три стадии.
Этапы технологии РКМЧП и их задачи
Название технологического этапа Задачи технологического этапа
Evocationподготовительный
Фаза вызова или Побуждения Позволяет активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме, пробудить интерес к теме, побудить их к активной работе, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
Realization of meaningсобственно восприятие нового смысловая стадия или Фаза реализации смысла Даёт новую информацию, осуществляется непосредственная работа ученика с текстом, причём работа, направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал, и др.
Reflectionприсвоение информации – стадия рефлексии. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний, то есть закрепить материал, проверить усвоение.
Первая стадия – стадия вызова. Основными задачами данной стадии является повышение адекватности детей, развитие интереса и учебной мотивации, обобщение имеющихся знаний по заданной проблеме.
Вторая стадия – стадия осмысления. На данной стадии выдвигаются следующие задачи: обеспечение знаниями учащихся, осмысление полученных знаний, соотношение имеющихся знаний.
Третья стадия – стадия рефлексии. На данной стадии решаются такие задачи как: осмысление и обобщение полученных знаний, присвоение (запоминание) знаний, формирование собственного отношения к проблеме.
Таким образом, в результате применения методов критического мышления в процессе обучения иностранному языку актуализируется субъектная позиция личности каждого ребенка. Данные методы способствуют организации учебной деятельности студентов в соответствии с механизмами ценностной ориентации поиск – оценка – выбор – проекция. Несмотря на то, что все компоненты представлены в методах критического мышления, однако, выбор, как соотношение внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности, и проекция, как прогноз, реальная конструктивная перспектива, выражены наиболее отчетливо и ярко.
В мировой практике развития и формирования критического мышления разработано множество методов, способов и программ, каждая из которых должна привести к желаемому результату. Однако, используя ту или иную методику формирования критического мышления, в конкретной ситуации мы столкнемся с рядом трудностей, заключающихся в специфических условиях возраста, предмета, на котором происходит формирование критического мышления, психологического климата и формы организации процесса обучения. Поэтому для каждого случая методы, используемые для формирования критического мышления, будут своими и в общем случае будут представлять набор заданий/приемов, являющихся частью определенного критерия сформированности критического мышления.
Большинство исследователей (А.Р. Галямова, В.Е. Бугера, Е.А. Генике, Е.А. Трифонова, И.О. Загашев, С.И. Заир_Бек, И.В. Муштавинская, В. Ружиэйро, Г.В. Сорина, А.В. Тягло, Т.С. Воропай, Е.А. Ходос, А.В. Бутенко, Е.В. Мурюкина, И.В. Челышева, Е.С. Полат, А.В. Федоров, И.А. Мороченкова, Г.Р. Биккулова и др.), занимающихся развитием и формированием критического мышления, так или иначе, опираются на технологию развития критического мышления через чтение и письмо, разработанную американскими исследователями (Ч. Темпл,К. Мередит, Дж. Стилл, Д. Огл). Понятие «технология обучения» впервые прозвучало в 1970 году на конференции ЮНЕСКО. Термин определяется как движущая сила модернизации образовательного процесса.
Говоря о вкладе российских педагогов в определение основ понятия технологии, стоит отметить, что наибольший вклад в разработку проблемы технологии обучения внесли В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, С.А. Смирнов, Ю.Г. Татур и другие. Из зарубежных исследователей, на наш взгляд, необходимо отметить Л. Андерсона, Дж. Блока, Б. Блума, Т. Гилберта, Р. Мейджера и других.
При реализации технологии педагогом применяются соответствующие средства обучения. М.Я. Виленский под соответствующими средствами обучения понимает не любые средства, а те, которые имеют высокую производительность. HYPERLINK "http://doc4web.ru/go.html?href=%23sdfootnote5sym" \t "_blank" 5 Таким образом, под средствами обучения будем понимать все те материалы, с помощью которых преподаватель воздействует на обучающегося для достижения педагогических целей в учебном процессе.
Технология развития критического мышления на уроках иностранного языка располагает огромным арсеналом средств: кластеры, написание синквейнов, инсерт, корзина идей, написание эссе, мозговые штурмы, тонкие и толстые вопросы, фишбон, чтение с остановками, бортовые журналы, «KWL Chart».
Также к методам развития критического мышления относятся так называемые «идейные сетки» (Mindmapping, Clustering), «Mind-Map», Mindmapping, размышление над интересными цитатами и высказываниями, работа над поговорками может стать хорошей основой для развития критического мышления учащихся, творческая работа с песнями и т.д.
Рассмотрим наиболее интересные задания для развития критического мышления, которые мы используем в своей практике преподавания английского языка.
Итак, на уроках иностранного языка с целью развития критического мышления мы использовали следующие задания.
1. "Wordplay"
Учащиеся придумывают для своих одноклассников вопросы и дают им категории на любые темы: название стран, профессий, числительные, цвет, месяц, дни недели и т.д.
- Susan is a: a) surname b) first name c) boy’s name
- England is a: a) language b) nationality c) country
2. Sightseeing.
На каникулах ты с родителями поедешь в Англию, совершишь экскурсии по Лондону, что бы ты хотел увидеть, потрогать, с кем пообщаться в первую очередь и почему. Опиши на английском языке это место: историческую ценность, размер, цвет, запах и т.д. Напиши, почему с этого места начнется твоя экскурсия.
3. PenfriendКаким ты себе представляешь друга по переписке, опиши внешность, характер, увлечения и др., заполняя пропуски предполагаемого письма, затем ответь другу используя другие выражения, глаголы, прилагательные подходящие по смыслу, так что бы он понял “What sort of person you are” и стоит ли продолжать переписку с тобой.
Dear penfriend, My name is______and I’m_____(age). I’m from ______. I’ve got_____,_______hair and _____eyes. I’m_____metre___and I’m quite______(size). I look like my________. I’m_____and _____(character). I like ___,____and____but I don’t like__________. Please write to me and tell me what you’re like.
4. «Ассоциативный куст».
Известно, что очень тяжело «раскачать» учеников в начале занятия. Для того, чтобы улучшить начало занятия, мы стали использовать «мозговую атаку» или «мозговой штурм». Конечно, что все новое воспринимается в начале отрицательно. Ученики начали задавать вопрос на манер: «Зачем это нам надо? Это неинтересно» и т.д. Но надо быть настойчивым и все будет надлежащим образом. Этот метод мы стали использовать вместо «языковой разминки», и вместо вопросов типа: « Кто очередной? Кто отсутствующий?», мы стали давать для обдумывания ключевое слово или ключевую фразу занятия.
Например, если тема урока «Компьютеры», ученики говорят все слова, фразы, мысли, которые появляются у них, когда они слышат это слово. Для того, чтобы научить учеников пользоваться этим методом мне понадобилось приблизительно пять занятий. Так как мы получили первые положительные результаты, мы решили двигаться дальше. Мы приняли решение дополнить эту работу «ассоциативным кустом». Теперь, мы пишем ключевую фразу на доске, а потом располагаем все идеи вокруг нее. Но задачи осложнилась тем, что ученики не только должны давать собственные идеи, а и объяснить, почему именно так, а не иначе. Можем констатировать тот факт, что страх ошибки постепенно отступил, вместо этого ученики стали более активно генерировать идеи, а со временем объяснение идей стало более мотивированным.
5. «Диаграмма Вена». Эта техника очень интересна потому, что мы используем не только устную информацию, но и наглядную. Эта диаграмма составляется с трех или больше кругов, которые пересекаются. В тех местах, которые являются общими, мы пишем те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются, а в тех, которые не пересекаются, мы пишем те черты, которые не являются общими. Чтобы было понятно, приведу пример. Например, при сравни два варианта английского языка: повседневной и технической, мы получим такую диаграмму.
6. «Доска вопросов». «Доску вопросов» надо поместить в легкодоступном месте. Когда у учителя нет времени ответить на все вопросы, ученики могут их там поместить и учитель может потом их собрать, выучить и ответить или в письменной форме, или устно на следующих уроках, или вынести их на обсуждение в классе.
7. «Линия ценностей». «Линия ценностей» является разновидностью кооперативной деятельности и рекомендуется для того, чтобы выявить мысли учеников из таких проблемных вопросов, где возможны разные ответы, то есть возможные разные степени согласия или несогласия с каким-то заявлением или утверждением. Очень полезно научить учеников признавать и уважать разные точки зрения. Полезно, чтобы ученики учились отстаивать свои убеждения, даже когда их друзья с ними не согласные. «Линия ценностей» предназначенная для того, чтобы привлечь внимание учеников к определенному проблемному вопросу, решить, что они думают по этому поводу. Осознать, что по поводу одного могут быть разные мысли, а также занять позицию относительно вопроса и уметь сформулировать аргументы в пользу своей мысли.
Например, на одном уроке мы показывали ученикам картинки одну за другой и спрашивали, что они видят. Большинство сказали, что они видят портрет женщины (рисунок 1), несколько фигур (рисунок 2), старика в лодке (рисунок 3). Мы предложили посмотреть им на картинки по-другому: вверх ногами, вертикально; обсудить друг с другом, что увидели. Некоторые увидят: слово LIAR, слово LIFE. В белые пропуски между чёрными, большую птицу с человеком в клюве (рис. вверх ногами).
left000
Ученики получили возможность обсудить на иностранном языке, что они увидели, узнать новые слова, отработать структуры в Present Continuous (e.g., “What is the man in the boat doing?”).
Также в ходе развития критического мышления учащихся на уроках иностранного языка мы используем кластеры - графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями. Соединяя различные факты и мысли в такие паутинки, дети развивают системность мышления. В центре листа пишется слово (тема, проблема) Далее вокруг этого слова записываются слова или словосочетания, которые учащиеся выбрали из текста.
8. Синквейн. Намного проще, но также эффективен прием называемый«синквейн». Происходит от французского слова «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк (тема – существительное; описание темы – 2 прилагательных; описания действия – 3 глагола; фраза из 4-х слов; синоним к теме).
Данный прием используется как способ синтеза материала. Кратность и лаконичность формы позволяет развивать способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах. «Синквейны» применяются в качестве инструмента для синтезирования сложной информации; способа оценки понятийного багажа учащихся; средства развития творческой выразительности мысли.
Для того чтобы начать рефлексировать по поводу своей деятельности, необходимо создать среду для рефлексии, которая включает: 1) особое пространство («круглые столы», педагогические гостиные, клубы); 2) положительное восприятие друг друга в процессе рефлексии.
Мы предложили детям несколько тем, которые им более близки и понятны: еда, животные, работа по дому. Дети работали дома, и у них была возможность воспользоваться словарями. Родители приняли активное участие в этой работе. Ниже мы приводим несколько примеров подобного сотрудничества:
APPLES
JUICY, SWEET
BITE, EAT, ENJOY
EAT THEM EVERY DAY
HEALTH
PIZZAWONDERFUL, TASTYCOOK, EAT, ENJOYIT’S MY FAVOURITE FOODITALY
HOUSEWORK
NECESSARY, BORING
WASHING, CLEANING, SHOPPING
I DON’T LIKE IT
DUTY
Синквейн развивает критическое мышление. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Уровень критического мышления будет достаточно развитым, если ученик показывает способность находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания.
9. Дневник. Эффективной формой развития критического мышления является ведение дневниковых записей учащихся. Главной трудностью такого вида работы является, несомненно, противоречие между достаточно богатым и разнообразным жизненным опытом учащегося, с одной стороны, и ограниченными его возможностями при описании событий и изложении фактов на иностранном языке, с другой.
Как нам представляется, выход из положения, по нашему убеждению, состоит в оптимальном применении принципа повторяемости и вариативности.
Форма заполнения дневника должна быть достаточно стабильной и единообразной. Это придает действиям повторяющийся характер, а самому школьнику - уверенность при ведении дневниковых записей.
В распоряжении учащегося должен находиться достаточно обширный набор выражений и фраз, которые можно было бы привлечь для заполнения дневника, для адекватного описания своей деятельности в течение дня.
В ходе нашей работы мы разработали следующую форму ведения дневника.
Day of the week,
dateWeatherMealsDaily activitiesMonday,
June 1st...
Tuesday
Etc. Fair,
rather hot,
temperature about 25 degrees Centigrade,
no wind,
dry,
sunnyBreakfast:
Cup of tea,
sandwiches.
Dinner: chicken soup, meatballs. Supper: stewed fish, tea Got up at 8.00. Rode a bicycle in the yard.
Went shopping (bought some bread and milk).
After dinner read (was reading) a detective novel. Took a walk to the park. Watched TV after supper, etc. Went to bed at 11 PM.
Дневником может стать обычная тетрадь или же листы традиционного формата, которые следует размножить с помощью ксерокса.
Для того, чтобы обеспечить школьника языковым материалом для справок, предлагаем далее нужный ему лексический материал. Однако его недостаточно для тех ситуаций, которые школьнику захочется отразить в своих записях. Поэтому работа с дневником должна стимулировать умение и потребность работать со словарями, прежде всего с русско-английским словарем.
К сожалению, в ходе нашей работы мы пришли к заключению, что весьма скудный бюджет времени, имеющегося в распоряжении учителя английского языка, создает определенные сложности при контроле дневниковых записей учащихся. Лишь в условиях специализированного среднего учебного заведения с малой наполняемостью учебных групп и достаточно высоким уровнем подготовки школьников педагог может себе позволить просмотр всех дневников. В общеобразовательной школе просмотр дневниковых записей может носить выборочный характер, что позволит педагогу осуществить индивидуальный подход к ученикам, выделяя при этом тех, кто проявляет особый интерес к овладению иностранным языком.
Отметим также, что задание вести летний дневник (с последующей проверкой в начале нового учебного года) - это, по нашему мнению, неплохой способ свести к минимуму естественный процесс забывания уже изученного языкового материала и приобретенных речевых навыков.
В этом случае дневниковые записи можно было бы использовать на первых уроках учебного года при беседе о летних каникулах, а также при изучении других тем, связанных с деятельностью учащихся.
10. «Шесть шляп мышления». Также одним из интересных приемов в технологии критического мышления является «шесть шляп мышления», основатель которого – Э. де Боно. HYPERLINK "http://doc4web.ru/go.html?href=%23sdfootnote6sym" \t "_blank" 6 «Шесть шляп мышления» – это возможность высказывать свои предположения независимо от предположений других: все точки зрения будут разными, так как «роли», распределенные между участниками, заведомо разные. Это дает возможность подумать об альтернативных взглядах на проблему, обсудить разные точки зрения, и если какое-то предположение окажется оспоренным, то ученик не будет чувствовать в этом ошибку, ведь он всего лишь сыграл роль. Прием хорошо проводить на начальном этапе развития рефлексии, чтобы раскрепостить детей. При такой форме организации рефлексии преподаватель получает от учеников различные точки зрения по обсуждаемому вопросу. У учащихся нет опасений высказывания ошибочных предположений.
11. Стратегия «Конспектирование» способствует формированию навыков работы с информацией, так как для сокращения текста без потери существенной информации необходимо выделить ключевые понятия, вычленить главную мысль, установить причинно-следственные связи. Наиболее хорошо знакомый нам вид конспекта - линейный конспект (тезисное свертывание информации) – на уроке иностранного языка приемлем в виде текста компьютерной презентации. Более хорошо подготовленные в языковом плане ученики составляют конспект в виде личного списка слов или на основе опорных сигналов: символов, схем, рисунков. Очень эффективным приемом является составление конспекта – таблицы, часто в вопросно-ответной форме, с помощью которого проблема обсуждается в парах.
12. Стратегия «Разметка текста» («INSERT)/ позволяет учащимся систематизировать и оценить информацию, делая на полях пометки с помощью условных знаков: It’s well-known (V), It’s new and interesting(+), I don’t believe it (-), I need additional information (?). Традиционное подчеркивание менее эффективно, так как не содержит оценки информации. После систематизации маркированной информации в виде таблицы, проводится обсуждение каждого столбца в парах или группах.
Хорошо знакомые учителям упражнения типа «Say true, false or don’tknow» не только решают прагматическую задачу проверки понимания текста, но и способствуют формированию критического мышления, если в самом тексте заложена ложная информация, которую необходимо выявить. КИМы по иностранному языку содержат задания такого типа.
13. Стратегия «Дерево предсказаний» используется при работе с сюжетными текстами. На стволе записывается вопрос, обращенный в будущее: What will happen at the end? Текст разбивается на 3-4 части. После прочтения каждой части ученики записывают на листьях дерева свои прогнозы по содержанию рассказа, на ветвях аргументируя их. Каждую версию нужно обосновать и устно. Когда текст дочитан до конца, учащиеся проверяют, сбылись ли их прогнозы.
Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференция, телемост, ток-шоу по изучаемой теме, а также диспут и дебаты. Они способствуют развитию таких важнейших характеристик критического мышления, как умение анализировать и сопоставлять разные идеи, события, точки зрения; умение слышать аргументы оппонентов; умение доказательно отстаивать свою позицию, одновременно воспитывая толерантное отношение к различным точкам зрения. Принимая решение по обсуждаемой проблеме, участники ролевой игры должны учитывать все её аспекты. Им становится ясно, что не только в игре, но и в реальной жизни часто нет однозначно устраивающих всех решений проблемы. Необходимо внимательно относиться к чужому мнению и уметь аргументировано доказывать своё мнение.
Сформированное критическое мышление способствует адекватной рефлексивной оценке своей деятельности. При завершении определенного этапа работы над темой дети учатся задавать себе вопрос «Что из изученного я знаю хорошо, а что еще недостаточно? Что я должен сделать для того, чтобы устранить пробелы? Могу ли я справиться самостоятельно, или мне требуется помощь?» и планировать свои дальнейшие действия.
14. Лист самооценки. Большую помощь в формировании правильной оценки своих достижений оказывает ученику «Лист самооценки», на котором зафиксированы требования к знаниям и умениям, которые должны быть достигнуты к концу определенного периода. Оценивая достигнутый уровень, ученик ставит перед собой задачи на будущее. Рефлексия позволяет структурировать информацию, мысли и эмоции.
15. Тонкие и толстые вопросы. Стратегия «Тонкий и толстый вопросы» учит детей правильно строить общение. Важно показать детям, в каких случаях вопросы могут быть тонкими, требующими краткого однозначного ответа; а когда необходимы толстые вопросы, на которые нужно отвечать развернуто, обстоятельно. Особенно важно научить детей задавать друг другу открытые вопросы, которые побуждают размышлять, думать, воображать, творить или тщательно анализировать. Умение находить варианты ответов на открытые вопросы и задавать такие вопросы – шаги к формированию критического мышления. Анализ прочитанного текста может быть эффективно организован при помощи приема «Три вопроса». Каждый ученик составляет три «толстых» вопроса для своего соседа по парте. Каждая пара выбирает и задает классу самый интересный вопрос.
У учащихся, проявляющих интерес к иностранному языку, особую популярность имеют задания, способствующие развитию критического мышления: напишите письмо автору книги или статьи, придумайте другое окончание рассказа, опишите то, что предшествовало событиям рассказа.
В заключение хотелось бы отметить, что уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Иностранный язык в данном случае является как целью, так и средством обучения. При выполнении какого-либо задания, учащиеся должны понять главную мысль, воссоздать логику изложения, выделить проблему, сопоставить с тем, что уже знают в этой области, и определить, какая дополнительная информация нам необходима, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме. Как видим, это требует сформированности определенных интеллектуальных умений. Ученики должны уметь проанализировать собранные данные, оценить их значимость, выбрать необходимое, структурировать информацию, затем синтезировать,чтобы использовать при решении проблемы, аргументировать свою точку зрения. Все это умения критического мышления.
Список литературы
Бим И.Л. Обучение иностранным языкам: поиск новых путей / И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2011.- № 1.
Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление - ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. – 2009. - № 4. C. 67-73.
Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация - Калининград, 2007. С. 29-34.
Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. - М.: Просвещение. - 2007. – 345 с.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. - М.: АсТ, 2008. – 367 с.
Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. – Самара: Перемена, 2008. С. 87.
Волков Е.В. Развитие критического мышления: Опыт неспортивного, но здорового и полезного ориентирования в реальности и в себе // Тренинг, 2005.
Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. – М.: наука, 2008. – 378 с.
Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: ЭКСМО, 2008. С. 45.
Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Критическое мышление и новые виды грамотности. - М.: Новое Просвещение, 2008. С. 5-13.
Конева В.С. Формирование критичности как условие овладения младшими школьниками творческой деятельностью // Младший школьник: формирование и развитие его личности. - СПб.: Питер, 2010. C. 59-68.
Коржуев А.В., Попков В.А., Рязанова Е.Л. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. C. 55-58.
Липкина А. И., Рыбак Л. А., Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М.: Наука, 2007.
Миньяр-Белоручев, Р.К. О принципах обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам / Р.К. Миньяр-Белоручев. - М.: Новое Просвещение, 2008. - С. 43-53.
Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус. Вестник Московского университета. - Серия 7. Философия. - 2003. - № 6. С. 97-110.
Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2006. – 289 с.
Ходос Е. А. Критическое мышление: метод, теория и практика. - М.: МИРОС, 2002.