Конспект урока по математике для 1 класса «Число и цифра 7»
Тип урока: ОНЗ
Тема: « Число и цифра 7» (1 класс)
Основные цели:
Сформировать представление о числе 7 с опорой на числовой отрезок, способность к его записи цифрой.
Сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах 7, к движению по отрезку несколькими шагами.
Повторить схематическую и знаковую форму записи числа в пределах 7, сравнение групп предметов по количеству и запись результатов с помощью знаков « больше», «меньше», «равно»
Раздаточный материал: карточки для первичного закрепления
Дидактический материал:
1. Картинка путешественника с рюкзаком за спиной.
2. Картинка гор с количеством вершин от 1 до 6 и окошками для графического изображения чисел и знаков.
3.Модель числового отрезка.
4. Эталоны выполнения заданий.
5. Картинки солнца и туч для самооценки.
Оборудование: презентация --- пословицы, в которых упоминается число 7:
Всемером пойдём --- далеко уйдём
Семеро одного не ждут
Семь раз отмерь --- один раз отрежь
Самоопределение к учебной деятельности. (1 мин)
На доске картинка путешественника с рюкзаком за спиной.
--- Как вы думаете, какое отношение этот человек имеет к нашему уроку? (Мы продолжаем наше путешествие по стране Математике.)
--- Да, наших знаний становится больше. Что мы знаем о группах предметов? Какие числа изучили? Что умеем делать с помощью числового отрезка?
--- Помогут ли эти знания в пути? (Да)
--- Что нужно, чтобы любое путешествие было интересным и полезным? (Быть внимательным, активным, дружно работать)
--- А что говорят в этом случае в народе? («Всемером пойдём --- далеко уйдём»). (Учитель выводит на экран первую пословицу)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.(7-8 мин)
Актуализация способности соотносить количество предметов с графической моделью чисел и цифрой.
Учитель открывает сторону доски, где помещено задание (горы с вершинами от 1 до 6 и карточками с графическим изображением чисел и цифрами)
--- Любое путешествие не обходится без трудностей. Давайте преодолеем эти горы.
Какое задание нужно выполнить? ( Посчитать вершины, изобразить схемой, записать цифрой). Ученики выполняют задание с комментированием у доски.
Актуализация вычислительных навыков в пределах 6, способности устанавливать порядок в множестве чисел от 1 до 6, находить на числовом отрезке числа, смежные с заданным числом.
Учитель оставляет на доске карточки с числами в разном порядке.
--- Что поможет навести порядок в расположении чисел? (Числовой отрезок)
Учитель помещает на доску модель числового отрезка.
Ученик помещает карточки с числами в определённом порядке с комментированием.
--- Сосчитайте от 1 до 6.
--- Как получить число предыдущее для числа 4? (Переместиться влево)
--- Как получить число следующее за числом 5? (Переместиться вправо)
Индивидуальное задание.
--- Решите примеры на карточках, используя числовой отрезок, за 2 минуты. Сможем ли мы ждать потом одного? (Нет)
--- Какая пословица сейчас нам подойдёт? (Семеро одного не ждут) (Учитель выводит на экран вторую пословицу рядом с первой)
--- Какие трудности встретились на пути?
Учащиеся фиксируют, что для решения последнего примера не хватает числового отрезка.
Постановка проблемы. (1 мин)
--- Какое задание выполняли?
--- Чем последний пример отличается от остальных? (Не знаем обозначения числа)
--- Что нужно сделать, чтобы решить его? (Договориться, как обозначим число и его состав)
--- Сформулируйте цель и тему урока. (Цель --- договориться, как обозначим число 7, узнать его состав, найти предыдущее и последующее число на числовом отрезке. Тема --- «Число и цифра 7»)
Проектирование и фиксация нового знания. (8 мин)
--- А смогли бы вы графически изобразить число 7? (Да)
--- Что ещё необходимо для обозначения числа? (Знак)
--- Откройте стр. 2 и посмотрите, как люди договорились записывать число 7.
Учитель проговаривает, как следует писать цифру и пишет на доске.
--- Теперь вы можете записать результат на карточках? (Да)
--- А можем проверить результат на числовом отрезке? (Нет)
--- Почему? (Отрезок заканчивается числом 6)
--- Что нужно сделать? (Добавить ещё один единичный отрезок)
--- Теперь сможем выполнить проверку? (Да)
--- Узнать, как получить число 7, поможет задание учебника на стр. 2.
Дети работают самостоятельно в учебнике-тетради.
--- Как получить число 7?
--- Решена наша задача? (Да)
Первичное закрепление. (5 мин)
На стр.3 дети записывают цифру 7.
Работа по карточкам.
Дети выполняют действия сложения и вычитания с фигурами в мешках, используя термины «часть» и «целое», и записывают в окошки примеры. Выполнение каждого задания комментирует один ученик.
Самоконтроль с проверкой по эталону. (5 мин)
--- Решите примеры № 5 на стр.3,только сначала хорошенько подумайте, потом пишите ответ. Как говорят в этом случае? («Семь раз отмерь --- один раз отрежь»)
(Учитель выводит на экран пословицу рядом со второй)
--- Сравните свою запись с образцом. (Учитель помещает на доску образец выполнения задания) Учащиеся вносят исправления в свою работу и выясняют причины ошибок.
Включение в систему знаний и повторение.(5 мин)
--- Рассмотрите задание № 3 на стр.2. Что нужно сделать? (Сравнить группы предметов по количеству)
--- Прокомментируйте образец выполнения задания.
--- Сравните остальные пары мешков самостоятельно.
--- Проверьте правильность выполнения по образцу. (Учитель помещает на доску образец выполнения задания)
Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
--- Наше путешествие подходит к концу. Прочитайте пословицы, которые вы услышали. Что их объединяет? ( Упоминается число 7)
--- Чему учат эти пословицы?
--- Где ещё вы встречались с этим числом? ( В неделе 7 дней)
--- Какой была цель урока? Достигли мы её? Что вы узнали об этом числе на уроке?
--- Дома выполните задания № 6 и № 7 и вспомните сказки, в названиях которых упоминается число 7, а желающие могут принести книгу в класс.
--- С каким настроением вы закончили путешествие? Оно солнечное или пасмурное, как погода в горах? (Учитель предлагает выбрать соответствующий знак)
--- Довольны ли вы своей работой? Далеко ли мы ушли? Почему? (Были вместе)
--- Хорошо ли «отмеряли», чтобы «отрезать»?
--- Не пришлось ли нам ждать одного?