Тема «Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение »

Гусельникова Валентина Ильинична
МБОУ «Бушевецкая ОНШ-детский сад»»
Учитель начальных классов
Русский язык
Класс 2
Тема «Повторение пройденного. Слово. Словосочетание. Предложение »

Цель урока Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения ранее сформированных знаний, формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий на основе их переноса в новые условия в ситуациях неопределенности


Этап урока
Решаемая задача
Деятельность ученика
Деятельность учителя
Время

1.
АДАПТА
ЦИОН
НЫЙ ЭТАП














Проверка домашнего задания
1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке;




2. Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы.
Целеполагание.

Ученики называют тему урока. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют цель урока






Работа с учебником.
Наблюдение.












Работа в парах.
Отвечают на вопрос учителя




Взаимопроверка.



Чистописание.
Взаимопроверка.











*Повторение правила на форзаце учебника.



Беседа.
-Предположите, какой сегодня урок: открытия нового знания или повторения изученного?
- В рамках какой главы будем работать?
-Что повторяли на прошлых уроках? Ожидаемый ответ: глава «Повторение пройденного», т.е. темой нашего урока будет повторение всего изученного в 1-м полугодии, а именно см.оглавление. Повторяли лексику, орфографию.

-Просмотрите страницу. С чем мы будем сегодня работать?
Ожидаемый ответ: выполним упражнения 140, 141, 142 на с 169-172.


При выполнении упражнения какие трудности возникли? Какие правила повторили? Ожидаемый ответ: правило написания безударной гласной в корне слова (поверяемый ударением и непроверяемый), парный звонкий/глухой согласный на конце слова, написание слова с основой на шипящий.

Обсудите в парах на какие группы можно разделить все слова?
*Запись на доске:
лесной полевой лист
степной домашний жук
цветной рогатый лес
дверной морской ключ
кленовый

-Какое словарное слово мы вспомнили?
Ожидаемый ответ: КАРАНДАШ
Какое еще слово мы можем выделить? *Запишите его, выделите орфограмму. Проверьте работу друг друга.

Ожидаемый ответ: КЛЮЧ
*Запишите его, выделите орфограмму. Проверьте работу друг друга.
С помощью каких слов мы проверяли написание слов-названий признаков?
Ожидаемый ответ: с помощью слов-предметов: лесной-лес
- Что мы знаем о родственных словах?
-Написание слов-названий предметов мы проверяли с помощью родственных слов или форм слова?
-Что такое форма слова?
Ожидаемый ответ: слова с согласным на конце.
2 мин.





















4 мин





















4 мин.












2.
ОСНОВ
НОЙ ЭТАП

1.Формирование предметного действия - на основе примера в учебнике, упражнений на доске.
2. Формирование позитивного опыта применения ранее сформированных знаний и действий.

Упражнение 140.
Читают задание упражнения и отвечают на вопросы учителя















Работа в парах.

Читают скороговорки в разном темпе.

Обсуждают, дают развернутый ответ на вопросы учебника.















Работа у доски: письмо с комментированием. Выполняют орфографическую работу.

Мыла Мила Мишку мылом.









Работа со схемой предложения.
В парах обсуждают и дают полный ответ.





Производят разбор у доски.
1. Выделяют основу.

*Повторяют правило на с. 15.

2. Определяют неглавные (второстепенные) члены предложения.

*Повторяют правило на с.32.

Выписывают словосочетания.
мыла (кого?) Мишку
мыла (чем?) мылом



.




Работа в группах.
Читают требование, работают со схемой, придумывают предложения.
Упражнение 140.
-Повторите требование.

Беседа.
-Как называется текст в упражнении?
Ожидаемый ответ: стихотворение, скороговорка.

-Для чего нам нужны скороговорки?
Ожидаемый ответ: Для отработки правильного произношения звуков. Для работы над дикцией.

- Какой звук нам помогает отрабатывать эта скороговорка?
Ожидаемый ответ: Эта скороговорка
нам помогает отрабатывать звуки М и М 1 . Этот звук часто повторяется.

-Прочитайте друг другу скороговорку в разном темпе.


-Прочитайте 1 требование. Подготовьте развернутый ответ на вопросы.
Ожидаемый ответ: -В тексте 1предложение. Так как в конце предложения ставится точка. Тут одна точка.
-Это предложение по цели высказывания повествовательное. по интонации не восклицательное
Это предложение можно разделить на смысловые части и вместо запятых поставить точки, получатся короткие предложения, т. к. предложение- это несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически, выражающих законченную мысль. В предложении есть основа.

-Читаем следующее требование. Запишем первое предложение в строчку.


Письмо с комментированием. Выделить орфограммы.

Мыла Мила Мишку ( с заглавной буквы, т.к. имя, со строчной , если речь идет об игрушке) мылом.
Ожидаемый ответ: орфограмма начала предложения, написание имен, конец предложения.
Слов 4. Все слова начинаются с буквы М, которая обозначает 2 звука мягкий и твердый

Рассмотрите схему предложения. Является ли данная схема схемой данного предложения?
- Как можно доказать?

-Чтобы доказать, что данная схема является схемой 1 предложения, нужно произвести синтаксический разбор.


-Какое правило нам помогло?




- Прочитайте следующее требование: выпишите все словосочетания.

-Что такое словосочетание?
Ожидаемый ответ:
Словосочетание - это несколько слов, связанных по смыслу. В словосочетании есть главное слово- командир и зависимое слово- солдат, к которому задаем вопрос.
-Будем ли выписывать главную пару слов (основу)?
Ожидаемый ответ: Основу выписывать не будем, т.к. это главные члены предложения. Они взаимозависимые.


-Прочитайте следующее требование: придумайте и запишите еще 2 предложения по этой схеме. Выделить грамматическую основу.
.

-Что мы повторяли, выполняя это упражнение?
2 мин.

















1 мин.




3 мин.















3 мин.

















2 мин.


























4 мин.






3.
ТВОРЧЕСКИЙ ЭТАП


Повышение уровня формируемых знаний на основе применения творческих заданий.


Работа с учебником и со словарем.






Работа в рабочей тетради.
На доске: з.л.тое кольцо, вол.сы з.л.тые, з.л.тые руки

Выделяют орфограммы, подбирают проверочные слова


Работают в парах, отвечают на вопросы учителя.






*Повторяют правило на с. 102, с.163, на форзаце учебника.










Выполняют упражнение 142. Отвечают на вопросы учебника, учителя.


Записывают в тетрадь:
Рожь золотая, золотые руки














Работа в парах.
















Ученик представляет свою исследовательскую работу
Упражнение 141
Ожидаемый ответ: около упражнения есть пиктограмма Т, значит потребуется словарь.
- Читаем следующее требование.
Ожидаемый ответ:
во всех 3-х предложениях есть слово- признак золотой.
-Выпишите словосочетания с этим словом.
. -Какое орфографическое правило мы можем тут обнаружить? Подберите проверочные слова. Это родственные слова или формы слов?

Ожидаемый ответ: золотые (золото, золотенький), волосы (волосики)

.- Сравните значение слова- названия признака золотой.
Ожидаемый ответ: сделанный из золота, цвета золота
- Читаем следующее требование.
Ожидаемый ответ: первым родилось словосочетание золотое кольцо. Это прямое значение слова.
- Работа со словарем. Правы ли мы?

Волосы Маши не из золота, как и ее руки. Это образные выражения, первое- это сравнение, а второе- метафора. У слова «золотой» несколько значений- это слово многозначное.

- Какие темы повторили , работая над этим упражнением?
Ожидаемый ответ: безударная гласная в корне слова, родственные слова, многозначные слова.


Упражнение 142 (устная работа)
- Сколько предложений в тексте?
-Какие они по цели высказывания?
Читают вопрос,
Ожидаемый ответ: рожь золотая - спелая, желтая (не совсем точно, т. к. желтый не всегда цвет золота).
Спелая - не подходит по смыслу.
Золотые руки - умелые, заботливые, талантливые. Слова в переносном значении.

-Золотая и золотые - это родственные слова или формы слова? Как написали слово «рожь»? Почему?

-Прочитайте следующую часть упражнения.
-Сколько здесь предложений?
-Какие они по цели высказывания?
- На что похоже это предложение? ( На загадку)
О чем это предложение? (О небе и облаках).
**Выделить орфограммы. Коллективная работа.
-Запишем это предложение. Писать будем соблюдая законы записи стихотворного текста.
** Выделите грамматическую основу

* Подумайте и выскажите предположение, являются ли два последних слова родственными? Обратите внимание на подсказку летучей мыши на с.172
Ожидаемый ответ: в настоящее время эти слова родственными не являются, т.к. у них разные корни.

-Видели ли вы кружева? Представляете, как они плетутся? Может раньше эти слова были родственными? Какое слово дало жизнь другому?


-Что мы выяснили, выполняя это упражнение?
2 мин.






3 мин.
















3 мин.











3 мин.














3 мин.










2 мин.











3 мин.


4.
Итог урока.

Отвечают на вопросы учителя, совместно с учителем подводят итог урока.

Рефлексия.
Какую тему повторяли?
-Что вспомнили?
Ожидаемый ответ: повторяли тему «Слово. Предложение. Словосочетание». Вспомнили что такое предложение, какими предложения бывают по цели высказывания, главные и неглавные члены предложения, основа предложения, схема предложения, родственные, многозначные слова.
-Что нового узнали на уроке?
Ожидаемый ответ: слова и словосочетания могут иметь прямой и переносный смысл.
2 мин.


15